Геннадий Ртищев: Ни о каком кратном увеличении тарифа за обращение с ТКО речи не идёт
Поводом к интервью послужила серия встреч с общественностью по вопросам ЖКХ с участием представителей органов региональной власти, муниципалитетов и надзорных ведомств. Одной из самых обсуждаемых стала тема взаимодействия бизнеса и регионального оператора. Разбираемся в деталях вместе с директором компании «ЖКХ» Геннадием Ртищевым.
- Вопрос договорных отношений предпринимателей и регоператоров был актуален и раньше, но сейчас он обострился в зоне деятельности регоператора «ЖКХ». Одни говорят о кратно завышенном тарифе для юрлиц и ИП. Другие возмущены тем, что платить приходится за якобы несуществующий мусор. Геннадий Викторович, что же все-таки происходит с начислениями за вывоз отходов у предпринимателей?
- Сразу скажу, ни о каком кратном увеличении тарифа на услугу «Обращение с ТКО» речи не идет. Все расчеты региональный оператор производит, руководствуясь официальными документами. На сегодняшний день тариф в нашей зоне деятельности установлен Региональной тарифной комиссией в размере 776,27 рубля за кубический метр. Таковым он останется до 30 июня 2024 года.
Помимо тарифа на начисления влияют нормативы образования отходов. Они утверждены приказом минЖКХ Ставропольского края, причем в прошлом году были пересмотрены в сторону уменьшения. Цифры уточнялись в ходе замеров – в течение года посезонно независимая организация взвешивала и определяла объем отходов, в том числе у предпринимателей с разными видами деятельности. Как правило, здесь у регоператора и бизнеса и возникают разногласия.
Сейчас при заключении договоров на 2023 год мы вплотную занялись уточнением объемов для каждого юридического лица и предпринимателя. Нам понятно желание коммерческих организаций минимизировать свои расходы, в том числе и за счет экономии на коммуналке. Но есть действующее законодательство, есть установленные правила и цивилизованный договорный процесс, к которому мы призываем наших контрагентов.
- Предприниматели утверждают, что в проектах новых договоров цифры далеки от реальности, что мусора у них гораздо меньше. И задают вопрос: почему регоператор не производит расчеты по контейнерам, ведь раньше так и было?
- Мысленно вернемся в 2019 год, когда мы только начинали работать на юге края. Обширная зона деятельности, огромное количество коммерческих организаций. Многие всеми правдами и неправдами пытались увильнуть от заключения договоров на обращение с отходами, скрывая достоверные объемы своей деятельности.
Чтобы адаптироваться к новым условиям и вернуться в рамки правового поля, у бизнеса было достаточно времени. В течение двух лет при заключении договоров мы принимали за основу данные предпринимателей, проверить их у регоператора не было возможности. Но на доверии, как выяснилось, далеко не уедешь.
Согласитесь, тот же продуктовый магазин не может производить меньше мусора, чем средняя семья. Не говоря уже о тех торговых или производственных объектах, которые демонстрировали регоператору самый минимум отходов, а с остальным особо не церемонились. Нам не раз приходилось сталкиваться с остатками мехового, обувного, мясного производства в баках населения. А общественники не раз находили стихийные свалки явно рыночного происхождения, просрочку, чеки и накладные магазинов. Ликвидировать их приходится муниципалитетам за бюджетные средства.
Сейчас мы используем инструменты, которые даны нам действующим законодательством.
- Давайте подробнее остановимся на правовых нормах. В них полезно разобраться и крупному бизнесу, и предпринимателям.
- Отправной момент: договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязателен. Эта норма закреплена ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Хочу напомнить, что коммерческий учет объема ТКО для юридических лиц и ИП осуществляется в соответствии с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», которые были утверждены Постановлением Правительства РФ № 505 от 3 июня 2016 года. В правилах предусмотрены два способа учета - по нормативу и исходя из количества и объема контейнеров. Оба производятся расчетным путем.
На сегодняшний день для предварительного расчета суммы договора регоператор применяет норматив. Кстати, в действующих
СанПиН помимо требований к обустройству площадок прямо сказано: «Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО».
