18:45, 24 октября 2023 года

Из чего делают танцы: отчётный концерт театра «Эдельвейс»

Миссия нынешнего 2023 года - признание особого статуса педагогических работников. Указом Президента России Владимира Путина он объявлен Годом педагога и наставника. «Наставник» … Нести это звание - значит не просто учить, но и воспитывать в учениках любовь к выбранному делу, родному дому, стране, в которой ты родился.

Всеми этими качествами сполна наделена Ольга Сыромятникова, основатель и руководитель театра танца «Эдельвейс». Ольга Владимировна Сыромятникова - педагог высшей квалификационной категории, лауреат краевого этапа Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», а ее коллектив «Эдельвейс» - победитель всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Творчество здесь начинается с первого шага, с первого элемента, освоенного ребенком. Чтобы эти шаги превратились в головокружительные пируэты, требуется немало сил как от будущего блестящего артиста, так и от его наставника.

Должна признаться, даже не предполагала, что здесь такая насыщенная и разнообразная жизнь. Однако понимание стало приходить уже через несколько минут после начала отчетного концерта театра танца. На сцене самые трогательные танцоры из группы подготовишек, которые и начинают представление.

…И новое в глазах явленье!

Сцену разрезают лучи невидимого зрителю солнца. Словно в калейдоскопе, девочки в разноцветных трико то собираются в кружки и овалы, то квадратами и ромбами рассыпаются по сторонам… Они похожи на крошечных эльфов, играющих с солнцем, а оно играет с ними. Пространство подмостков клуба Гагарина превращается в зону оптического прибора-игрушки, оказавшись в котором, вполне можно ощутить себя самоцветами, ожившими внутри огромного калейдоскопа. По ходу танцевальных номеров отмечаю: практически все номера оригинальные и, что важно, сюжетные. Здесь еще говорят - «именные», потому что от начала до конца придуманы педагогами-тренерами. У каждого есть возможность создать свой танец, проявить собственное творчество.

Позже, во время беседы с О. Сыромятниковой, не без удивления узнала, что в подготовительную группу коллектива принимают абсолютно всех детей, так что свой шанс авансом получает каждый. Здесь хорошо понимают, что впоследствии не все займутся хореографией, но занятия в «Эдельвейсе» и сам по себе танец помогут сформировать тело и душу ребенка, его художественный вкус, а также разогреют стремление к успеху.

Когда отзвучали аплодисменты, а зрители покинули зал, я спросила Ольгу Владимировну, как вообще родилась идея «Калейдоскопа». Сегодня, в пору «технического беспредела», когда игрушки разве что в космос не запускают, маленькие танцоры нежно и трогательно напомнили зрителям о любимой детской забаве - калейдоскопе.

- Все началось с магазинчика, который был рядом с Дворцом им. Гагарина. Однажды дети пришли на занятия с цветными резинками, которые купили в нем; размахивали ими как лентами, растягивали, кружились… Я спросила: что вы делаете, это ведь просто резинки?

- Ну что вы, Ольга Владимировна, разве не видите, какие они красивые! - наперебой закричали дети, и тут же стали показывать, как интересно можно с ними играть: прыгали через резинки, соединяли их друг с другом. Что-то во всем этом показалось мне необычным. Ходила-ходила, и вдруг осенило: а почему бы за основу нового танца не взять калейдоскоп. Когда в нем переворачиваются цветные стеклышки, образуются потрясающие узоры.

Не могу не сказать еще об одном танце. Он называется «Будь со мной». Когда увидела его на сцене, поняла, почему в «Эдельвейсе» формируются и действуют не просто танцевальные коллективы, а именно «театр танца» со своим многотемным репертуаром, характером, мелодиями и красками... Хореографическая постановка - работа над смыслами, обнажение тех сторон жизни, про которые обязательно нужно говорить с детьми.

- Это что-то вроде уроков по вхождению в жизнь?

- Да. Танец о девочке-потеряшке - работа нашего молодого педагога М. Бондаревой, - объясняет моя собеседница. - Смысл такой: мама маленькой девочки, гуляя с дочкой по городу, не выпускала из рук телефона и… не заметила, как потеряла ребенка из виду. Испугалась, стала ее искать, к поиску подключились все, к кому она обращалась.

В танце дети то разбегаются, то собираются в группы, обмениваются информацией… Всеобщая большая тревога! В конце концов малышку находят и ведут к маме. Очень трогательный момент! Ну, а финал танца победительный - телефон к всеобщей радости выброшен!

