19:45, 2 апреля 2024 года

На Ставрополье ветеран Великой Отечественной войны Клара Журавлёва отметила 100-летний юбилей

9 апреля жительнице города Ставрополя Кларе Кирилловне Журавлёвой исполнилось 100 лет.

В контексте времени и обстоятельств

Клару Журавлёву я знаю довольно давно, примерно с тех пор, как в 2003 году она стала членом Союза журналистов России. Мы встречались на собраниях городской первичной организации нашего творческого союза.

И сегодня в Ставрополе К. Журавлёву многие знают прежде всего как неутомимую общественницу. В 1984–1994 годах она работала в общественной приемной редакции краевой газеты «Ставропольская правда», отмечена благодарственной грамотой и редкой наградой – знаком «Активист газеты «Правда».

Пятнадцать лет являлась народным заседателем Ставропольского краевого суда (1984–1999), помощником на общественных началах депутата Государственной Думы РФ от Ставропольского края, губернатора Ставропольского края, выступала доверенным лицом кандидата на губернаторских выборах.

В пятидесятые годы прошлого века Клара Кирилловна активно участвовала в работе совета микрорайона, добивалась, чтобы улицы были обеспечены всеми коммуникациями - водопроводом, канализацией, электричеством, телефонной линией, настойчиво ходатайствовала перед властями города об асфальтировании, устройстве удобной остановки общественного транспорта.

«Пробивная» способность общественницы заставляла власти действовать быстрее, многое у нее получалось. Сегодня новое поколение микрорайона воспринимает все сделанное как само собой разумеющееся. Но тогда Клара Кирилловна не жалела ни времени, ни сил на общественную работу, а ее подворье напоминало настоящий «боевой штаб».

Клара Кирилловна всей душой и сердцем откликнулась на волонтерскую помощь участникам специальной военной операции на Донбассе. По своему опыту знает: люди готовы помочь, но в любом деле требуется инициатор. Как и прежде, проявила находчивость, которую жители оценили по достоинству и среагировали настолько быстро, что сама инициатор не перестает удивляться до сих пор.

На днях Клара Кирилловна получила весточку с фронта – видеообращение с благодарностью от личного состава десантников 247-го гвардейского особого Кавказского казачьего десантно-штурмового полка.

У Клары Кирилловны двое сыновей, четверо внуков и семеро правнуков. Она по-прежнему на виду, не отрывается от общественной жизни. Старается, сколько есть сил и возможностей, проявить в ней себя и помочь тем, кому труднее. Это дает ей духовные и физические силы.

Совсем незначительный, казалось бы, житейский пример. Соседку по улице, ветерана войны, уложили в постель болезни. Испытание и для родственников, в семье растерянность и паника. Раз или два в неделю, как получалось, Клара Кирилловна навещала больную. Подолгу беседовала с ней и родственниками. Как бы невзначай узнавала самые насущные нужды. Один из соседей решил обновить мебель и не знал, куда пристроить еще добротное кресло. Клара Кирилловна немедленно сообщила своим подопечным: кресло пригодилось в саду, где можно отдохнуть на свежем воздухе.

А вот нужда посерьезнее: в доме без коммунальных удобств сложно ухаживать за лежачей больной. Клара Кирилловна обратилась с письмом в администрацию города. И вскоре в доме ветерана оборудовали душ.

Сколько было еще таких «маленьких» добрых дел! Они под силу лишь человеку неравнодушному, кто на себе испытал трудности и в нелегкий час испытаний ощутил необходимую поддержку. Не зря говорят: добро добром платится.

А в нынешнем году ее чествовали даже как одну из победительниц городского конкурса среди волонтеров «Женщина года», отметили дипломом, благодарственными письмами, ценными подарками.

Не так давно Клара Кирилловна отправила пострадавшим от бомбежек жителям Донбасса одежду, другие вещи.

В ее ближайших планах – передать в дар одной из библиотек книги, которые она собирала долгие годы.

К своей вершине

Награды К. Журавлевой - медали «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», многочисленные почетные грамоты могут лишь отчасти рассказать о самоотверженном труде женщины. О том, что стоит за ними, Клара Кирилловна рассказала в своей автобиографической книге «Откровение».

Клара Кирилловна родилась в станице Челбасской Каневского района Краснодарского края в 1924 году, в семье школьных учителей Кирилла Александровича и Ольги Семёновны Панасенко. Может быть, потому ей передалась необыкновенная жажда познания, стремление добиваться поставленной цели. А цель была - стать специалистом с высшим образованием. Путь к ней оказался чрезвычайно долгим и трудным - в общей сложности, как подсчитала сама Клара Кирилловна - 23 года.

