Юрий Скворцов: Депутаты едины в поддержке СВО
Председатель комитета Думы Ставропольского края седьмого созыва по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Юрий Скворцов – человек очень занятой, поэтому предпочитает назначать встречи «посторонним», в том числе журналистам, задолго до начала рабочего дня. В 8 утра он уже в кабинете: изучает документы, почту, готовится к многочисленным совещаниям. Отпечаток на распорядок дня наложила и служба в ФСБ, откуда в звании полковника он ушел в отставку. А поводом для нашей беседы послужила юбилейная дата – 30-летие со дня образования краевого парламента, которое недавно широко отметили на Ставрополье, и, собственно, вклад комитета в общий котел работы Думы СК действующего созыва. Юрий Скворцов также прокомментировал некоторые законодательные инициативы, вызвавшие наибольший общественный резонанс.
- Когда я был заместителем председателя правительства СК, то приходил на работу еще раньше, в 7 утра, - говорит Ю. Скворцов. - Губернатор Владимир Владимиров, который, кстати, сам «жаворонок», поначалу не поверил, целый месяц меня проверял: звонил ровно в семь. Потом как-то говорит в шутку: «У нас появился еще один конкурент, рано приходящий», - Гладков (руководитель аппарата ПСК Вячеслав Гладков, а ныне губернатор Белгородской области, - Авт.). Впрочем, работа в правительстве такая напряженная, что на время никто не смотрит. И в Думе края тоже.
- Юрий Алексеевич, краевой парламент, в структуре которого девять комитетов, отработал половину своего пятилетнего срока – экватор уже позади. Комитет по законодательству, на мой взгляд, был среди самых заметных и работоспособных, если говорить о числе рассмотренных законопроектов. Вот такая интересная статистика: прошлом, 2023 году депутатский корпус принял 153 закона, из которых 35 – именно по вопросам ведения возглавляемого вами комитета. С чем это связано, и вообще, как оцениваете профессиональную подготовку своей команды?
- Прежде всего хочу подчеркнуть, что депутаты седьмого созыва работают в непростых условиях, связанных с проведением специальной военной операции (СВО), что, конечно же, наложило отпечаток на законодательную повестку Думы СК. И на этом направлении, проявив лучшие человеческие и профессиональные качества, отличились все без исключения депутаты – независимо от политических предпочтений и членства в комитетах. Народные избранники едины в поддержке участников СВО и их семей.
Что же касается вопроса о работоспособности комитета по законодательству, то тут, как говорится, сам бог велел: традиционно здесь сконцентрирован большой массив направлений деятельности Думы края. Это законопроекты, связанные с государственным строительством, выборами, борьбой с коррупцией, вопросами государственной и муниципальной службы, местного самоуправления и другими.
Приведу такой пример. Практически сразу после избрания, без раскачки, нам пришлось приводить краевое законодательство в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», принятым Госдумой в конце 2021 года. Базовые механизмы единства и взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления были учтены при внесении изменений в более чем сотню краевых нормативно-правовых актов, и часто это были отнюдь не косметические поправки, а новые законы. В их числе – о системе органов государственной власти; о губернаторе, правительстве и Думе края; о статусе депутатов и другие.
Уже в мае 2022 года депутаты приняли новый Устав края, где нашли отражение все эти новации. Но что важно, была сохранена историческая преемственность, подходы к специфике управления краем и преамбула старого документа. Значительная часть предварительной работы была проделана именно комитетом по законодательству - депутатами и работниками аппарата, мои девчонки головы не поднимали! А ведь было серьезное давление, некоторые консерваторы настаивали, что достаточно лишь «подрихтовать» старый устав. Пришлось идти к председателю Думы и к губернатору, чтобы убедить в принятии именно нового устава. Их поддержка была получена…
Что касается профессионализма и качества проделанной работы депутатов - членов комитета по законодательству, то ставлю оценку «отлично». Они классные специалисты и, что немаловажно, почти все имеют юридическое образование. В их числе мой заместитель Владимир Шевченко, за плечами которого работа в избиркоме края и в Думе Невинномысска. Хорошо известен землякам президент нотариальной палаты Ставропольского края, председатель краевой Общественной палаты Николай Кашурин. Кстати, он Герой труда Ставрополья, равно как и другой член комитета Роман Савичев – практикующий юрист, руководитель одной из крупнейших юридических компаний края. Огромный багаж знаний и заслуженный авторитет имеют экс-начальник ГУВД по СК генерал-лейтенант в отставке Александр Олдак и бывший руководитель управления Федерального казначейства по СК Игорь Тапсиев. Ну и особый вес комитету по законодательству придают два первых заместителя председателя Думы края – Дмитрий Судавцов и Виктор Гончаров, опытные парламентарии, хорошо известные даже за пределами нашего региона. Итого семь человек. Это как раз тот случай, когда «лучше меньше, да лучше».
