Геннадий Ртищев: Ни о каком кратном увеличении тарифа за обращение с ТКО речи не идёт
Поводом к интервью послужила серия встреч с общественностью по вопросам ЖКХ с участием представителей органов региональной власти, муниципалитетов и надзорных ведомств. Одной из самых обсуждаемых стала тема взаимодействия бизнеса и регионального оператора. Разбираемся в деталях вместе с директором компании «ЖКХ» Геннадием Ртищевым.
- Вопрос договорных отношений предпринимателей и регоператоров был актуален и раньше, но сейчас он обострился в зоне деятельности регоператора «ЖКХ». Одни говорят о кратно завышенном тарифе для юрлиц и ИП. Другие возмущены тем, что платить приходится за якобы несуществующий мусор. Геннадий Викторович, что же все-таки происходит с начислениями за вывоз отходов у предпринимателей?
- Сразу скажу, ни о каком кратном увеличении тарифа на услугу «Обращение с ТКО» речи не идет. Все расчеты региональный оператор производит, руководствуясь официальными документами. На сегодняшний день тариф в нашей зоне деятельности установлен Региональной тарифной комиссией в размере 776,27 рубля за кубический метр. Таковым он останется до 30 июня 2024 года.
Помимо тарифа на начисления влияют нормативы образования отходов. Они утверждены приказом минЖКХ Ставропольского края, причем в прошлом году были пересмотрены в сторону уменьшения. Цифры уточнялись в ходе замеров – в течение года посезонно независимая организация взвешивала и определяла объем отходов, в том числе у предпринимателей с разными видами деятельности. Как правило, здесь у регоператора и бизнеса и возникают разногласия.
Сейчас при заключении договоров на 2023 год мы вплотную занялись уточнением объемов для каждого юридического лица и предпринимателя. Нам понятно желание коммерческих организаций минимизировать свои расходы, в том числе и за счет экономии на коммуналке. Но есть действующее законодательство, есть установленные правила и цивилизованный договорный процесс, к которому мы призываем наших контрагентов.
- Предприниматели утверждают, что в проектах новых договоров цифры далеки от реальности, что мусора у них гораздо меньше. И задают вопрос: почему регоператор не производит расчеты по контейнерам, ведь раньше так и было?
- Мысленно вернемся в 2019 год, когда мы только начинали работать на юге края. Обширная зона деятельности, огромное количество коммерческих организаций. Многие всеми правдами и неправдами пытались увильнуть от заключения договоров на обращение с отходами, скрывая достоверные объемы своей деятельности.
Чтобы адаптироваться к новым условиям и вернуться в рамки правового поля, у бизнеса было достаточно времени. В течение двух лет при заключении договоров мы принимали за основу данные предпринимателей, проверить их у регоператора не было возможности. Но на доверии, как выяснилось, далеко не уедешь.
Согласитесь, тот же продуктовый магазин не может производить меньше мусора, чем средняя семья. Не говоря уже о тех торговых или производственных объектах, которые демонстрировали регоператору самый минимум отходов, а с остальным особо не церемонились. Нам не раз приходилось сталкиваться с остатками мехового, обувного, мясного производства в баках населения. А общественники не раз находили стихийные свалки явно рыночного происхождения, просрочку, чеки и накладные магазинов. Ликвидировать их приходится муниципалитетам за бюджетные средства.
Сейчас мы используем инструменты, которые даны нам действующим законодательством.
- Давайте подробнее остановимся на правовых нормах. В них полезно разобраться и крупному бизнесу, и предпринимателям.
- Отправной момент: договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязателен. Эта норма закреплена ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Хочу напомнить, что коммерческий учет объема ТКО для юридических лиц и ИП осуществляется в соответствии с «Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», которые были утверждены Постановлением Правительства РФ № 505 от 3 июня 2016 года. В правилах предусмотрены два способа учета - по нормативу и исходя из количества и объема контейнеров. Оба производятся расчетным путем.
На сегодняшний день для предварительного расчета суммы договора регоператор применяет норматив. Кстати, в действующих
СанПиН помимо требований к обустройству площадок прямо сказано: «Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО».
