16:20, 30 июля 2024 года

«КАРДО» – Благотворительный фонд в помощь уличным творцам

«КАРДО» – так в Римской империи называлась центральная городская улица. Сегодня это слово обретает новый смысл и новую силу, потому что «КАРДО» – это благотворительный фонд, первая международная премия за развитие уличной культуры и спорта, это проект в составе президентской платформы «Россия – страна возможностей». Это поиск и поддержка талантов в области уличной культуры и спорта и создание социальных лифтов для деятелей улиц, рассказывает руководитель фонда Валентин Работенко.

Длинная история

— Валентин Александрович, вы как-то сказали, что на «КАРДО» нельзя приехать, что вы не фестиваль. Как лучше объяснить, кто вы? И как к вам попасть?

— Формулировка «приехать на «КАРДО»» действительно не совсем корректная. Правильно будет сказать: «стать частью «КАРДО». «КАРДО» — это очень длинная история. Отбор к нам продолжается восемь месяцев. Фестиваль же не может длиться восемь месяцев, верно? Вот фестиваль Burning Man длится восемь дней. А мы – благотворительный фонд развития уличной культуры, система поиска и поддержки талантов, длинный сезонный проект. У нас многоуровневая система отбора. Это четыре конкурса: соревнования, видеоконкурс, премия и грантовые проекты, на которые мы совместно с «Росмолодежью» выделяем деньги. Плюс есть офлайн-квалификации, когда проходят национальные и региональные чемпионаты. А в конце — гранд-финал.

— И всё это как раз восемь месяцев продолжается?

— Да, с февраля по октябрь. Просто из-за того, что есть такой яркий гранд-финал, кульминация события, нас и путают с молодежным фестивалем. Потому что мало кто видит происходящее до финала. Мало кто видел в этом году 17 фестивалей в регионах и два за рубежом — в Молдове и Беларуси. Они локальные, не привлекают большое информационное внимание и количество участников. Это как чемпионат мира по футболу. Никто же не видит всю систему отбора, товарищеские и турнирные матчи. Мы только по телевизору раз в четыре года смотрим конец, как и Олимпиаду. То же самое с «КАРДО».

— А на гранд-финал уже могут приходить зрители, болельщики и все желающие?

— Конечно! Мы всем очень рады. Можно даже самим попасть в систему отборов, побывать на площадках всех выступлений, на практических и лекционных мастер-классах или просто потусить.

Возраст и направления

— Какими видами уличной культуры нужно заниматься, чтобы стать частью проекта? Есть ли возрастные ограничения?

— Ограничения у нас от шестнадцати лет и без верхнего потолка. Нашему самому возрастному участнику, если не ошибаюсь, 62 года.

— Ого! А что это за человек?

— Он танцор, бибой – так называют танцоров брейкинга. В диджеинге, в граффити много возрастных участников. Кому-то за тридцать, за сорок, за пятьдесят. Чем дальше от спорта и ближе к культуре, тем больше возраст смещается вверх. Но у нас появилось свежее направление «КАРДО-ДЕТИ» — это, наоборот, до шестнадцати лет. Возможно, скоро мы разделим регистрацию на подразделения: до шестнадцати и старше. Тогда вообще весь возрастной диапазон будет охвачен. А направлений уличной культуры у нас сейчас одиннадцать. Они разделены на три большие категории. Первое — это хип-хоп-культура, в которую входят брейкинг, хип-хоп-танцы, диджеинг и граффити. Второе направление — это экстрим-спорт: скейтбординг, BMX и трюковой самокат. И направление уличного спорта, в которое входят паркур/фриран, воркаут, трикинг.

— Получается, что центр российской уличной культуры — Ставрополь? Как так вышло?

— Это частый и сложный вопрос. Я думаю, что центр уличной культуры всё равно остается в Москве — по количеству людей, мероприятий, организаторов. Просто именно Ставрополь, наверное, занял какую-то новаторскую нишу. «Улицы России», общероссийская общественная организация, тоже началась со Ставрополья. Нам помогает внимание местного правительства, в частности губернатора, которому импонирует всё интересное. И он видит в этом потенциал, перспективу. Потом я сам по себе родом из Ставрополя, там начинал первые проекты, пилотные версии «КАРДО». Ну и, наверное, с точки зрения новаторства, поиска талантов и дальнейшей работы с ними, с точки зрения масштаба Ставрополь можно считать сегодня флагманом, а может быть, даже лидером в уличной культуре. Но по количеству событий, по количеству людей и нишевых профильных мероприятий Москва всё равно будет находиться впереди.

