19:31, 14 февраля 2023 года

Участнику Великой Отечественной войны Николаю Гавришу исполняется 100 лет

17 февраля 2023 года жителю Ставрополя, участнику Великой Отечественной войны Николаю Ефимовичу Гавришу исполнилось 100 лет.

Встретимся на войне…

Мама Николая Гавриша, Прасковья Павловна, родилась в 1905 году в селе, которое мы знаем как село Первомайское Ипатовского района. Если посмотреть на современную карту Ставрополья, то это село находится на самой границе края, там, где он небольшим клином уходит к северу. С трех сторон этот клин окружают земли самого западного улуса Республики Калмыкии с центром в Городовиковске (раньше село Башанта, районный центр улуса). С Калмыкией и Ставропольем связана и вся жизнь Николая Гавриша.

Он появился на свет в селе Первомайском. До войны их семья жила в Башанте, здесь располагался в то время крупный животноводческий совхоз № 112. Отсюда рукой подать до села Рассыпного, что на одноименной речке в Ростовской области. Это родина отца Николая - Ефима Селиверстовича Гавриша. Он 1901 года рождения, и первым в семье в сентябре 1941 года Башантинским райвоенкоматом был призван на фронт. В военных документах он указал свою специальность: по сапожному делу. Очень нужная оказалась на фронте. Но главной стала специальность солдата, воина. При расставании отец загадал, что они с Николаем в скором времени обязательно должны встретиться на дорогах войны...

Донской рубеж

Осенью первого военного года Николай Гавриш поступил на ветеринарное отделение Башантинского сельскохозяйственного техникума. Мечтал получить нужную для села специальность. Люди надеялись, что война не докатится до этих краев, однако с каждым днем вести приходили все тревожнее. На фронт уходили и преподаватели, и учащиеся. Однажды в техникуме был объявлен общий сбор, на нем зачитали постановление Государственного Комитета Обороны от 22 октября 1941 года, предписывающее мобилизовать местное население на строительство оборонительных рубежей. Батальоны требовалось формировать из мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 17 до 50 лет, не занятых на оборонных предприятиях. В первую очередь партийные и комсомольские организации развернули работу среди молодежи.

От Калмыцкой Республики рабочие батальоны направлялись в подчинение 8-й саперной армии на строительство Донского отводного рубежа. Он намечался по линии рек Аксай, Дон и Северский Донец от станицы Верхне-Курмоярской до села Кагальник. Сюда направлялась и молодежь соседних Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области. Протяженность Донского отвода - около 450 километров, у каждого батальона свой участок. Мобилизованным выдавались хлебные карточки, но без отметки Оборонстроя отоварить их было нельзя. В числе мобилизованных был и первокурсник сельхозтехникума Николай Гавриш.

…Вереница обозов с «оборонцами» своим ходом выдвинулась из Башанты. Путь неблизкий, порядка двухсот пятидесяти километров. Учащиеся техникума держались вместе. На телегах самый нехитрый скарб: теплая одежда, кружки, ложки, котелки, небольшой запас продуктов. Девушки деловито укладывали узлы с постельными принадлежностями. Испортившаяся погода поздней осени, холодный ветер не умеряли патриотического пыла молодежи, они гордились, что едут на помощь фронту, будут участвовать в оборонном строительстве. Конечный пункт - станица Романовская на Дону.

Принял новобранцев командир саперного батальона, разрешил устроиться на ночлег у жителей станицы. Посоветовал в работе особенно беречь руки, чтобы не натерли мозоли, не обморозили. В строю не должно быть раненых «бойцов». Комбат показал фронт работ, объяснил задачу: противотанковая траншея должна быть с пологим краем, не менее двух с половиной метров в глубину, шириной по дну три метра, по верху - не менее семи метров. Норма, в зависимости от плотности грунта, - полтора-два кубометра в смену. Рабочий день - двенадцать часов, еще два часа - начальная военная подготовка.

...Морозный колючий ветер хлестал по степи, звенела под лопатами промерзшая земля. Ранним утром цепочка людей у Донского отвода с упорством вгрызалась в твердый грунт.