Многие контрагенты, в свою очередь, настаивают на оплате за то количество мусора, которое сами готовы показать регоператору. И считают, что второй способ расчета это подразумевает. Но для его применения необходимо соблюсти определенные условия.
Первое: у коммерческого объекта помимо паспортов отходов, верных расчетов объема ТКО, основанных на нормативных актах, должна быть собственная оборудованная площадка, которая исключает доступ к ней третьих лиц. Второе: ведение раздельного накопления отходов с установкой необходимого количества контейнеров. Третье: площадка должна быть зарегистрирована в муниципальном реестре. Это закреплено в «Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» согласно постановлению Правительства РФ № 1039 от 31 августа 2018 года. Не следует забывать о периодичности вывоза отходов, эти нормы регламентирует тот же СанПин. И наконец, все моменты должны быть зафиксированы в договоре с регоператором. Из этих слагаемых будет складываться реальная картина, сколько и каких отходов производит объект.
- Вряд ли многим удается выполнить все пункты.
- На сегодняшний день и бизнес, и мы понимаем, что выполнить все условия может далеко не каждый. Но замечу, это не «хотелки» рег-оператора. Это предусмотрено законодательством.
Негодование чаще всего выражают те, кто сам не готов идти к нам в открытую. Бывает, что предпринимателю нечем подтвердить расчеты, кроме собственных слов, а коммунальная организация на слово верить уже не будет. Встречаются случаи, когда отходов гораздо больше, чем должно быть. Лишнее просят забрать «в виде исключения», а заключать договор на больший объем не готовы.
Еще один зачастую неразрешимый момент: оборудование контейнерной площадки. В городах, особенно курортных, плотность мелких предпринимателей порой так зашкаливает, что создавать многочисленные площадки просто негде, не говоря уже о соблюдении норм СанПиН по удаленности от жилых и социальных объектов. Такая ситуация характерна для небольших магазинов, офисов, аптек, парикмахерских и т. д., которые ведут деятельность в цоколях и первых этажах многоквартирных домов. Считаем, что нормативы накопления ТКО для них – естественный выход и рассчитаны они достаточно корректно.
Что касается раздельного накоп-ления, у ряда предпринимателей к нему весьма своеобразный подход. Часть отходов передают теневым «утилизаторам», чтобы сократить их видимый объем для регоператора. В результате мусорная неучтенка либо откладывается в карманах перепродавцов-нелегалов, либо растворяется в общегородских контейнерах или сваливается на обочинах. Свежий пример – прогремевшая в соцсетях стихийная свалка недалеко от рынков Предгорного округа. Ответственность за это безобразие вместо отходообразователей легла на плечи собственника земли, которому предстоит ликвидировать свалку за свои средства.
Словом, и предпринимателям, и регоператору придется работать с учетом реалий.
- Подытожим: от платы за мусор бизнес никуда не денется. Основной отправной точкой для расчетов в большинстве случаев остается норматив, хотя альтернативный метод тоже не сбрасывается со счетов. Готов ли регоператор к компромиссным решениям, чтобы как-то облегчить жизнь бизнесу?
- Для всех контрагентов мы открыты к диалогу. Причем большинство из них, получив предварительный проект договора, уже обратились к нам за консультацией или сейчас находятся в процессе обсуждения разногласий. И это правильно. Каждый случай требует индивидуального подхода и зависит не только от вида предпринимательской деятельности. Для расчета объемов отходов важна площадь занимаемых контрагентом земельных участков, назначение используемых помещений. Такие детали выясняются при общении и рассмотрении кадастровых планов, экспликаций и других документов.
Поэтому, получив дополнительное соглашение, предпринимателю не стоит затягивать с визитом к регоператору. Тем более если есть мотивированные разногласия, подкрепленные документами. Вопрос будет урегулирован с опорой на правовые нормы. Показательные примеры взаимодействия с рег-оператором со стороны бизнеса есть в Предгорном округе, Ессентуках и Кисловодске.
Обращаться юридическим лицам и ИП нужно в абонентский отдел. Сотрудники дадут разъяснения по всем интересующим вопросам, примут перечень документов для корректировки расчетов. Останется завершить процедуру заключения договора и далее обеим сторонам выполнять его условия.
22 февраля 2023 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