Что дает участие

— Что дает участие в «КАРДО»? Кто-то получил призы, деньги, прославился?

— Очень много всего можно назвать. Кто-то получил, как вы правильно сказали, денежные премии, кто-то получил некое уважение, узнаваемость внутри профильного сообщества и какого-то направления. Кто-то получил свою минуту славы перед большой аудиторией в рамках гранд-финала, во время его трансляции. Но есть и более ценное. Многие победители сейчас стали судьями «КАРДО-ДЕТИ». Какие-то участники стали организаторами и наставниками. Некоторые амбассадоры даже становятся советниками министров по делам молодежи, физической культуры и спорта, чтобы на общественных началах участвовать, скажем так, в корректировке тех процессов, которые идут в регионах, чтобы они более корректно развивались, инфраструктура правильная строилась и события проводились не для галочки, а те, которые реально нужны сообществу, нужны людям, которые там проживают. А кто-то получил грант на реализацию своих идей и уже успешно начал свой проект. Эта разноуровневая система и отличает «КАРДО» от всех проектов, которые есть и в нашей стране, и в целом в мире в этой большой индустрии уличной культуры, спорта и экшен-спорта. Обычно человек выиграл в чемпионате, получил минуту славы, какие-то призовые деньги, подарки от партнеров, и на этом задача организаторов заканчивается. В нашем же случае работа только начинается. Мы берем на себя ответственность, если можно так выразиться, за корректировку жизненного пути человека. Кому-то мы находим коучей, психологов, кому-то подбираем наставников, за кого-то мы ходатайствуем перед брендами уличной культуры и смежными брендами, которые позиционируются через экстремальные или уличные виды спорта, чтобы они подписывали контракты с нашими победителями, активистами либо лицами проекта. Именно поэтому «КАРДО» из индустрии в целом является, наверное, одним из самых важных проектов для общества. Наши участники смогут разделить свою жизнь на до и после победы. Участие в «КАРДО» может повлиять на всю жизненную траекторию.

Открытая конкуренция

— На профессиональных соревнованиях часто царит агрессивная атмосфера. А у вас все обнимаются, один иностранный участник говорил, что все сразу становятся друзьями просто потому, что они все здесь собрались. У ваших ребят нет спортивной злости?

— На самой площадке спортивная конкуренция и в хорошем смысле агрессия, в том числе по отношению к себе, точно присутствуют. Без этого невозможно выйти на новый результат. Но мы создаем другую, не агрессивную атмосферу. Наша задача сделать так, чтобы ребята из разных культур общались, знакомились, и даже если они конкурируют, чтобы они конкурировали по-честному и признавали того, кто лучше, отдавали ему дань уважения. Поэтому когда китаец соревнуется с русским и японцем в финале по трикингу, когда у них идут финальные тройки и после становится понятно, что спортсмен из Китая выиграл, то все бегут его обнимать, говорить ему, что он красавчик, потому что он был на голову выше остальных и все это признают. Здесь нет политики, никто не пытается играть на политической истории, что тебе нужно стоять под своим флагом до последнего и всех остальных оценивать через холод и конкуренцию. Сначала идет человеческое общение. Сначала дружба. После этого уже всё остальное. Если это конкуренция, то правильная, открытая. После, когда люди разъезжаются, они делают много коллабораций, снимают совместные видео, поддерживают связь, даже семьями дружат. Вот в политике есть общественная дипломатия. И мне кажется, что у нас общественная дипломатия, которая реально работает.

— У вас очень много участников из других стран. Как они узнают о том, что в России вот такое происходит?

— Мы работаем с иностранцами на постоянной основе, как и с участниками внутри нашей страны. У нас есть амбассадоры в Аргентине, Бразилии, Ираке, в европейских странах, в Приднестровье. Есть в странах СНГ, в Казахстане, Узбекистане, Молдове. Проходят и региональные, национальные этапы. В онлайн-этапе у нас вообще было 92 страны. На гранд-финале после всех испытаний остались участники из 21 страны, и это, мне кажется, хороший показатель интереса к проекту.

Автор: Работенко Валентин Александрович, участник проекта «PR Акселератор «Формула успеха».

Страница лидера НКО по ссылке.