Ещё один блестящий образец русской классики – на сцене Ставропольской драмы
Еще одну премьеру представил публике Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. И снова это русская классика. Да какая! Знаменитая и нестареющая, умная и веселая одновременно. Все-таки не зря Александра Сухово-Кобылина называют одним из самых оригинальных драматургов русского реализма. Теперь и у ставропольских театралов появился шанс в этом лично убедиться. Благодаря режиссеру-постановщику заслуженному деятелю искусств России Валентину Бирюкову репертуар театра пополнился замечательным спектаклем «Свадьба Кречинского».
Когда-то в середине девятнадцатого века сей драматургический дебют автора пьесы оказался не просто удачным, но сделал «Свадьбу…» и самой популярной – до наших дней – в его творчестве. Пьеса не только шла и идет на самых разных сценах, но и была экранизирована советским телевидением.
Залог ее успеха и долгожительства – в поразительно живучей захватывающей интриге почти что детективного накала. Существует версия, что основой сюжета послужили некие реальные, современные драматургу события, о которых ему поведал неизвестный рассказчик. Действительно, происходящая цепочка событий сомнений в их реальности не вызывает, а персонажи все как на подбор – словно срисованы с конкретных прототипов, таких, которых, кажется, только вчера мы видели на соседней улице... Критики сразу поставили пьесу в один весьма славный и почетный ряд с «Горем от ума» А. Грибоедова и «Ревизором» Н. Гоголя, а это что-нибудь да значит. Можно не сомневаться, «Свадьба Кречинского» займет свое достойное место и в репертуаре Ставропольской драмы. Классическую комедийную пьесу Валентин Бирюков обозначил своим любимым жанром – трагифарс. У корня «фарс» большая театральная судьба: когда-то им называли вид народного театра и литературы. Сценическая форма отличалась также элементами буффонады и даже цирковой клоунады. Все эти черты нашли блистательное отражение в спектакле Валентина Бирюкова и его славной команды. Откровенное веселье, насмешливая ирония, скандально-шутливые, порой в меру хулиганские интонации – всем этим до краев наполнена постановка. При этом, однако, не будем упускать из виду приставку «траги» в названии жанра. Впрочем, спешу успокоить уважаемую публику, этого «траги» тут совсем чуть-чуть.
Итак, в центре нашего внимания - целая вереница характеров, каждый из которых сделан заслуживающим совсем не второстепенного значения для общей канвы спектакля. Да, представьте себе, здесь даже эпизодические персонажи так выразительны и хороши, что просто любо-дорого посмотреть. Какие колоритные типажи, и нет ни одного повторяющегося, и все вместе составляют такой гармоничный ансамбль нравов. И ни одно из этих звеньев невозможно изъять из единой цепочки действующих лиц, у каждого своя индивидуально обозначенная социальная функция. Сочное актерское исполнение делает каждого персоной неповторимой и необходимой. Меня особенно впечатлили отнюдь не на эпизодическом уровне представленные компаньоны-подельники главного героя Расплюев и Тишка: дуэт почетных деятелей искусств СК Владимира Лепы и Игоря Калинина (преобразившихся до неузнаваемости!) и сверхуморителен, и гротескно-смешон, а в некотором смысле даже трагичен… Как и совсем вроде бы крошечные роли Владимира Петренко, Евгения Задорожного, Георгия Серебрянского, Михаила Подзолко, Александра Сухарева составляют поразительно добротно оформленный и слаженный коллектив, эдакую человеческую энциклопедию.
