16:45, 23 октября 2024 года

Настоящие жемчужины фольклора приносят ансамблю «Ставрополье» экспедиции по краю

Как известно, современная народная культура Ставропольского края формировалась столетиями на основе особенностей историко-культурных традиций, привнесенных сюда в ходе заселения территории Северного Кавказа переселенцами из разных регионов России. Так причудливо соединились в уникальную гармонию элементы разных культур - южнорусской, малороссийской, казачества, северокавказских, тюркских народов.

Более сорока лет, со дня своего основания, Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» ведет последовательную работу по изучению, сбору и обработке традиционной песенной и обрядовой культуры Ставропольского края. Специалисты ансамбля регулярно выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции. В октябре текущего года состоялись две такие поездки специальной команды во главе с методистом по фольклору Еленой Толстокоровой в село Арзгир Арзгирского муниципального округа и поселок Новокумский Левокумского муниципального округа.

У каждого из них своя история, в том числе культурная. Село Арзгир - восток края, земли которого после окончания Кавказской войны заселяли крестьяне из Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Екатеринославской губерний. И сегодня традиционная культура Арзгира представлена обрядами и песнями двух славянских ветвей одного древа – русской и украинской. Бережно сохраняет культуру переселенцев народный коллектив самодеятельного художественного творчества фольклорный ансамбль «Родник», руководит которым хормейстер Светлана Мовчан в сотрудничестве с концертмейстером Вадимом Зайцевым. Ансамбль состоит из 12 человек, большинство из них – коренные жители села. Основу репертуара составляют песни, записываемые на протяжении многих лет. В ходе нынешней встречи специалистами «Ставрополья» были зафиксированы местные колядки, элементы свадебного обряда, хореография так называемых плясовых песен, а еще уникальная школа вышивки и традиционного костюма переселенцев, ставших теперь коренным населением Арзгира.

Не менее интересной получилась и вторая экспедиция – в поселок Новокумский, который известен фольклористам не только нашего края, но и всей России. В 60-х годах прошлого века поселок стал одним из мест поселения вернувшихся из Турции казаков-некрасовцев и духовных молокан. И сегодня особый пласт культуры Ставропольского края составляет эта уникальная этно-конфессиональная группа - носительница ярчайшего культурного наследия России начала XVIII века. Она названа в честь своего предводителя Игната Некрасова и состоит из русских старообрядцев, потомков донских и хоперских казаков, которые после подавления Булавинского восстания (1707-1709) прожили на территории Османской империи более 250 лет, приняв подданство турецкого султана.

Теперь в поселке Новокумском стали коренными и духовные молокане, которые когда-то проживали в Карской области, глухой провинции России, а затем и Турции. Положение карских молокан всегда определялось уровнем межгосударственных отношений Турции и России, поскольку Карская область в разные периоды относилась то к России, то – с 1921 года - к Турции.

В 2013 году в поселке Новокумском для сохранения уникальных традиций была создана этнодеревня казаков-некрасовцев и духовных молокан, которая является филиалом Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Чтобы познакомиться с этим уникальным островком культуры, специалисты ансамбля «Ставрополье» посетили Новокумский центр традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан. Возглавляет центр потомственная некрасовская казачка Оксана Григорьевна Шепелеева. В команду методистов центра входят руководитель театра кукол «Жордалиночка» Валентина Лясковская, руководитель аутентичного ансамбля «Некрасовские казаки» Валентина Синякова, экскурсовод подворья духовных молокан Надежда Самарина, экскурсовод некрасовского подворья Наталья Никулушкина. Все они люди не случайные - это уроженцы поселка Новокумского, и каждый из них не первый год изучает культуру, быт, традиции здешних жителей изнутри, имея родственное отношение к казакам-некрасовцам или духовным молоканам. Методисты центра познакомили участников экспедиции с местными песнями, обрядами и особенностями традиционной праздничной и повседневной одежды. Много интересного дали проведенные ими мастер-классы по покрытию свадебного и «бабичьего» головного убора казачки-некрасовки, по созданию некрасовской куклы, знакомство с кухней, играми, уникальными некрасовскими карагодами, с традицией «крыловождения».

Еще одной целью экспедиции ансамбля «Ставрополье» являлось уточнение деталей концертного костюма. В процессе представленных обрядов методисты центра консультировали гостей, разъясняя предназначение некоторых немаловажных составляющих народного костюма. Так что в ближайшее время на концертах ансамбля «Ставрополье» зритель сможет увидеть обновленные наряды артистов в знаменитых вокально-хореографических композициях «Садила баба лук-щеснок» и «Марусенька пшаниченьку жала», которые в результате полученных сведений станут еще более точными, историчными.

Сегодня изучением нематериального культурного наследия некрасовских казаков и духовных молокан занимаются многие российские и зарубежные ученые. Издано множество исследовательских трудов и монографий о наследии казаков-некрасовцев. Однако невозможно переоценить живое общение с прямыми представителями этносов, услышать их мнение, увидеть предметы быта, пережившие своих хозяев на сто и более лет, буквально ощутить запах времени, который удалось передать настоящим хранителям традиций. Как отметила заместитель директора Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье» Светлана Закорецкая, весь собранный в экспедициях материал скрупулезно зафиксирован специалистами ансамбля и в дальнейшем будет обязательно использован при постановке новых концертных программ. Собственно, это давний, проверенный временем метод работы «Ставрополья», помогающий так ярко и точно отражать в своем творчестве подлинно народную культуру нашего края.

«Собиратели жемчужин фольклора»
Газета «Ставропольская правда»
25 октября 2024 года