- Принцип единой системы публичной власти был закреплен в обновленной Конституции России в 2020 году, что потребовало от депутатского корпуса края пересмотреть ряд положений, касающихся полномочий и структуры органов местного самоуправления. Каковы плюсы и минусы так называемой одноуровневой модели организации системы власти?
- Если говорить о местном самоуправлении, то сегодня вся исполнительная власть сосредоточена в округах, а главу назначает (с учетом мнения губернатора) окружной представительный орган. Сейчас в селах, станицах и аулах нет избранных руководителей администраций – их заменяют начальники территориальных отделов, которых назначают главы муниципальных или городских округов.
Большой плюс такой вертикали заключается в том, что появился единый рычаг управления, один центр принятия решений, включающий главу, представительный орган, администрацию. В округе единый бюджет и план развития территории. В результате экономятся очень значительные средства, которые ранее шли на содержание подчас раздутых аппаратов поселковых администраций и сельских советов. Экономится примерно 35 - 40% фонда зарплаты, что существенно, учитывая дотационность большинства поселений. Раньше остро стояла кадровая проблема: в сельскую власть порой попадали случайные люди, не имеющие нужного образования, иногда даже с криминальным прошлым. Теперь такой проблемы нет.
А минус, на мой взгляд, в недостаточной оперативности принимаемых решений, поскольку трудно в полной мере владеть ситуацией в каком-нибудь отдаленном селе, где начальник территориального отдела может появиться раз в неделю. А если он ушел в отпуск? Особенно это касается вопросов миграции – больной темы не только для Ставрополья, но и России в целом. Трагедия в московском «Крокус-Сити» – печальный тому пример.
- Но многое зависит и от человеческого фактора. Согласитесь, нет гарантии, что избранный глава села окажется честнее назначенного чиновника и не позволит прописаться нелегальному мигранту. К сожалению, взяточничество неистребимо. Ведь не на пустом месте рождаются слухи о «тарифах» за сдачу экзамена по русскому языку, за прописку, фиктивный брак…
- Да, проблема есть. Конечно, масштабы здесь не московские. У нас потребность в рабочих руках мигрантов небольшая. А вопросы контроля замыкаются на краевое ГУВД, которое отслеживает миграционные потоки. Информирует полиция главу округа примерно раз в месяц, что прибыло на его территорию столько-то человек. Да, эта информация, скорее всего, правильная, но она не отражает всех реалий и быстро устаревает. А участковый порой просто не в состоянии держать руку на пульсе проблемы, за ним иногда закреплены несколько населенных пунктов, между которыми десятки километров.
- И что делать?
- На мой взгляд, определенные полномочия в сфере миграции нужно закрепить за органами местного самоуправления, чтобы работать в тесной связке с полицией, прокуратурой, ФСБ. А еще главам не нужно закрывать глаза на такие факты, когда из малых сел уходит почтовое или банковское отделение, ликвидируется фельдшерский пункт. Местная власть должна пресекать такие попытки, негативно влияющие на качество сельской жизни. В этом плане показателен пример, связанный с мобилизационной работой – множество проблем возникло в период отправки бойцов для участия в СВО из-за того, что не были налажены вопросы учета и взаимодействия военных комиссариатов с муниципалитетами. Потребовалось вмешательство губернатора, чтобы отладить мобилизационный механизм и связь с призывниками, главы получили функционал, ранее бездумно упраздненный.
- Может быть, здесь подспорьем могли бы стать старосты? Недавно Дума края по рекомендации вашего комитета вносила изменения в законодательство по поводу функционирования этого института.