Думаю, что эта история заставит задуматься наших зрителей о важности личного общения матери с ребенком, о доверительности и заботе.

- Этот танец не столько рассказ про единичный случай, сколько про прецедент, - объясняет Ольга Владимировна. - Социальные связи в жизни людей, в том числе родных, слабеют, а такие важные приоритеты, как целостность семьи, необходимость постоянного участия, внимания к детям и старикам, в бытовой суете сует блекнут, теряются. Ребенок всегда должен быть в сфере внимания. Дети - самое дорогое, что у нас есть, и пока не окрепнут, их нужно любить, учить полезным навыкам, в том числе при освоении мира. Танец наших воспитанников не просто комплекс хореографических элементов, а школа жизни, ступень в самопознании и самовоспитании. Когда мы приступаем к той или иной работе, обязательно обсуждаем, про что она, с чем мы хотим обратиться к зрителю. Только в этом случае у исполнителей и у зрителей появляются живые эмоции.

Дети Гагарина

- Я работаю в клубе Гагарина без малого шестнадцать лет, так что дети, которые сегодня уже закончили школу, все это время были у меня на глазах. - рассказывает Ольга Владимировна. - Я их так и называю: «дети Гагарина», и очень люблю. Уверена, только из любви появляется все живое на этом свете, в том числе живые чувства и «живые» танцы. Только любовь, даже если она строгая, обязывающая, рано или поздно даст свои плоды.

Сегодня в коллективе занимаются 140 человек - восемь разновозрастных групп ребят от шести лет и старше. О результатах работы говорят факты. Начиная с момента создания «Эдельвейса» в 2007 году коллектив трижды подтверждал звание «Почетный».

- Когда во время концерта ты стоишь за кулисами, наблюдаешь, как ребята работают, все - и удачи, и мелкие недостатки - переживаешь вместе с ними. Дети удивительно благодарный народ. Вот они заметили, что ты одобрительно улыбаешься, в их глазах тут же читаешь благодарность. Первое впечатление от знакомства с улыбчивой и открытой собеседницей - легкость и доверительность в общении. Видимо, именно эти качества своей наставницы интуитивно чувствуют дети.

Поначалу, когда Ольга Владимировна только начинала работать, в танцевальном коллективе насчитывалось два десятка ребят, но уже тогда у педагогов существовало негласное правило: если ребенок приходит в клуб, то клуб становится его вторым домом. И соответственно, педагоги должны относиться к своим подопечным с такой же заботой, к какой они привыкли, находясь среди самых близких людей.

- Знаю, вы постоянно следите за тем, как формируются характеры детей. Насколько тесно вы связаны с родителями?

- Очень тесно. Часто встречаемся, беседуем, я стараюсь держать пап и мам в курсе всех проблем и успехов ребенка. Открыта для личного общения всегда. Кроме того, я во всех группах, во всех чатах; папы-мамы могут задать мне любой касающийся ребенка вопрос по интернету, попросить о чем-то. Всегда стараюсь держать руку на пульсе. Знаю, нельзя затягивать решение той или иной проблемы, с которой сталкиваются сын или дочка. Поскольку я старший педагог, куратор и наставник молодых педагогов, часто бываю на занятиях коллег, наблюдаю, как они работают с детьми, затем обсуждаем проблемы, разбираем собственные ошибки и недочеты.

- А такое бывает?

- Редко, однако бывает. В основном на уровне: как улучшить уже существующее или усовершенствовать сделанное (танец, композицию). Я не начальник и не учитель для своих коллег - разве что соратник и друг, в таком плане и беседуем.

- А что это, по-вашему, такое - наставничество? На производстве понятно, наставник следит за тем, чтобы выдерживался определенный рабочий цикл, чтобы молодой рабочий обучался мастерству. А у вас?

- Когда мы занимаемся с детьми, то прекрасно понимаем, что далеко не все из тех, кто к нам приходит, станут профессионалами. Но уроки, которые они получают, будут помогать им быть успешными на протяжении всей жизни. Не бояться трудностей, уметь преодолевать свои слабости и признавать ошибки, быть уверенными в себе, уметь общаться со знакомыми и незнакомыми людьми…

- И неординарно мыслить, то есть быть личностями в самом обширном смысле слова, я верно поняла?

