Искусственный интеллект для потребителя: ставропольские эксперты обсудили преимущества и опасности
На площадке Северо-Кавказского федерального университета состоялось заседание тематического круглого стола, традиционно приуроченного к Всемирному дню защиты прав потребителей. В этом году он был сфокусирован на проблематике использования искусственного интеллекта в повседневной жизни. Участники обсуждали, какие преимущества это дает потребителям и какими рисками может обернуться.
В приветственном слове заместитель министра финансов Ставрополья Юрий Суслов напомнил, что за последние годы искусственный интеллект добился значительных успехов и проник почти повсеместно. Без него уже трудно представить различные аспекты бытовой жизни человека, а также он стал технологической реальностью для предприятий и организаций в разных отраслях, особенно в банкинге, медицине, агропроме, образовании, промышленности и др. Искусственный интеллект – это способность компьютерных систем выполнять интеллектуальные и творческие функции, которые традиционно считаются человеческими.
Но вместе с тем, подчеркнул Юрий Суслов, с ростом количества проектов по внедрению искусственного интеллекта, увеличением его преимуществ все чаще встает вопрос о его безопасном использовании. Не случайно, такая озабоченность обозначена и на государственном уровне. Основные положения регулирования этой сферы заложены в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной указом президента в 2019 году. Документом предусмотрено создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ, и перечислены основные ее направления.
Заведующий кафедрой цифровых бизнес-технологий и систем учета СКФУ Александр Калашников на примерах подтвердил: потенциал искусственного интеллекта для изменения отраслей промышленности и улучшения человеческого опыта неоспорим. Уже в недалекой перспективе можно ожидать, что ИИ будет играть еще более важную роль и что расцвет его использования скорее всего впереди. Сейчас очевидно, в чат-ботах и голосовых помощниках искусственный интеллект помогает оперативно отрабатывать большие блоки коммуникации с клиентами, также он востребован финансовыми организациями в персонализации предложений, скоринге клиентов, биометрии, антифроде. Что касается интернет-торговли, то ИИ ускорил доступ к продуктам для многих пользователей и автоматизировал многие этапы внутренних процессов, что сказывается на скорости обслуживания и объемах продаж.
Как прозвучало в докладе доцента кафедры информатики института цифрового развития СКФУ Лусине Багдасарян, научное и индустриальное сообщество все чаще поднимает вопросы, связанные с безопасностью применения искусственного интеллекта, этичностью его использования. Среди последствий в аспекте безопасности потребителей можно назвать распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия. И факт, что разработка законов, ограничивающих использование ИИ в мошеннических целях задерживается и не успевает за стремительным развитием технологий.
Искусственный интеллект, подчеркнули эксперты, должен быть объективен, справедлив в принятии того или иного решения, а главное – оставаться под контролем человека. В частности, эти принципы остаются в приоритете государственных ведомств. Эффективность работы выросла за счет того, что многие внутренние процессы максимально автоматизированы, однако окончательное решение остается за специалистами, заверили представители Управления Роскомнадзора по СКФО и Главного управления ФССП по Ставропольскому краю.
СПРАВОЧНО: Всемирный день прав потребителя ежегодно отмечается под эгидой ООН 15 марта с целью привлечь внимание к правам и нуждам потребителей. Впервые этот день отметили в 1983 году по инициативе Международной организации потребителей.
Каждый год Всемирный день защиты прав потребителей фокусируется на какой-нибудь актуальной проблематике. В 2024 году его тема – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Круглый стол был инициирован Учебным центром министерства финансов Ставропольского края и проведен в рамках реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности, предусмотренных государственной программой края «Управление финансами».