- Там не идет речь, например, об учете призывников или о контроле за миграционными потоками. Это слишком сложные проблемы. В свое время мы ввели этот институт, следуя требованиям федерального законодательства, однако функционал старост – наиболее уважаемых людей населенных пунктов – заключается в регулировании небольших вопросов местного значения, выносимых на решение схода граждан, например мест выпаса скота, ремонта дороги. Кроме того, работа старосты не оплачивается из бюджета. Не уверен, что у нас на юге этот институт получит развитие. Скорее всего, он будет работать в Сибири, в Забайкалье, где расстояния между деревнями порой 300-400 километров. Но тем не менее и в ставропольских малых селах нужно внедрять наиболее эффективные формы общественного самоуправления.
- Скажите, а с чем связано недавнее принятие региональной Думой законов о наделении ряда городских округов края статусом муниципальных округов? Среди них такие крупные, как Нефтекумский, Изобильненский, Минераловодский…
- Переход к одноуровневой окружной модели самоуправления (то есть отказ от сельсоветов с их выборными главами и депутатами) был обусловлен поправками в федеральное законодательство, в частности в № 131-ФЗ. Вместо муниципальных районов многие субъекты РФ стали создавать муниципальные и городские округа с единой администрацией. Только вот четкие критерии образования городских округов появились относительно недавно. Вкратце критерии таковы: не менее двух третей населения должны проживать в городе; средняя плотность населения в таких территориях должна быть выше в пять раз и более, чем в среднем по России; площадь сел не должна превышать городскую в два раза.
- То есть названные выше бывшие ставропольские городские округа не соответствуют этим критериям?
- Не соответствуют. По этой причине десяток городских округов Дума края недавно переименовала - наделила статусом муниципальных округов. И это справедливо, тем более для таких исконно сельских районов, как Ипатовский, Петровский, Благодарненский… Да там и городской инфраструктуры почти нет.
- Юрий Алексеевич, я присутствовал на одном из заседаний комитета по законодательству, где депутаты рассматривали кандидатуру Николая Лисинского на должность уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае. Речь шла о назначении на второй срок. Выслушав доклад уполномоченного за 2023 год, я обратил внимание на то, что деятельность его аппарата отчасти пересекается с работой полиции, Минобороны и некоторых других структур. Особенно удивил тот факт, что Николай Лисинский помимо основных обязанностей помогает и в розыске наших бойцов, пропавших без вести в зоне СВО, в освобождении пленных, решает спорные вопросы по выплатам и компенсациям воинам. Ведь аналогичные просьбы поступают и к депутатам, к вам в том числе. Кто вообще должен отвечать за эту работу?
- Отмечу, что Николай Лисинский был рекомендован на должность омбудсмена края губернатором Владимиром Владмировым на второй срок. Получил одобрение в федеральных структурах и был недавно утвержден Думой края как человек очень достойный и блестящий профессионал, каких мало. За его плечами десятки лет службы по охране границ России, начинал с низов и дослужился до начальника Регионального пограничного управления ФСБ РФ по Южному федеральному округу, генерал-полковник в отставке.
За минувшие годы аппаратом уполномоченного проделана колоссальная работа, и все члены комитета по законодательству, на который возложена функция взаимодействия с этой правозащитной структурой, с большим уважением отзывались о Н. Лисинском, рекомендуя его на новый срок. А проблематика, связанная с проведением СВО, действительно сегодня занимает существенную долю обращений граждан в адрес уполномоченного, и Николай Лисинский как человек отзывчивый на чужую беду, конечно, помогает землякам, используя в том числе и личные связи для поиска пропавших без вести или пленных бойцов. И действует он довольно эффективно, привлекая военную полицию, прокуратуру, ФСБ, МВД… Но все это базируется на личном авторитете. Проблема же заключается в том, что сегодня отсутствует единая система управления, которая могла бы эффективно и быстро решать вопросы, связанные с поиском пропавших без вести, пленных, разбором жалоб и т. д. Нет координирующего органа. Здесь, на мой взгляд, правовой пробел, и Центру нужно определиться законодательно – кто главный, кто координирует процессы.