Многие контрагенты, в свою очередь, настаивают на оплате за то количество мусора, которое сами готовы показать регоператору. И считают, что второй способ расчета это подразумевает. Но для его применения необходимо соблюсти определенные условия.
Первое: у коммерческого объекта помимо паспортов отходов, верных расчетов объема ТКО, основанных на нормативных актах, должна быть собственная оборудованная площадка, которая исключает доступ к ней третьих лиц. Второе: ведение раздельного накопления отходов с установкой необходимого количества контейнеров. Третье: площадка должна быть зарегистрирована в муниципальном реестре. Это закреплено в «Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» согласно постановлению Правительства РФ № 1039 от 31 августа 2018 года. Не следует забывать о периодичности вывоза отходов, эти нормы регламентирует тот же СанПин. И наконец, все моменты должны быть зафиксированы в договоре с регоператором. Из этих слагаемых будет складываться реальная картина, сколько и каких отходов производит объект.
- Вряд ли многим удается выполнить все пункты.
- На сегодняшний день и бизнес, и мы понимаем, что выполнить все условия может далеко не каждый. Но замечу, это не «хотелки» рег-оператора. Это предусмотрено законодательством.
Негодование чаще всего выражают те, кто сам не готов идти к нам в открытую. Бывает, что предпринимателю нечем подтвердить расчеты, кроме собственных слов, а коммунальная организация на слово верить уже не будет. Встречаются случаи, когда отходов гораздо больше, чем должно быть. Лишнее просят забрать «в виде исключения», а заключать договор на больший объем не готовы.
Еще один зачастую неразрешимый момент: оборудование контейнерной площадки. В городах, особенно курортных, плотность мелких предпринимателей порой так зашкаливает, что создавать многочисленные площадки просто негде, не говоря уже о соблюдении норм СанПиН по удаленности от жилых и социальных объектов. Такая ситуация характерна для небольших магазинов, офисов, аптек, парикмахерских и т. д., которые ведут деятельность в цоколях и первых этажах многоквартирных домов. Считаем, что нормативы накопления ТКО для них – естественный выход и рассчитаны они достаточно корректно.
Что касается раздельного накоп-ления, у ряда предпринимателей к нему весьма своеобразный подход. Часть отходов передают теневым «утилизаторам», чтобы сократить их видимый объем для регоператора. В результате мусорная неучтенка либо откладывается в карманах перепродавцов-нелегалов, либо растворяется в общегородских контейнерах или сваливается на обочинах. Свежий пример – прогремевшая в соцсетях стихийная свалка недалеко от рынков Предгорного округа. Ответственность за это безобразие вместо отходообразователей легла на плечи собственника земли, которому предстоит ликвидировать свалку за свои средства.
Словом, и предпринимателям, и регоператору придется работать с учетом реалий.
- Подытожим: от платы за мусор бизнес никуда не денется. Основной отправной точкой для расчетов в большинстве случаев остается норматив, хотя альтернативный метод тоже не сбрасывается со счетов. Готов ли регоператор к компромиссным решениям, чтобы как-то облегчить жизнь бизнесу?
- Для всех контрагентов мы открыты к диалогу. Причем большинство из них, получив предварительный проект договора, уже обратились к нам за консультацией или сейчас находятся в процессе обсуждения разногласий. И это правильно. Каждый случай требует индивидуального подхода и зависит не только от вида предпринимательской деятельности. Для расчета объемов отходов важна площадь занимаемых контрагентом земельных участков, назначение используемых помещений. Такие детали выясняются при общении и рассмотрении кадастровых планов, экспликаций и других документов.
Поэтому, получив дополнительное соглашение, предпринимателю не стоит затягивать с визитом к регоператору. Тем более если есть мотивированные разногласия, подкрепленные документами. Вопрос будет урегулирован с опорой на правовые нормы. Показательные примеры взаимодействия с рег-оператором со стороны бизнеса есть в Предгорном округе, Ессентуках и Кисловодске.
Обращаться юридическим лицам и ИП нужно в абонентский отдел. Сотрудники дадут разъяснения по всем интересующим вопросам, примут перечень документов для корректировки расчетов. Останется завершить процедуру заключения договора и далее обеим сторонам выполнять его условия.
22 февраля 2023 года