В послевоенном 1948 году она окончила Усть-Лабинское педагогическое училище, хотя в юности мечтала стать врачом. Оставаясь на Кубани, могла бы повторить судьбу своих родителей-учителей. В сельских школах работала учительницей начальных классов, затем заведующей неполной средней школы, воспитателем детского дома.

Однако в 1952 году вслед за мужем переехала в незнакомый ей Ставрополь и навсегда связала свою жизнь с этим городом. Вскоре семья распалась, Клара Кирилловна осталась с двумя сыновьями. На ее плечах - недостроенный дом и выплата денежной ссуды на строительство. Выстоять помогли родители, которые перебрались в Ставрополь.

Но мечту об учебе Клара Кирилловна не оставляет. К тому же решает резко поменять профессию. Уже в зрелом возрасте окончила сначала Московский полиграфический техникум, а в 1970 году - Московский полиграфический институт. Освоила сложный инженерный курс технологии полиграфического производства, где требовались знание математики и иных точных дисциплин.

Именно этот курс перевернул всю ее дальнейшую жизнь: Клара Кирилловна стала дипломированным специалистом, организовала с нуля и двадцать два года руководила печатно-картонажным участком на заводе «Электроавтоматика». Этот участок стал важным звеном предприятия, помог ликвидировать проблему, от которой напрямую зависели поставки продукции в десятки зарубежных стран. Без сопроводительных документов она не могла отгружаться со склада. Руководство предприятия тогда мало верило, что эта хрупкая женщина сможет справиться. А начинать пришлось буквально на голом месте – ни помещения, ни машин, ни разрешительных документов на открытие, по сути, нового цеха. Но все одолела Клара Кирилловна.

Позже вспоминала, что к предприятию «прикипела душой», полюбила его и товарищей, с которыми разделяла общие тяготы. Отсюда ушла на пенсию и - снова вернулась. Только теперь для создания заводского музея.

В учительской семье

Кларе Кирилловне многое далось от родителей: сильный характер, здоровье, красота, стремление постоянно быть в гуще жизни, с людьми. Это - «нетленный капитал», он по-настоящему закаляет характер и становится жизненным ориентиром.

В 30-х годах прошлого века в станицах Кубани открывались начальные школы, и молодую чету Панасенко мобилизовали на фронт борьбы с неграмотностью.

До войны Кирилл Александрович окончил Краснодарский педагогический институт, принимал заведование школами и преподавал математику. Ольга Семёновна окончила гимназию, вела начальные классы. После учительских курсов в старших классах преподавала немецкий язык.

Первой учительницей для Клары Кирилловны стала ее мама. Она помнит школу на хуторе Сухие Челбасы в большом деревянном доме. При нем земельный участок до самой речки. В том же доме и учительская квартира. Директору школы приходилось налаживать учебный процесс, решать массу хозяйственных вопросов, а в голодные годы заботиться о пропитании школьников. Среди них и приезжие ребята в школьном интернате. Многим по 15-16 лет, и они только начинали осваивать грамоту. На них и рассчитывал директор школы, организуя свою школьную коммуну.

Клара Кирилловна помнит, как отец раздобыл лошадь, на школьной делянке вместе с ребятами выращивали кукурузу и сахарный тростник. Кукурузная каша с тростниковым медом спасала от голода.

В учительской семье Панасенко три дочери. Старшую, шестилетнюю Клару, мать брала с собой в класс: усаживала за парту, давала карандаш, исписанные листики бумаги. На чистом обороте малышка рисовала, попутно усваивала школьную программу. Младшие сестры - четырехлетняя Алла и двухлетняя Изабелла - оставались на попечении няни.

В школе совхоза «Кубанская степь» четвероклассница пионерка Клара Панасенко получила первое ответственное задание - обучить начальной грамоте взрослых. Уроки для них вела маленькая девочка в красном пионерском галстуке.

В восьмой класс Клара Панасенко пошла в станице Стародеревянковской, куда направили ее родителей. Средняя школа здесь только открылась, первый выпуск десятого класса пришелся на лето сорок первого года…

- Близился конец учебного года, - вспоминала Клара Кирилловна. - В нашем классе учились ребята-переростки, старше нас на три-четыре года. Тогда это было в порядке вещей. Радио, газеты доносили тревожные новости: Германия захватила Данию, Норвегию, напала на Польшу, немецкие войска в Париже. А нам предстояли выпускные экзамены. Мы надеялись, что война обойдет стороной… Однажды во время урока в класс вошел завуч, он назвал по фамилии двоих ребят и попросил их выйти… В класс они не вернулись. Их срочно вызвали в военкомат, направили в военные училища. Аттестаты им выписали без сдачи экзаменов.

