На Ставрополье развивается новый подход к управлению охраной труда
Основной закон страны - Конституция РФ гарантирует гражданину право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Тема охраны труда актуальна всегда, так как человек, его жизнь и здоровье являются самой высокой ценностью цивилизованного общества. Поэтому вопросам охраны труда уделяется особое внимание министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края как исполнительного органа, уполномоченного на проведение государственной политики в регионе в области охраны труда. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с Федерацией профсоюзов Ставропольского края и Региональным союзом работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья», а также Государственной инспекцией труда и региональным отделением Фонда пенсионного и социального страхования. На решение актуальных задач охраны труда направлены важные мероприятия государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости», которая предусматривает проведение регулярной оценки условий труда на рабочих местах и направлена на сокращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и обеспечение санаторно-курортного лечения работников, занятых на предприятиях с вредными и опасными условиями труда.
О современных методах решения этих задач рассказывает заместитель министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Людмила Шагинова.
- Людмила Леонидовна, снижение производственного травматизма – одна из первостепенных задач министерства. Какая работа проводится сегодня в крае в этом направлении?
- С 2014 года у нас реализуется подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда» государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения», в рамках которой ежегодно проходит более 160 различных мероприятий. В дополнение к подпрограмме поэтапно выполняется краевой план мероприятий - «дорожная карта» снижения уровня производственного травматизма на 2021 - 2023 годы.
По рекомендациям Минтруда России с 2018 года в крае действует отраслевой принцип решения проблем охраны труда. В настоящее время восемнадцатью исполнительными органами края, имеющими подведомственную сеть, также на 2021 - 2023 годы утверждены соответствующие отраслевые «дорожные карты», и ежеквартально минсоцзащиты края осуществляет мониторинг их исполнения.
Основным мероприятием «дорожных карт» является внедрение в организациях края программ «нулевого травматизма». На сегодняшний день их приняли на вооружение более 3500 работодателей, причем 1300 даже присоединились к международному движению Vizion Zero, или «Нулевой травматизм». Надо сказать, что практика доказала эффективность отраслевого принципа, на который стоит ориентироваться и в дальнейшем.
В проведение ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства активно вовлечены как исполнительные органы края, так и органы местного самоуправления. За последние 3 года проверено более 3000 подведомственных государственных и муниципальных учреждений. Все выявленные в них нарушения устранены в полном объеме.
- Об эффективности работы в области охраны труда свидетельствуют реальные показатели производственного травматизма. Каковы они на Ставрополье?
- Можно с удовлетворением констатировать, что за период реализации подпрограммы с 2014 года общий уровень травматизма сократился в 1,9 раза, почти вдвое снизилось количество несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом, значительно сократилось количество погибших на производстве, как и количество групповых несчастных случаев.
Однако в текущем году, к сожалению, не удалось сохранить динамику снижения несчастных случаев на производстве: по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение численности погибших и пострадавших на производстве с тяжелым исходом. Основные причины - нарушения работодателями требований по обеспечению безопасного труда. Это и неудовлетворительная организация производства, и недостатки в содержании и организации рабочих мест, и несовершенство технологических процессов. Данная ситуация сложилась в том числе по причине отсутствия контроля и надзора в отношении хозяйствующих субъектов на территории края в рамках ограничений, установленных действующим Постановлением Правительства Российской Федерации «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
- Поскольку в силу сложившейся ситуации приостановлены проверки организаций, значит ли это, что и в отношении работодателей ослаблен контроль за безопасностью условий труда?
- Изменения в Трудовом кодексе позволяют надзорным ведомствам перейти к риск-ориентированному контролю и надзору. Его смысл в том, что снижается излишняя нагрузка на законопослушный бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые не выполняют требования законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а количество и многообразие программных продуктов и сервисов позволяют применять различные методы оценки профессиональных рисков, снижая нагрузку на рядовых специалистов. Переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда подразумевает индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель при этом обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников, руководствуясь принципами предупреждения и профилактики опасностей, минимизации урона, угрожающего здоровью персонала. Помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер по локализации и ликвидации возможных последствий их воздействия.
Думаю, понятно, что оценка профессиональных рисков необходима не только уже действующим производствам, но и вводимым в эксплуатацию объектам и новым рабочим местам. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждены Минтрудом РФ.
