На кого охотятся финансовые мошенники
На днях финишировал всероссийский опрос для граждан и представителей бизнеса о безопасности финансовых услуг. Его почти на месяц запускал Банк России. Среди прочего участников опроса просили ответить, с какими видами кибермошенничества они сталкивались за последний год, пострадали ли от действий злоумышленников и вообще как банки информировали клиентов о правилах безопасного финансового поведения.
О том, насколько сейчас население восприимчиво к предупреждениям и советам по финансовой безопасности, мы побеседовали с начальником юридического отдела ставропольского отделения Банка России Павлом Филем.
- На фоне новостей о тех внушительных суммах, которые достаются мошенникам по причине доверчивости граждан, финансовая безопасность стала одной из тем, что постоянно на слуху. Опрос позволяет оценить, слышат ли советы люди?
- Опрос о безопасности финансовых услуг проводится не впервые. Во-первых, его результаты показывают сильные и слабые стороны тех организаций, которые непосредственно предоставляют населению и бизнесу финансовые услуги. На основе ответов мы можем указать банкам на проблемы и дать рекомендации по исправлению недостатков.
Во-вторых, опрос дает понять, есть ли белые пятна в финансовом просвещении людей. Тогда есть возможность более четко скорректировать просветительскую работу. И в-третьих, подобные исследования дают нам возможность составить усредненный типичный портрет жертвы кибермошенников. Это знание тоже для нас важно, оно показывает, с какими категориями граждан надо плотнее работать по части финансовой грамотности.
Результаты опроса мы публикуем у себя на сайте, делимся ими со всеми организациями и ведомствами, которые включены в сферу финансового просвещения или борьбу с мошенниками.
- Вы сказали о составлении портрета жертвы мошенника. В нашем крае кто чаще попадается на уловки аферистов?
- Действительно, так называемый портрет отличается в разных регионах России, а также может меняться от года к году. На Ставрополье по итогам опроса в конце 2023 года выяснилось, что типичная жертва мошенников заметно «помолодела».
Если в 2022 году это была городская жительница со средним уровнем дохода и средним образованием от 45 до 64 лет, то в 2023 году ее возраст спустился к отметке от 24 до 44 лет. Во многом это может быть связано с тем, что мошенники стали активнее использовать те каналы коммуникаций, где больше молодых людей: мессенджеры и соцсети.
Также надо отметить, что если в 2022 году среди пострадавших число мужчин было немногим больше, то в 2023 году доля женщин среди жертв кибермошенников стала существенно выше доли мужчин, а именно на 11 процентных пунктов.
- Скажите, опрос показывает, какие ошибки чаще всего допускают жертвы мошенников?
- Во всероссийском опросе прошлого года приняли участие почти 400 тысяч человек со всей страны. Это огромная и весьма репрезентативная выборка. И мы увидели, что есть несколько важных тенденций в поведении людей при контакте со злоумышленниками.
Так, 15% опрошенных из числа пострадавших сообщали незнакомцам коды из СМС-сообщений, еще столько же, будучи введенными в заблуждение, переводили сбережения злоумышленникам, 14% называли мошенникам данные банковской карты, а 11% вводили эти данные на мошенническом сайте.
Самый маленький процент пострадавших (4,8%) оформляют под давлением мошенников на себя кредит и переводят полученные деньги аферистам.
- Жертвы мошенников чаще теряют крупные суммы или небольшие?
- Как правило, в новостях мы видим людей, потерявших крупные суммы. Но основную массу опрошенных жертв составляют люди, потерявшие до 20 тысяч рублей. Причем хочу обратить внимание: порядка 27% опрошенных пострадавших никуда не обращаются после контакта с мошенниками. И примечательно, что у большинства из них (78%) сумма ущерба составила как раз менее 20 тысяч рублей. То есть это самая многочисленная часть жертв мошенников.
Конечно, это неправильно. Нужно всегда обращаться в полицию, даже если вы считаете сумму ущерба незначительной. Ведь, кто знает, возможно, именно ваш случай и поможет задержать банду мошенников.
- Вы сказали о финансовом просвещении населения. Оно развернуто в серьезных масштабах и в стране, и на Ставрополье в частности. Но судя по тому, что люди продолжают верить аферистам, есть сомнения, что эти профилактические меры дают должный результат.
- Не соглашусь. На одного обманутого человека будут десятки человек, которые не стали с мошенниками даже общаться, сразу положили трубку или удалили письма с подозрительными ссылками. Как раз об этом говорят результаты прошлогоднего опроса.
На Ставрополье мы опросили в прошлом году почти 3600 человек. Больше половины из них сказали, что регулярно видят материалы о противодействии мошенникам, о существующих рисках. А больше тысячи признались, что сталкивались с мошенниками, но никаких действий по их указанию не совершили. В свою очередь треть(!) опрошенных в момент диалога со злоумышленниками как раз вспомнили о правилах кибербезопасности. То есть получается, что они не поддались на уловки. И это очень хороший результат финансового просвещения.
Другой момент в подтверждение этого. В прошлом году мошенники похитили у россиян почти 16 млрд рублей. Если бы не просветительская работа, то по некоторым оценкам эта сумма могла бы быть в 50 раз(!) выше.
4 декабря 2024 года