Кто-то крикнул:

- А ну, не робей, это сверху промерзло немного. Дальше мягче пойдет.

- Верно! Надо по-другому. Ребята, берите ломы и крошите верхнюю корку. А вы, девчата, подгребайте за нами!

- Хлопцы, разведка донесла: тут недалеко шахтеры из Донбасса. У них такие же лопаты и ломы, а с крепкой породой они разбираются играючи!

- Вот тебя и пошлем на выучку! - звонко отозвались девушки.

- Неплохо бы, - отвечал хлопец. - Да как уйти-то? Раньше положенного никак нельзя. Дисциплина у нас по законам военного времени.

- Ночь впереди длинная, - ответили ему.

На следующее утро парень проводил шахтерский инструктаж. Он побывал у донецких шахтеров и теперь рассказывал, как рубить тяжелый грунт в отвал, сразу большими глыбами, подрезая его со всех сторон. Как затем по цепочке выносить его на поверхность тачками и носилками. В процессе работы в эту цепочку вносились коррективы и дело заметно двинулось. Такая организация труда, когда все вместе и норма засчитывалась на всех поровну, воодушевила молодежь. Но к вечеру все буквально валились с ног, ныла спина, болели руки. Изрядно донимали морозы, охватившие донскую степь раньше срока. Николай Гавриш вспоминал, что приходилось очень трудно, но никто не роптал ни на скудное питание, ни на отсутствие бытовых условий.

Работа продолжалась два месяца - с 10 ноября 1941 года по 10 января 1942 года. Тогда командование 8-й саперной армии особо отметило посланцев Калмыкии, они выполнили огромный объем работ: перебросили свыше полутора миллионов кубометров грунта, выработка на каждого составила 145-150 кубометров. По три-четыре нормы в день!

Такие разные дороги

Старший Гавриш, Ефим Селиверстович, в составе 39-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона 5-й Ударной армии (сначала в составе Сталинградского, затем Юго-Западного фронтов) прошел через Сталинградскую битву. 13 февраля сорок третьего он участвовал в окончательном освобождении Ростова-на-Дону, затем были бои на Миус-фронте, освобождение Донбасса. В начале сорок четвертого с тяжелым ранением попал в госпиталь. В сорок пятом в составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина.

В сорок третьем с сыном Ефим Селиверстович разминулся всего неделей. Николай с повесткой на фронт прибыл в Западный райвоенкомат Ростова-на-Дону 20 февраля, через неделю после освобождения города. Не удалось им встретиться и в сорок четвертом, когда Ефим Селиверстович попал в госпиталь. Николай Гавриш разыскивал его здесь, но к тому времени отца уже выписали и он вновь отправился в свою часть. Но Николай узнал главное - отец жив, здоров и продолжает воевать.

Сам Николай Гавриш начал боевой путь гвардии красноармейцем, затем в звании лейтенанта - разведчиком 54-й отдельной гвардейской разведывательной роты 50-й Гвардейской стрелковой Сталинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Ее перебрасывали на разные фронты. С октября сорок третьего в составе 4-го Украинского фронта она участвовала в Донбасской и Одесской наступательных операциях, в марте сорок четвертого - на 1-м Белорусском фронте освобождала Слуцк, Пружаны, Брест, в октябре того же года элитная, как мы бы сказали сейчас, дивизия была переброшена на 3-й Белорусский фронт - в Восточную Пруссию. Ее части отличились в боях под Кенигсбергом, в районе города Гумбиннен (сейчас - город Гусев Калининградской области), где была окружена и ликвидирована крупная вражеская группировка. Немцы считали эту крепость неприступной, но, видя, что придется ее сдать, при отступлении с воздуха и суши ровняли город с землей. Здесь Николай Гавриш был ранен. Он догнал свою часть, которая в апреле сорок пятого была переброшена в состав 1-го Украинского фронта на Берлинское направление и участвовала в южном охвате логова врага.

