19:03, 14 декабря 2023 года

Спектакль «Жизнь и подвиги царя Доргулеля» в Ставрополе: легенда в камне выходит на сцену

Волшебное действие, вообще-то, обычное дело для театра кукол, в каждом спектакле которого так или иначе присутствует сказочное чудо, зачаровывающее и волнующее детские души, да и взрослым отнюдь не чуждо неистребимое желание чуда. За ним и идем в театр. И все же новая премьера Ставропольского театра кукол - явление совершенно уникальное.

Спектакль «Жизнь и подвиги царя Доргулеля» основан на эпосе древнего Аланского государства по историческим сюжетам рельефов Кяфарского мавзолея аланского правителя XI века. Совместный проект «Безвизовая история» Ставропольского государственного музея-заповедника и краевого Театра кукол реализован при поддержке гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина по итогам конкурса «Музей без границ». Так появилась художественная театрализованная интерпретация сюжетных рельефных изображений каменного погребального мавзолея аланского правителя XI века Доргулеля Великого. Стоит напомнить, что эта бесценная, как теперь понятно, реликвия была буквально спасена нашими земляками-музейщиками в конце 1950-х годов и с тех пор хранится в Ставропольском государственном музее-заповеднике. Остается только догадываться, что могло произойти с мавзолеем, останься он на бесхозном заброшенном древнем захоронении в Карачаево-Черкесии… Говорят, некоторые его «собратья» там сегодня оказались практически на грани исчезновения.

Как уже писала ранее «Ставропольская правда», главная идея проекта - создание спектакля по историческим сюжетам этого уникального памятника археологии. В мае состоялся первый показ спектакля непосредственно в музейном дворике рядом с самим археологическим объектом. Затем шла работа над собственно сценической версией. И вот наконец легендарный Доргулель вышел на сцену.

Впечатления непередаваемые. Рассказать о них простыми словами невозможно, настолько необычное зрелище открывается глазам пораженного зрителя. Остается лишь с восторгом признать: коллектив театра открыл нам замечательные картины древней истории Кавказа, ранее крепко зашифрованные в рельефах Кяфарского мавзолея. Над их загадочным содержанием десятилетиями бились ученые умы. Более сорока лет не оставлял мавзолей горячее сердце своего преданного исследователя – директора Ставропольского музея-заповедника Николая Охонько, впервые соприкоснувшегося с памятником еще в студенческие годы. На наше общее счастье его усилия увенчались научным успехом, теперь ставшим и успехом творческим.

- Когда в ходе многолетних исследований нам раскрылся смысл изображений Аланского мавзолея, ключом к которому оказалось христианское учение и средневековая культура, у музейщиков буквально захватило дух от этого, - признается Николай Анатольевич. - А благодаря современным цифровым технологиям по-новому мощно, в конкретных деталях открылись эпические сюжеты. Мы словно через увеличительное стекло разглядели запечатленные в рельефах памятника страницы истории величайшего для своего времени аланского правителя. И стало понятно, что все это не должно быть только достоянием науки, оно должно широко популяризироваться. Мы, со своей стороны, осуществили его цифровизацию, представленную на сайте музея, сам памятник является центральным экспонатом лапидарной экспозиции во дворе музея. Однако он способен стать основой и для художественного осмысления, поскольку богато насыщен мифологическими, эпическими и сказочными мотивами. Таков был мир человека Средневековья, в котором волшебство гармонично соседствовало с реалиями. И воплотить эти творческие задумки оказался способен краевой Театр кукол, получивший после масштабной реконструкции самое современное оснащение. И вот наконец этот спектакль сделан и вышел уже на сцену самого театра. Хотя есть в наших совместных планах и периодические показы на площадке музейного дворика, но это уже весной, когда позволит погода.

Все, кто успел увидеть музейную версию постановки в мае, едины во мнении: по сути, получились два разных спектакля, хотя и основанные на общих сюжетах и персонажах. Да это и понятно: слишком разные условия, но для самих исполнителей везде по-своему интересно. Для зрителя же главное – восприятие предлагаемых опоэтизированных картин жизни давних веков. Через образ легендарного царя Доргулеля, происходящие с ним события мы проникаем в мир аланского общества Xl cтолетия. Спектакль необычен еще тем, что в нем практически нет слов. И тем не менее он понятен всем, включая пришедших на премьеру иностранных студентов. Правда, перед началом спектакля зрителей познакомили с кратким содержанием, и это правильно. Наверное, нелишним будет вообще подготовить для этой постановки своего рода либретто в помощь зрителю. Давняя практика театральных программок в этом убеждает.