Также работодателям следует систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей, их источников и потенциальных нежелательных последствий. На это направлены контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, расследование несчастных случаев на производстве, расследование профзаболеваний и расследование производственных микротравм. Более того, трудовым законодательством установлено новое право работодателя – самообследование. Речь идет о внедрении режима самоинспектирования, применяемого при контроле финансовой деятельности. Новая редакция Трудового кодекса предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки государственный инспектор труда выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
- Для эффективного государственного управления охраной труда необходима достоверная информация о каждом производстве. Какие существуют механизмы ее получения?
- В соответствии с краевым законом полномочия по организации и проведению мониторинга состояния условий и охраны труда возложены на органы труда и социальной защиты населения администраций муниципальных и городских округов края. На местах утвержден порядок мониторинга условий и охраны труда у работодателей, информация об этом размещается на официальных сайтах администраций. Работодатели предоставляют данные по охране труда в орган труда на бумажном либо электронном носителе, а также заполняют форму «Информация по охране труда» в личном кабинете работодателя на интерактивном портале службы занятости населения Ставропольского края «Работа России» (stavzan.ru). На практике мы наблюдаем ежегодное увеличение числа работодателей, предоставивших в установленном порядке данную информацию. Так, в 2021 году ее предоставили 15509 работодателей, в 2022 году – 16096. До конца 2023 года перед органами труда муниципалитетов поставлена задача увеличить долю работодателей, участвующих в мониторинге условий и охраны труда, которые, в свою очередь, активно ведут координацию этой работы, отслеживая состояние дел.
- Людмила Леонидовна, в последнее время в стране произошли значительные изменения в области охраны труда.
- Действительно, изменения есть. Госдумой Российской Федерации принят в новой редакции X раздел «Охрана труда» Трудового кодекса. Обновленный Трудовой кодекс определил, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются предупреждение и профилактика опасностей, минимизация повреждения здоровья работников. А это в свою очередь означает, что работодателями должны быть предусмотрены все необходимые меры, поскольку работодатель – ключевая фигура в этом процессе. А минтруд и органы по труду муниципалитетов – ему в помощь, прежде всего в методологической, консультативной и информационно-разъяснительной работе. Специалисты нашего министерства стараются быть в постоянном контакте с заинтересованными работодателями, доводя до них всю необходимую информацию. В частности, мы ориентируем работодателя на предусмотренное Трудовым кодексом внедрение системы управления охраной труда, составной частью которой является управление профессиональными рисками. Сегодня это самый передовой подход во всем мире. Теперь работодатель должен на постоянной основе системно выявлять опасности для работника на его рабочем месте, реализовывать мероприятия по их устранению или снижению риска, вовлекая в этот процесс и самого работника. Именно сам работник может наиболее точно и полно определить риски получения травмы на своем рабочем месте. Профессионалы называют это принципом «не проходи мимо».
- Обновленным Трудовым кодексом утвержден и новый порядок обучения и проверки знаний по охране труда. На что обращается первоочередное внимание?
- Отмечу, что впервые за 19 лет поменялись правила обучения охране труда. Новые требования касаются всех работодателей крупных или малых организаций, а также индивидуальных предпринимателей. Они во многом стали четче и удобнее. Нововведения имеют несколько особенностей. Во-первых, вопросы обучения по охране труда перестают быть образовательными услугами, теперь это профилактические мероприятия. Во-вторых, у работодателей появилась возможность самостоятельно проводить обучение после регистрации в установленном порядке организации в реестре Минтруда России. Кроме того, устанавливается связь между процессом обучения по охране труда и результатами специальной оценки условий труда, а также оценки профессиональных рисков. И наконец, в новом порядке расширен список видов обучения, включая инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, обучение оказанию первой помощи пострадавшим, использованию средств индивидуальной защиты, обучение по охране труда у работодателя, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ.
Специалисты министерства четко ориентируют работодателей на то, что теперь установлено минимальное число сотрудников, которые должны пройти внешнее обучение, то есть в специализированных обучающих организациях. Это количество зависит от численности штата и категории риска. Также появились конкретные требования к проведению стажировки по охране труда, программам обучения, добавилось понятие «внеплановое обучение». Имеется раздел требований для работодателей, самостоятельно обучающих своих работников. Установлены особенности подготовки персонала в области охраны труда на микропредприятиях.