А что касается депутатов Думы края, то помимо законотворческой работы, мы и лично принимаем граждан по вопросам СВО, консультируем, обращаемся с запросами в компетентные органы. Есть проблемы очень сложные. Например, недавно ко мне обратилась мама погибшего, который воевал в ЧВК «Вагнер». Погиб он в сентябре 2023 года. Но погиб, с ее слов, а может, и в плену. Я оказал ей содействие в подготовке запросов, но вот с денежными выплатами может возникнуть проблема.
Для участников СВО предусмотрены и федеральные, и краевые компенсации – в связи с призывом, ранением, гибелью, погребением. А ЧВК «Вагнер» – это частная компания, которая самостоятельно регулировала вопросы отношений со своими бойцами. Лишь недавно воины этой компании стали переходить в правовое поле – на службу в структуры Минобороны, Росгвардии и пользоваться всеми гарантиями, которые предоставляет государство. Но, разумеется, даже погибшие вагнеровцы – россияне, и страна, уверен, как-то поможет их семьям. Это федеральная проблема, на региональном уровне ее не решить.
- Юрий Алексеевич, не секрет, что наш регион стал первым в России, где сразу с начала специальной военной операции, в марте 2022 года, Думой края был принят Закон «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членам их семей». Интересно, а кому принадлежала инициатива?
- Инициировал закон наш губернатор Владимир Владимиров, это далеко идущее взвешенное политическое решение. И дополняется этот нормативный акт по сей день все новыми льготами и преференциями. Причем это меры не только материальной, но и моральной поддержки для воинов и их семей. А начинали мы с того, что утвердили выплаты землякам - участникам СВО: 500 тысяч за легкое ранение, 1 млн – за тяжелое; 1 млн полагается бойцам за госнаграду; в случае гибели 3 млн рублей получает семья бойца.
В дальнейшем выплаты стали распространяться на добровольцев, контрактников, мобилизованных. В числе недавних инициатив – учреждение Думой края медали «За поддержку СВО», к которой полагается премия в 300 тысяч рублей. За год ею будем награждать 30 человек. На апрельском заседании депутаты расширили меры поддержки семьям погибших бойцов: ежегодную компенсацию за обучение в вузах и ссузах будут получать не только их родные дети, но и пасынки, падчерицы. Они же смогут теперь рассчитывать на компенсацию стоимости двух путевок (ранее была одна) в санатории в течение года. У таких семей много и других льгот, в том числе по оплате ЖКУ, по налогам, проезду и т. д. На 2024 год в краевом бюджете депутаты заложили очень солидную сумму – 5 миллиардов 570,5 миллиона рублей – именно на поддержку участников СВО и членов их семей.
Я думаю, что это не окончательная сумма, и по мере необходимости депутаты будут вносить изменения в бюджет в связи с реализацией новых инициатив по поддержке наших воинов. Мы прекрасно понимаем, что реалии требуют взвешенных решений и настройки законодательной базы под текущие задачи. В качестве примера приведу принятые на недавнем 36-м заседании ДСК поправки, гарантирующие бойцам, получившим в зоне СВО ранение, выплату пособия в 500 тысяч рублей, хотя раньше было требование о подтверждении степени тяжести ранения. Мы решили, что для выплаты достаточно будет простой справки от военно-врачебной комиссии.
Хочу также обратить внимание на факт усиления патриотического воспитания на Ставрополье. Мы приняли очень прогрессивный закон о молодежной политике, пропагандируем туризм по местам боевой славы, проводим десятки мероприятий, в том числе федерального масштаба, в которых участвуют молодежь и школьники. В настоящее время депутаты подготовили законопроект, в котором появится отдельная строка об увековечении памяти участников специальной военной операции. Сегодня, как правило, речь идет о памятных табличках на фасадах школ и вузов, где учились герои. Но этого мало. Нужно создавать соответствующие музеи в учебных заведениях. Мемориальные сооружения должны появиться на аллеях славы и в других местах, организованных муниципалитетами.
Разумеется, не забываем о ветеранах: они пользуются множеством привилегий и льгот, в частности по газификации домовладений – краевой закон, гарантирующий бесплатное подключение ряду категорий земляков, принят.
- А вы не в курсе, как отреагировали «наверху», что не Москва или Питер выступили инициаторами законодательства о социальной поддержке участников СВО, а провинциальное Ставрополье?