Чего уж говорить о персонах более важных для происходящего?! Тут что ни фигура – то мощная гамма красок, коими рисуют свои роли актеры, составляющие, можно сказать, цвет сегодняшней Ставропольской драмы. Поистине великолепен в образе закоренелого провинциала Муромского заслуженный артист России Борис Щербаков, мастерски использующий богатейший личный арсенал. При этом не скажешь, что актер применяет нечто из ряда вон, тут героя «делают» жесты, полуулыбки, прищуренный хитровато-простодушный взгляд, а то и просто выразительный вздох… Подстать ему партнерша по сцене чудесная обладательница явного комического таланта Полина Полковникова в роли тетушки Атуевой. Так и хочется сказать – мадам Атуевой, глядя на неподражаемую походку и слыша голосовые переливы, из которых строится образ этой барыньки, возомнившей себя светской львицей и покорительницей салонов. Откровенная пародийность манеры актрисы вкупе со сногсшибательными туалетами очень точно попадают в характер героини. Вполне гармонично входит в этот выразительный «семейный» ансамбль дочка Муромского, она же племянница мадам - мечтающая о прекрасном принце Лидочка, которую играет молодая и уже успевшая проявиться на сцене Дарья Сафонова. Хотя эта ее роль не столь глубоко прописана драматургом, очевидно, посчитавшим достаточным представить героиню вот такой простенькой, доверчиво-глупенькой, но таки богатой невестой, лакомым кусочком для соискателей: кто – руки и сердца, а кто – папашиных денег. Весь этот фейерверк характеров так живописен в сценической круговерти, что зрительный зал периодически откликается дружным хохотом. Тем более что волею режиссера действие со сцены то и дело активно перемещается прямо к зрителям, которые буквально погружаются внутрь спектакля. Это вносит в происходящее особую доверительность, придает дополнительную подлинность событиям и поступкам. Согласитесь, немаловажный театральный эффект! Когда артисты обращают те или иные реплики непосредственно в зал, простые вроде бы фразы вдруг наполняются новым смыслом и вовлекают нас всех в общую увлекательную игру.
Ну и наконец, особый колорит придает постановке то, что главная роль авантюриста Кречинского стала подарком к юбилею ее исполнителя – заслуженного артиста России Игоря Барташа. Подарок замечательный, однако и ко многому обязывающий. Отдадим должное чутью Валентина Бирюкова – исполнитель выбран со снайперской точностью. Сколько шарма и негодяйского обаяния в одном, как говорится, «флаконе». Куда уж тут устоять доверчивой влюбленной Лидочке и всей ее родне, вдохновенно облапошенной господином Кречинским. Барташ с очевидным профессиональным наслаждением буквально врастает в своего героя, которым несмотря на все его негодяйство не устаешь восхищаться: ну каков мерзавец, как ловок, как талантлив даже в своих преступных делишках. Да, его авантюра сорвалась, зато как счастливо сам-то он соскользнул с полицейского крючка. Вот верх совершенства в бешеной игре с законом, и вот прискорбный урок наивной «деревенщине» - не приближать к себе мошенников, потому как они могут быть чрезвычайно, дивно одаренными! Ну разве все это не относится в полной мере и к нашим временам, наводненным эдакими ловкими на всевозможные авантюры молодчиками? Какую красочную актерскую палитру использует Игорь Барташ, порой откровенно смеющийся над своим героем, а потом искренне и с горьким сожалением сочувствующий ему же… Актеру удалось психологически тонко отразить противоречивый и яркий характер героя: да, мошенник, но не без мечтаний, пускай и за чужой счет. Да, опасный для богатых провинциалов господин, но ведь и умен чертовски…
Вот так – и в шутку, и всерьез - Валентин Бирюков раскрашивает собственными красками старую русскую пьесу, заигравшую такими новыми, такими неожиданно современными гранями. Не обошлось и без выразительных внешних сценических эффектов, которыми мастерски смело и непременно с юмором умеет распорядиться именно этот режиссер, вызывая добрую улыбку зрителя. По сути нравоучительный сюжет пьесы удачно расцвечивают и даже по-своему украшают элементы веселого водевиля, музыкально-танцевальные вкрапления, гротескно-выразительная пластика актеров. Словом, давайте поздравим и театр, и нас, зрителей, с прекрасным пополнением репертуара. Уверена, «Свадьбу Кречинского» многим театралам захочется пересмотреть не раз, так много в спектакле глубоких, не поверхностных, интересных пластов и в решениях постановщика, и в актерской игре, и в художественном оформлении. Здесь даже колокольчик на входной двери, нарочно преувеличенный в размерах, стараниями мадам Атуевой становится вполне читаемым символом глупости, а мыльные пузыри, эффектно летящие по всему сценическому пространству, так красноречиво свидетельствуют о лопнувших надеждах…
1 декабря 2023 года