- Людмила Леонидовна, как организуется обучение по охране труда и чем уже сейчас должны озаботиться специалисты данного направления?
- Направить работников для обучения требованиям охраны труда можно в аккредитованную обучающую организацию или провести обучение в рамках самого предприятия. Этот процесс министерством поставлен на контроль. Понятно, что обучение на месте требует наличия комиссии по проверке знания требований охраны труда, соответствующей материально-технической базы, учебных программ и материалов.
Стоит добавить, что нововведения также касаются правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. Недавно вступили в силу новые правила: вводится карточка учета дежурных средств защиты, допускается возможность ведения учета средств индивидуальной защиты в электронном формате, разработан образец локальных норм выдачи средств защиты работникам организации. При этом работодатель уже с 1 сентября 2023 года может определять потребность в средствах индивидуальной защиты в зависимости от профессий и должностей с учетом перечня и уровня воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Хочу также напомнить, что с 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты. Это касается работы во вредных и опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения от работы по этому основанию работодатель не обязан сохранять за работником среднюю зарплату. В соответствии с последней редакцией Трудового кодекса место работы и средний заработок сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров.
- Предусмотрены ли министерством мероприятия, направленные на стимулирование работодателей по созданию безопасных условий труда на рабочих местах?
- Разумеется, мы над этим работаем, и уже накоплен определенный опыт. Министерство организует и проводит ежегодный краевой смотр-конкурс на лучшую организацию работы службы охраны труда и специалиста по охране труда. За последние 3 года участие в конкурсе приняли более 500 организаций края. Привлекаются организации различных форм собственности, осуществляющие деятельность в различных сферах экономики края, в том числе и в бюджетной сфере. К участию допускаются работодатели края, у которых создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, проведена в установленном порядке специальная оценка условий труда в отношении не менее 100 процентов рабочих мест от рабочих мест, подлежащих оценке по условиям труда, отсутствуют на производстве групповые несчастные случаи, тяжелые несчастные случаи, несчастные случаи со смертельным исходом.
Победители и призеры конкурса награждаются дипломами нашего министерства, а также ценными подарками, например телевизорами, ноутбуками, планшетами, многофункциональными устройствами и другой оргтехникой. А лучший опыт победителей обобщается специалистами министерства и доводится до заинтересованных сторон, размещается в свободном доступе в сети Интернет.
Кроме краевых конкурсов министерство содействует участию ставропольских специалистов во всероссийских конкурсах. Так, в рамках VIII Всероссийской недели охраны труда в Сочи подведены итоги Всероссийского рейтинга организаций крупного, среднего и малого бизнеса в области охраны труда. Основная цель рейтинга – привлечь общественное внимание к важности вопросов охраны труда, выявить лучшие организации всех сегментов бизнеса в области охраны труда, создать позитивный социальный имидж. Нынче в рейтинге участвовало более 1000 организаций крупного, среднего и малого бизнеса независимо от вида экономической деятельности и организационно-правовых форм. Нам приятно отметить, что победителем всероссийского рейтинга в номинации «Организация крупного бизнеса в области охраны труда с численностью работников более 500 человек» стало общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь». А в номинации «Организации среднего и малого бизнеса в области охраны труда с численностью работников до 100 человек» 3-е место заняло общество с ограниченной ответственностью «Химтранс».
- По вашему мнению, что дают такие конкурсы их участникам?
- Прежде всего дают возможность продемонстрировать свою корпоративную и социальную ответственность, культуру безопасности, достижения по улучшению условий труда, а также компетенции своих специалистов. Конкурсы позволяют шире распространить лучшие практики, привлечь общественное внимание к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. Ну и, конечно, достижение высоких результатов повышает престиж организации. И работает на общий имидж Ставропольского края. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края во всех мероприятиях, направленных решение актуальных задач охраны труда, опирается на положения государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости». В своей повседневной работе наши специалисты стремятся объединить усилия всех учреждений, ведомств и производственных организаций, заинтересованных в достижении поставленных задач.
29 ноября 2023 года