Клара Кирилловна вспоминала школьный выпускной в станичном клубе, в субботу 21 июня 1941 года.

На танец Клару пригласил Толя Колесник, последние три года она с ним сидела за одной партой. Она часто над ним подшучивала, по-дружески «приклеила» ему прозвище Колесо. Он не обижался. На танец пригласил по-взрослому и признался, что любит ее. А она беспечно смеялась.

В тот вечер одноклассникам не хотелось расставаться. Разговоры о дальнейших планах. Почти все ребята мечтали стать военными. Клара собиралась в Краснодарский медицинский институт.

23 июня Анатолий Колесник был мобилизован. За несколько минут до отправки в райвоенкомат забежал к Панасенко. Прижал Клару к себе: «Жди! Напишу, где буду. Береги себя…»

…Весточки от Анатолия вскоре пришли из Сызрани. В первом письмеце он сообщал любимой, что проходил ускоренные курсы в военном училище. Во втором, полученном в начале 1942 года, - о том, что направлен на защиту Москвы.

Третье письмо, с фотографией счастливо улыбающегося Анатолия, Клара получила уже после освобождения станицы от фашистов весной 1943 года. На обороте фото Анатолий написал: «На память о войне. Я тебя любил и люблю. Жди меня. Фотография единственная. Покажи маме. Нахожусь под Москвой. Анатолий».

Больше писем от Анатолия не было. Вскоре мать Анатолия получила извещение, что ее сын лейтенант Колесник Анатолий Поликарпович пропал без вести.

Копию последней фотографии Анатолия Клара Кирилловна передала в Стародеревянковскую школу, в музей «десятого сорок первого».

Когда фронт ушёл на запад

Отец Клары, Кирилл Александрович Панасенко, по возрасту мобилизации не подлежал. В августе сорок второго ушел на фронт добровольцем вместе с отступавшими из-под Ростова частями Красной Армии. Был зачислен телеграфистом взвода управления командующего артиллерией 339-й Таманской стрелковой дивизии. Воевал в Крыму, участвовал в освобождении Тамани, Крыма и Севастополя. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

Ольга Семёновна с тремя дочерьми оставались в оккупированной станице. Старшая Клара чудом избежала отправки в Германию. Выживали, как могли, самым трудным было раздобыть какой-нибудь еды. Добытчицей в семье стала Клара. Вместе с другими женщинами, одевшись похуже, чтобы не привлекать внимание немецких патрулей, они отправлялись пешком в долгий путь, пытаясь выменять что-либо из вещей на продукты. Добытую крупу по ночам мололи на ручной мельнице в муку, пекли какие-нибудь лепешки.

После освобождения станицы частями Красной Армии для ее жителей, переживших ужас оккупации, настали тяжелые дни. Начинали открываться школы. Для учителей - «вторая смена» на полевых работах. Клару Кирилловну привлекли преподавать военное дело в начальных классах. После уроков – на уборке урожая. Требовалось снабжать продовольствием фронт. Кукурузу возили на телегах, запряженных коровами. На ногах дырявые кирзовые сапоги, юбка из плащ-палатки, стеганка.

Как-то Клара заметила, что ее мама Ольга Семёновна и другие женщины-учителя начали сдавать и пухнуть от голода. Она решила их спасать. Поездом отправилась в Краснодар, в крайком партии. В кабинете первого секретаря крайкома прямиком выложила все о бедственном положении сельских учителей. Домой возвратилась с победной запиской - из резервного фонда армии приказано выдать учителям по мешку картошки.

Почти год Клара Кирилловна работала в Каневском райвоенкомате на громкой должности заведующей делопроизводством. В обязанности входило принимать возвращавшихся с фронта раненых, определять на жительство. Приходилось разносить по домам похоронки. Она плакала вместе с матерями, потерявшими на войне мужей и сыновей. Это было невыносимо тяжело.

Все пережитое Кларой Кирилловной на Кубани во время войны и в послевоенные годы, новая работа в Ставрополе до «Электроавтоматики» - корректором в краевом книжном издательстве, Центральном бюро технической информации Ставропольского Совнархоза, директором кинотеатров управления кинофикации Ставропольского крайисполкома помогали ей находить новую среду для общения. Она старалась познакомиться с такими же, как она, активными людьми и сделать что-то полезное для других. Эта важная для нее деятельность помогает и сегодня держаться в тонусе, не сдаваться, забывать о неизбежных возрастных болезнях. Новые силы ей придают хорошие вести от родных и близких и видимые результаты усилий для пользы других людей.

Татьяна БЛОХИНА, член Союза журналистов России.
«Жизнь для людей»
Газета «Ставропольская правда»
10 апреля 2024 года