Инфляция на Ставрополье: время сберегать, а не тратить
В марте Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 16%. Аналогичное решение было им принято и месяцем ранее. До этого - с лета прошлого года - она после серии повышений увеличилась более чем вдвое.
Ключевая ставка, напомним, является основным инструментом ЦБ в борьбе с ускоряющейся инфляцией. Очень упрощенно схема выглядит следующим образом: при росте ставки темпы кредитования замедляются, тогда как доходность депозитов возрастает. Соответственно, у населения становится меньше стимулов занимать и тратить, фокус смещается на сбережение денежных ресурсов. Инфляция в итоге замедляется в том числе за счет падения спроса на товары и услуги. При этом, безусловно, в этих процессах есть и региональная специфика. Именно ее мы обсудили с управляющим Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгием Тикуновым.
- Георгий Алексеевич, цены - крайне щекотливая тема для всех. Зачастую инфляция на Ставрополье выше, чем в целом по стране и на Северном Кавказе. Почему?
- Должен сказать, что в феврале эта тенденция сменилась: инфляция на Ставрополье опустилась с январских 8,3% до 7,7%, и это ниже, чем в СКФО (8,0%).
Но вы правы, темп роста цен в нашем крае нередко опережает динамику цен в округе. Причин несколько, и, подчеркну, они носят сугубо объективный характер. Главная из них - это усиленная потребительская активность на Ставрополье. Она обусловлена и выросшим в последние годы турпотоком, и неизменным избыточным спросом со стороны жителей соседних регионов.
В частности я имею в виду, что крупные рынки, автосалоны, торговые центры и медицинские учреждения в нашем крае являются центрами притяжения для многих жителей Северного Кавказа. Именно у нас они зачастую могут получить и более качественные услуги, и более широкий ассортимент - особенно ввиду того, что новые бренды еще не освоили рынки соседних республик. К примеру, покупая в ставропольском автосалоне машину, наши соседи по округу обычно возвращаются при необходимости ее ремонта или техобслуживания в наш край.
Если говорить о туристах, то ставропольские здравницы привлекли внимание в постковидный период, так как предложили эффективные программы восстановления и реабилитации. Они продолжают их совершенствовать. Вместе с тем интенсивно развивается внутренний туризм, и при этом остаются закрытыми южные аэропорты. Значительную часть пассажиропотока как раз принимает Ставрополье. Это привело к тому, что цены на авиабилеты в крае росли ускоренными темпами.
- Мы постоянно слышим, что потребительские цены не просто так тяжелеют. Производители то и дело ссылаются на дорожающее топливо, оборудование и комплектующие... Получается, весь этот груз ложится на наши кошельки?
- Издержки растут практически во всех отраслях, однако на ценах для конечного потребителя этот факт отражается по-разному - где-то даже малозаметно. А вот, к примеру, ситуация с авиаперевозками показательна в другом плане. Подорожал авиакеросин, недешевым стало обслуживание авиапарка в сложных условиях приобретения новых запчастей, что объективно не могло не сказаться на стоимости перевозок. Однако неизменно высокий спрос на перелеты позволяет намного активнее переносить в цены возросшие затраты.
Скажу также о тепличных хозяйствах - у них выросли затраты на семена, средства защиты растений и оборудование, увеличились расходы на коммунальные ресурсы. Аналогичная ситуация у животноводов и переработчиков мяса. Импортные кормовые добавки, запчасти подорожали - и в конце года стали заметно расти цены на свинину и курицу, а вслед за ними и на колбасные изделия. Но уже в феврале в регионе предприняли меры для стабилизации цен на мясопродукты. Поэтому, например, колбасные изделия и продукты из мяса птицы в феврале дорожали медленнее, чем в январе. Тут сыграли роль договоренности производителей. Так как тушки цыплят-бройлеров - это социально значимый продукт, производители установили на них предельную отпускную цену, и это позволило не разогнать рост цен на куриное мясо.
- Как раз внимание большинства населения фокусируется именно на магазинных ценниках на продукты. Когда-то мы сетовали, что местных товаров не найти в сетевых магазинах, теперь местная продукция там на прилавках в избытке, но цены, скажем так, не сильно отличаются от московских…
- Таков принцип работы крупного ритейла. Но вместе с тем для многих ставропольских предприятий доступ в федеральные сети гарантирует стабильный сбыт продукции.
Кстати, год назад тепличные хозяйства гораздо заметнее повышали цены на огурцы и помидоры. Так было, потому что тогда выросли тарифы на отопление и электроэнергию, а еще холодная погода спровоцировала траты аграриев на производство тепличных овощей. А, скажем, в феврале этого года ситуация уже была более благоприятной. Производство тепличных овощей в целом по стране выросло, и в феврале на местных прилавках их стало гораздо больше. Поэтому помидоры и огурцы дорожали уже медленнее, чем в январе.