В дни празднования Победы отец и сын Гавриш оказались недалеко друг от друга. Ефим Селиверстович побывал у Рейхстага, оставил там свой росчерк. В июле сорок пятого Ефим Гавриш был награжден медалью «За боевые заслуги». Представляя его к награде, командир батальона инженер-майор Беккер в наградном листе отметит, что в батальоне он проявил себя дисциплинированным, исполнительным, трудолюбивым и неутомимым бойцом. И что «все задания командования по ремонту обуви систематически перевыполняет. Прекрасно знает свое дело. Инициативен в изыскании и использовании пошивочных материалов». Но и тогда отцу и сыну Гавришам встретиться не удалось.

За отвагу

В разведку, где воевал Николай Гавриш, подбирались самые смелые и физически крепкие бойцы. Считалось, что разведка - это «глаза и уши» любого войскового соединения. Особенно активно она действовала накануне крупных военных операций, когда требовалось добывать точные сведения о численном и материальном составе. Большой удачей считались захват «языка» и важных документов, которые бы раскрывали замыслы врага. От этих сведений во многом зависел и успех операции, и в конце концов сохранение жизни бойцов и командиров при наступлении.

Вот только один эпизод фронтовых будней разведчиков в ходе крупной наступательной операции «Багратион» в июле-августе 1944 года при освобождении Белоруссии. Требовалось как можно больше разведданных. Жаркая работа предстояла разведчикам 54-й гвардейской разведроты на территории Барановичской области. С 4 июля 1944 года группа за группой отправлялись за линию фронта. Одна из них пробиралась в село Тимошковичи. В ее составе был и гвардии красноармеец Николай Гавриш. Группа проникла в тыл противника, встретив немецкий обоз, вступила в кратковременный бой. В наградном листе указано, что Николай Гавриш уничтожил 12 немецких солдат и офицеров, гранатами подорвал четыре повозки «с вещевым грузом», захватил пленного и вернулся в свою часть. За этот подвиг Николай был удостоен медали «За отвагу». Среди его наград также орден Отечественной войны I степени, медаль «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

17 февраля 2023 года жителю Ставрополя, участнику Великой Отечественной войны Николаю Ефимовичу Гавришу исполнилось 100 лет.

После Победы разведчик Николай Гавриш продолжал срочную службу в городе Гродно в Белоруссии. Домой, в Башанту, возвратился в сорок седьмом. Там наконец и встретились после долгой разлуки отец и сын. Николай Гавриш продолжил учебу в сельскохозяйственном техникуме. Не забыл за годы войны мечту – быть полезным для сельского хозяйства. В 1950 году с дипломом ветеринарного фельд-шера был направлен по распределению в райсельхозуправление тогдашнего Колушкинского района Ростовской области. Через три года он стал студентом ветеринарного факультета Ставропольского сельхозинститута. И с тех пор вся его жизнь и деятельность связаны с нашим краем.

После института Николай Гавриш трудился в системе краевого управления сельского хозяйства. Сначала в Ставропольской краевой ветеринарно-бактериологической лаборатории, где заведовал производством лекарственных препаратов для животноводства. Проработал здесь восемнадцать лет. Затем до ухода на заслуженный отдых в 1983 году - в Ставропольском краевом межхозяйственном производственном объединении «Ставропольпчелопром».

У ветерана сложилась крепкая дружная семья. Свою супругу Раису Сергеевну он встретил еще в сельхозтехникуме. Выросли дочери Евгения и Ирина. Обе пошли по стопам родителей, окончили Ставропольский сельхозинститут.

Ветеран войны Николай Ефимович Гавриш продолжает оставаться бодрым и жизнерадостным человеком, он постоянный подписчик краевых и российских изданий, интересуется аграрными делами края. У него восемь внуков и правнуков.

…Родные города и села, привольные степи дороги сердцу ветерана. Когда он воевал, то мыслями обращался к ним, тревожился за судьбу близких и родных мест... За них он готов был отдать жизнь, как и многие его однополчане.

Александр КОНДРАТЕНКО, заслуженный мелиоратор России, член Союза журналистов России. Татьяна БЛОХИНА, член Союза журналистов России.
«Судьба ветерана: и ста лет мало»
Газета «Ставропольская правда»
18 февраля 2023 года