- Друзья столичные с большими звездами на погонах, с которыми я связь поддерживаю, были в восхищении, говорили: «Ну вы красавчики!». И с самого верха пришло поручение обобщить и распространить наш опыт на другие регионы.
И знаете, потом доходило до курьезных случаев… Звонят мне из Москвы, не буду называть фамилии, и спрашивают: «Можешь найти добровольцев, готовых пойти на СВО от компании N?». И обещают сразу дать им по миллиону. Я интересуюсь: а если человек получит ранение, государственную награду, а если его, не дай бог, потеряем, вы заплатите компенсацию, поможете семье, которая осталась на Ставрополье? (Краевые власти гарантируют эти выплаты из регионального бюджета). Оказывается, они не хотят таких обязательств – миллион, и все. Посоветовал им не заниматься показухой…
- Юрий Алексеевич, как известно, многие депутаты Думы края были в зоне СВО с гуманитарной помощью, на позициях бойцов. Ведь вы же не военные, а штатские люди, насколько это оправданно - рисковать жизнями?
- Это все осознанные поступки, так велит совесть и гражданский долг. Я скажу больше, двое депутатов Думы края – Олег Петровский и Михаил Макуха – не просто были в зоне СВО, а реально воевали в качестве добровольцев, имеют государственные награды, ранения. А председатель комитета по инвестициям Дмитрий Шуваев, руководитель регионального исполкома «Единой России», полтора года безвылазно находился в командировке в Луганской области и занимался не только партийными делами, а помогал налаживать работу областного законодательного органа.
Почти все наши депутаты, члены правительства края и губернатор Владимир Владимиров были в зоне СВО, в новых регионах России. И, как вы знаете, Ставрополье шефствует над Антрацитовским округом Луганской Народной Республики, помогает в восстановлении разрушенной бандеровцами экономики, социальной инфраструктуры – отстраиваем школы, больницы, жилье. И особо подчеркну, депутаты ездили туда и до вхождения этих территорий в состав РФ. Да, бывало, с риском для жизни. Но мы понимаем, как это важно – поддержать воюющих земляков, отстаивающих интересы Родины, защищающих Русский мир. И такая моральная поддержка, может быть, даже важнее материальной: бойцы чувствуют - за ними Россия, а их семьи ни в чем не нуждаются.
- Каким было ваше самое яркое, запоминающееся впечатление от посещения зоны СВО?
- Я собственными глазами убедился, что украинские власти вообще не заботились о русских территориях – со времен распада СССР. Все было убого, развалено, земли запущены, инфраструктура убитая. Конечно, люди ждали, когда Россия их заберет.
А самое яркое впечатление… Приехали мы в Кудряшовку, неделю назад освобожденную от бандеровцев. Там еще дома дымятся, нет ни одной курицы, ни одного кабана, ни одного козла. Все съедено и сметено войной. Спрашиваю: «Кто главный, где власть?» Собрали сход – 50 человек, идет главный, несет печать, отметить мою командировку. Хорошо, заметил, что печать с трезубцем, а то подумали бы, что Скворцов из плена вернулся! Правда, они успели флаг поменять на российский триколор. Но телевидение и радио – украинские. Врач и фельдшер сбежали, разграбив помещение. Хлеб не доставляется, общественного транспорта нет… Я это к чему рассказываю - это не только об отношении нацистов к русским территориям, но и больших проблемах, которые предстоит решать долгие годы. Всем вместе.
- Юрий Алексеевич, 30-летие Думы Ставропольского края совпало по времени еще с одним знаменательным событием – выборами Президента России. Эту должность вновь занял Владимир Путин. А впереди осенью еще одни выборы, важные для нашего региона – выборы губернатора. Депутаты определились с датой?
- Пока планируем назначить на 8 сентября, законодательная база практически готова к этому событию, избирательные участки тоже. Вспоминаю, что сказал Владимир Владимиров по итогам президентских выборов, результат которых оказался лучше, чем в среднем по России. Он особо подчеркнул, что ставропольцы проявили себя как люди политически зрелые, ответственные за судьбу Родины. Уверен, что таким будет подход к голосованию и на губернаторских выборах. Жизнь продолжается.
25 мая 2024 года