- Во всяком случае, близко к тому. Я режиссер, отвечаю за все хореографические группы, поэтому постоянно пересекаюсь и с участниками групп, и с педагогами. Люблю танец как радость и испытание, а своих коллег - как друзей и соперников. Причем способность к соперничеству, по большому счету, - это неплохо. В процессе состязательности идет накопление в себе внутренней силы, которая закаляет и формирует характер. Поверьте, такая наука очень нужна детям.

«Учитель, воспитай ученика…

…чтоб было у кого потом учиться». Этот лозунг из своего советского детства я помню очень хорошо. Следовала ему, когда сама преподавала в университете специальность «журналистика». Сознаюсь, все, о чем рассказывала Сыромятникова, я чувствовала близким и понятным для себя.

- Я родилась и выросла в городе Баку, в Азербайджане, - рассказывает О. Сыромятникова. - Там стала заниматься танцами, вы не поверите, но тоже во Дворце культуры имени Ю.А. Гагарина. В классе было более тридцати учеников - такой вот большой интернациональный коллектив. Когда слышу, что ребенок должен быть «инновационным», «особенным», говорю, что, оставаясь везде «особым», он не сможет многого добиться. Дети должны уметь постоять друг за друга, и в хореографии это имеет большое значение. Кому-то, например, говорю: ты молодец, и ты, и ты… Но если вы все порознь, толку не будет.

Групповой танец - явление коллективное. И если все всё делают правильно, а трое ошибаются, общей хорошей картины не получится и выступление уже обречено на провал. При этом виноватыми будут чувствовать себя все, значит ВСЕ должны уметь работать в команде.

- Слышала, что сейчас педколлектив у вас крепкий, полностью укомплектованный.

- И это большая удача. О некоторых педагогах мы уже говорили. Расскажу о нашем концертмейстере. Марина Ляшенко работает с «Эдельвейсом» со времени его основания. Она человек не только опытный и беззаветно любящий свое дело, но очень творческий. В этом педагоге живет и ею командует «внутренний невероятный интеллигент».

Летом, когда коллеги отправляются в отпуск, концертмейстер «Эдельвейса» обходит библиотеки города, ищет материалы для музыкального сопровождения к будущим хореографическим шедеврам. Для каждой возрастной группы свои. Во время репетиции она не просто играет мелодию, а «проживает» ее. Вообще-то, классическая форма сопровождения танца - магнитофонные записи. Но это не идет ни в какое сравнение с живой музыкой.

- Дети начинают по-иному относиться к музыке, более внимательно реагируют на нюансы, которые посылает пианист. А еще у них развивается слух и даже интеллект, - рассказывает Ольга Владимировна. - Во время репетиций в группах мы завели традицию: когда концертмейстер исполняет что-то новое, она просит ребят отгадать мелодию. Благодаря такому тренингу дети стали запоминать названия произведений и имена композиторов.

Слушала свою собеседницу и думала, как же повезло «детям Гагарина» в том, что их учат педагоги, которые ненавязчиво и планомерно поднимают их до уровня «внутренних интеллигентов».

В качестве постскриптума: Когда наша беседа подходила к концу, я спросила у Ольги Владимировны, почему у театра танца такое необычное название - «Эдельвейс», ведь дети такого цветка, скорее всего, не знают.

- Да, это редкий, но очень изящный цветок, который растет высоко в горах. Он поразительно красивый и поразительно стойкий. Ему не страшны ни ветер, ни морозы. Вот и мы стремимся к тому, чтобы наших детей, независимо от того, какой путь они выберут, не пугали ни обиды, ни испытания. Чтобы за время наших занятий у них вырабатывался иммунитет устойчивости к пустым соблазнам и трудностям. Наши дети должны быть терпеливыми и добрыми …

- …умелыми, сильными и смелыми, - бодро завершила я речевку (ныне «кричалку»), которую помню со времен своего пионерского детства.

- Вот именно, - засмеялась Ольга Владимировна. - У наших ребят, когда вырастут, тоже будет что вспомнить. У «Эдельвейса» уже есть свой гимн, кричалки, амуниция (пакетики, рюкзачки, у девочек - косметички, медальницы)… Многие уже не раз выезжали на гастроли в разные города страны, в том числе в Москву и Санкт-Петербург. Есть и свой логотип, который разработала наша выпускница. Основой ее дипломной работы стал цветок эдельвейса. Кстати, кричалка «Обойди весь белый свет «Эдельвейса» лучше нет!» - тоже ее придумка.

Тамара ДРУЖИНИНА, журналист, заслуженный работник культуры РФ.
«Из чего делают танцы»
Газета «Ставропольская правда»
28 октября 2023 года