В целом в феврале годовой темп прироста цен на продовольственном рынке региона понизился до 7,7% в феврале после 9,9% в январе. И надо сказать, что цены на продукты питания в регионе сдерживаются как раз за счет роста производства сельхозпродукции и расширения предложения. Здесь нельзя не отметить усилия краевых властей по развитию ярмарок выходного дня. Их многолетняя популярность неслучайна. Там продукция ставропольских производителей доступна по более привлекательным ценам.
- Примерно за полгода ключевая ставка была поэтапно увеличена вдвое. И регулятор неоднократно предупреждал, что велика вероятность сохранения жесткой денежно-кредитной политики на длительный период. Как читать этот сигнал обывателю?
- Поддержание инфляции в пределах 4% - та цель, к которой мы всегда движемся. Считаем этот уровень оптимальным для здорового развития экономики. Процесс возвращения к этой планке небыстрый, и ключевая ставка является основным инструментом для управления им. Уже сейчас мы фиксируем замедление региональной инфляции: в феврале она составила 7,7% после 8,3% в январе. Но месячное изменение цен в пересчете на год остается еще высоким.
Сейчас выгоднее сберегать и отказываться от спонтанных трат. Посмотрите, насколько быстро под ключевую ставку подстраиваются траектории ставок по банковским вкладам. Сейчас не редкость депозиты, где можно разместить средства под 15-16%. Если инфляция к концу года снизится до планируемого уровня, вкладчикам удастся не только защитить свои сбережения от обесценивания, но и получить дополнительный доход.
Ставропольцы заметно нарастили объем своих средств на банковских счетах. На первое февраля 2024 года он суммарно достиг 413,1 млрд рублей, что на 28,4% больше, чем годом ранее. Мы также заметили, что повышение ключевой ставки стимулировало население отказываться от хранения сбережений в наличных деньгах.
- С другой стороны, ставка влияет на доступность кредитов. Сохранили ли заемные средства хотя бы относительную доступность в крае? Не секрет, что все хотят дешевых денег.
- Динамика кредитования вслед за ключевой ставкой меняется не моментально, а с временным лагом до нескольких кварталов. К началу февраля мы увидели, что кредитный портфель населения края увеличился на 28% по сравнению с январем прошлого года, достигнув 483 млрд рублей. В частности, прибавка по потребительским кредитам составила 17,8%, а по ипотечным - 41%. Это довольно высокие темпы, они должны быть более сдержанными. Лишь тогда будет охлаждаться избыточный спрос и снижаться инфляция.
В качестве примера приведу ипотечное кредитование, доступность которого за счет льготных программ разогнало в крупных ставропольских городах спрос и цены. Причем не только на жилье, но вместе с ним на стройматериалы, мебель, ремонтные работы и т. д. Для того чтобы эта спираль не закручивалась дальше и чтобы рынок не перегревался, Банк России настаивает: льготное кредитование должно стать более адресным, предназначенным только для наименее защищенных в финансовом плане граждан. Соответственно, тогда при низкой инфляции кредиты станут одинаково доступны для всех.
Что касается корпоративного кредитования, то оно не настолько чувствительно к изменению ключевой ставки. В крае оно сохраняет положительный темп прироста. Этому способствуют программы господдержки. Именно льготные программы (а подобрать подходящую сейчас может предприятие почти любого масштаба и любой сферы) стимулируют развитие бизнеса, дают ему возможность пользоваться так называемыми длинными деньгами и сохранять инвестиционную активность.
- В какие сроки Банк России прогнозирует возвращение инфляции к желаемому уровню в 4%?
- Согласно прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4 - 4,5% к концу этого года. При принятии решения по ключевой ставке в марте Банк России обозначил: хотя денежно-кредитные условия продолжают ужесточаться, высокий внутренний спрос способствует сохранению повышенного инфляционного давления. Большинство устойчивых показателей текущего роста цен находятся в диапазоне 6 - 7% в пересчете на год. Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий продолжили снижаться. Однако они по-прежнему остаются на повышенных уровнях. Только когда станут устойчивыми дезинфляционные тенденции, начнется движение ключевой ставки вниз.
При этом подчеркну, что решения регулятора продиктованы экономическими реалиями. Поверьте, оценивается и учитывается текущая ситуация в разных сферах, условия на рынке труда, внешние факторы. При этом мы стараемся разъяснять свои действия и детально раскрывать логику принятия решений по ключевой ставке, чтобы повысить прозрачность проводимой денежно-кредитной политики.
- В Ставропольском крае в феврале годовая инфляция замедлилась и составила 7,7% после 8,3% в январе. Прежде всего это объясняется увеличением предложения овощей и фруктов, а также мерами регулирования цен на мясопродукты.
- Годовой темп прироста цен на продовольствие понизился до 7,72% в феврале после 9,86% в январе.
- Темп роста цен на непродовольственные товары, напротив, в феврале усилился и достиг 7,14%, тогда как месяцем ранее был на уровне 6,67%.
- Что касается услуг, то в целом они также «тяжелели» для кошельков ставропольцев в феврале сильнее - годовой темп прироста повысился до 8,31% после 8,25% в январе.
5 апреля 2024 года