Ставропольский музей изоискусств представляет полотна художников-фронтовиков
Баннерную выставку «Солдаты Победы» к 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. подготовил Ставропольский краевой музей изобразительных искусств: в уличном пространстве музея представлены масштабные репродукции произведений художников-фронтовиков Ставрополья - участников основных боевых сражений 1943 года: битвы за Сталинград и Кавказ, на Курской дуге, 80-летие которых отмечается в 2023 году. В фондах краевого изомузея находятся произведения пятнадцати художников, участвовавших в крупнейших сражениях, о чем говорят их боевые награды - медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа» и другие.
Один из старейших художников Ставрополья Родион Никандрович Богославский (1915 - 1998) начал военный путь рядовым осенью 1941 года, тяжелое ранение получил в Сталинградской битве в 1942-м, впоследствии принял участие в легендарном сражении под Прохоровкой, прошел боевой путь от Кавказа до Польши. В его рисунках «Курская битва», «Армия-освободительница» отражены лично пережитые вехи боевого пути.
Его ровесник Василий Степанович Барташевич (1915 - 1986) прошел войну с января 1942-го по май 1945 г. Медаль «За оборону Кавказа» была вручена будущему художнику гвардии капитану Барташевичу 1 мая 1944 г. Став членом Союза художников, в мирной жизни занимался творчеством, к 40-летию Победы написал картину «В землянке», в которой нет боевых действий, здесь показаны редкие минуты отдыха солдат, эта картина - лирическое осмысление грозного минувшего лихолетья.
Воспоминания о войне нашли своеобразное воплощение в работах замечательного живописца заслуженного художника РСФСР Павла Моисеевича Гречишкина (1922 - 2009): его пейзаж «У Марухского перевала» можно с уверенностью назвать воспоминанием о Битве за Кавказ, ведь 30 апреля 1945 г. по решению Военного Совета Закавказского фронта сапер 31-го автотранспортного полка ефрейтор Павел Гречишкин был награжден медалью «За оборону Кавказа».
Народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан (1920 - 1991) картину «Журавли» посвятил памяти погибших воинов: далеко в горах, над обелиском павшим героям, высоко в облачном небе летят журавли, ставшие символом памяти о тех, кто отдал свою жизнь за Победу. Сам художник находился в действующей армии с 1943 по 1946 год, пройдя боевой путь от Кавказа до Берлина в составе батальона аэродромного обслуживания Белорусского фронта. Об этом говорят боевые награды, в том числе медаль «За оборону Кавказа». В другой картине К.Г. Казанчана «Мать» мы видим пожилую женщину, сидящую за накрытым столом, за которым уже не соберется ее семья, все погибли на фронте. Пронзительной грустью веет от работы, в которой художник раскрыл образ всех матерей России, не дождавшихся с фронта своих родных.
Тема памяти - одна из ведущих в творчестве военного поколения. У Владимира Васильевича Никулина (1923 - 1981), начавшего воевать в родных местах на Северном Кавказе в составе воздушно-десантного полка радистом, танкистом, заряжающим артустановок, пережившего плен, награжденного медалью «За оборону Кавказа», такое воспоминание запечатлено в живописном полотне «Пришел солдат», а у заслуженного художника Анатолия Васильевича Болдырева (1922 - 2019), служившего в армии с 1940-го по 1947-й и также награжденного медалью «За оборону Кавказа», воспоминания о войне нашли отражение в полотне «Памятник советским воинам в Софии».
Владимир Александрович Шегедин (1924 г.р.) сразу после обучения в Житомирском военно-пехотном училище, эвакуированном в Ставрополь, тоже начал свою войну на Кавказе. Участник обороны Кавказа, освобождения Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод. В боевых действиях дошел до столицы Австрии Вены. В память об этом событии написал самую знаменитую трогательную работу «Май 1945-го. Мечты». Чистота и мягкость красок картины созвучна внутреннему миру молодой девушки-солдата, пришедшей с цветами к памятнику великому композитору Иоганну Штраусу в Вене и замершей на мгновение, как бы услышав волшебные звуки музыки. О чем мечтает юная фронтовичка в мае 1945 года, понятно каждому - о мире, о любви, о счастье.
Жизнеутверждающим настроением дышат произведения фронтовиков, в их картинах - высокий гуманистический пафос, утверждение красоты мира и ценности человека, в каком бы жанре они ни писали - портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетные полотна. Среди них картины участников обороны Кавказа Виктора Васильевича Тесленко (1909 - 1959) «Голуби», Юрия Сократовича Шамлиди (1918 - 1995) натюрморт «Дыня и персики», Шамиля Закиржановича Байгильдиева (1923 - 1979) «Дагестанский аул», Владимира Александровича Подунова (1924 - 2009) «Свято-Серафимо-Сергиевский источник». Участник Сталинградской битвы Борис Николаевич Бессонов (1916 - 1966) в своей работе «Семья» обратился к вечной теме семейных ценностей; Владимир Вячеславович Секлюцкий (1907 - 1990) был верен чистым образам природы, олицетворяющим мирную жизнь; Михаил Иосифович Эйзериков (1922 - 1991) работал в жанре портрета, героями которого были и участники войн, и люди мирных профессий; Георгий Дмитриевич Авсаджанов (1923 - 1980) через обращение к истории войн, к истокам древней Кавказской земли, словно призывает нас оставаться верными историческому прошлому Родины.
Музейщики с большой любовью составляли эту замечательную выставку - как нашу общую дань памяти тем, кто принес Победу, а в послевоенное время своим жизнеутверждающим искусством свято нес неоспоримую правду борьбы за сохранение и упрочение мира, гордости за Отечество. Бережно хранимое наследие художников-фронтовиков Ставрополья сегодня имеет огромное значение и само по себе тоже является памятником их мужеству, силе духа, патриотизму. Спасибо музейным сотрудникам, дающим нам возможность прикоснуться к этой священной памяти. Сегодня тему, начатую фронтовиками, достойно продолжают современные художники Ставрополья.
5 мая 2023 года