Еще одна замечательная особенность спектакля – актеры работают в специальных масках, они все словно «на одно лицо», этим как бы подчеркивается родственная связь персонажей, олицетворяющих народ древней Алании. А представляемые в этих лицах-масках сюжеты мавзолея «рассказывают» нам самые настоящие аланские народные музыкальные инструменты, скрупулезно воссозданные мастерами театра.

- Музыкальная тема четко просматривается и на стенах самого памятника, - считает режиссер-постановщик спектакля Игорь Каспаров. - Изучая аланскую культуру, я перечитал много литературы, например легенду о происхождении фандыра, осетинского щипкового инструмента. Саму легенду мы не берем в спектакль, но инструменты «очеловечили». Они у нас сказители, которые заводят балладу о царе. Трио музыкантов повествует об истории царя, одновременно являясь ее участником. Они ведут его по жизни. Наш Доргулель - это небесный посланник, рожденный, как богатырь Сослан из аланского эпоса, на великие дела…

Спешу согласиться с режиссером: звуковой ряд спектакля, насыщенный непривычными уху современного зрителя интонациями, - еще одно чудо, погружающее буквально внутрь происходящего на сцене.

Через всю канву постановки проходит идея о том, что главная миссия правителя – нести людям свет. На его пути встретилось много препятствий и врагов, и все же Доргулель со своим войском, а также при поддержке главных персонажей с барельефов мавзолея – благословляющего героя священника, преданного виночерпия и мифологизированной собаки - преодолевает все. Кстати, упомянутые образы в аланской древней культуре были наделены особыми сакральными смыслами, как и играющие свою роль в сюжете волшебная Черепаха, сказочно-гигантский Орел, громадный, возникающий прямо на глазах зрителя глыбоподобный Великан. А как оживают здесь сами горы Кавказские!..

Взяв некоторые легенды из эпоса, режиссер гармонично совместил их с сюжетными мотивами мавзолея, не забывая и о том, что в истории царь Доргулель действительно существовал, он не придуман. Другое дело, что нам мало про него известно, лишь отрывочные данные. Мы знаем, что это был великий правитель, при нем Аланское государство процветало. Известен его близкий круг некоторых родичей, поскольку Алания была в тесных связях с Византией, Грузией, Арменией. Как полагают, основываясь на фактах, ученые, в рассматриваемую эпоху это была, по сути, одна большая семья династий. Могущественная в то время Византия очень ценила Аланию, а Доргулель не раз направлял свои войска и в помощь грузинскому царю Баграту, и даже есть косвенные данные о том, что Рим консультировался с аланами по отдельным техникам ведения боя. Неподтвержденные данные, но много говорящие.

Новый спектакль поражает гармоничным обилием выразительных средств: тут и особая мелодика, и те самые маски актеров, и художественный жест, и пластика, и подчеркнуто-темная цветовая гамма (Средневековье все-таки!) оформления, и совершенно удивительные «кукольные» персонажи, которые и кукольными назвать будет неправильно… При всем том театр верен себе, в присущем ему стиле передавая вечную борьбу Добра и Зла, силу преданности и дружбы в преодолении препятствий, настойчивость Героя в достижении высокой цели - служении своему народу.

Итак, желанное художественное осмысление уникального памятника древней культуры состоялось. Полагаю, спектакль «Жизнь и подвиги царя Доргулеля» обязательно должна увидеть самая широкая молодежная аудитория – от школьников до студентов. И не только Ставрополя. Учитывая особый «кавказский акцент» сюжетов, навеянных Кяфарским мавзолеем и аланским эпосом, думается, вполне реально организовать гастроли Ставропольского театра кукол по Северо-Кавказскому федеральному округу – при участии и поддержке всех его субъектов. Это может стать важным явлением отечественной культуры, как еще один явный знак нашего национального единства – единства нашей истории. Триумфальное путешествие легендарного царя Доргулеля по Кавказу в образе героя замечательного спектакля, несомненно, принесет массу прекрасных, добрых, полезных впечатлений, столь необходимых юношеству. Ну а потом, кто знает, может, подтянутся и новые творческие силы в лице талантливых литераторов, художников, кинематографистов, вдохновленных замечательными образами древней культуры, которая, оказывается, доныне способна вызывать столько живых чувств. И мы увидим новые прекрасные фильмы, услышим новые песни, прочтем новые захватывающие романы о жизни и подвигах героя, вернувшегося к нам через века. И скажем еще раз спасибо всем, кто сохранил для нас этот действительно уникальный памятник – своеобразную летопись-легенду в камне.

«Легенда в камне выходит на сцену»
Газета «Ставропольская правда»
15 декабря 2023 года