На Ставрополье волонтёр и полковник помогает детям-сиротам
«Волонтер» - слово, казалось бы, недавно вошедшее в нашу жизнь, а движение уже стало нормой.
Оказалось, что без волонтерства - государственных организаций, предпринимателей и просто людей - многим просто не обойтись. И это не просто подарки к праздникам, снабжение одеждой и необходимыми вещами, а нечто большее.
В этом убежден начальник исправительной колонии № 3 УФСИН России по Ставропольскому краю полковник внутренней службы Армен Егиян (на снимке). Впрочем, и всем сотрудникам уголовно-исполнительной системы Ставрополья волонтерство не чуждо. Офицеры краевого УФСИН и исправительных колоний оказывают шефскую помощь сотням ребят по всему краю.
Армен Егиян помимо профессиональных качеств известен добротой, надежностью и справедливостью, а также помощью детям-сиротам. Он считает, что не он помогает ребятам.
- Скорее, - говорит он, - я помогаю себе, или же они помогают мне. Это моя отдушина, понимаете? В детский дом № 30 Георгиевска я приезжаю с 2016 года.
- Есть ли какие-то улучшения? – спрашиваю я.
- Основные проблемы этих организаций сейчас, на мой взгляд, не связаны с финансовой стороной, - убежден Армен Егиян. - Я замечаю, что с каждым годом улучшается материальная база, дети стали учиться в обычных школах района, заниматься в кружках и секциях. Но, находясь в детском доме, трудно не осознать, что ребятам не хватает человеческого тепла.
Полковник рассказывает, что ребята, которые выпустились много лет назад, часто приходят в детдом со своими женами и детьми. Однажды он слышал, как молодой человек сказал своей дочке: «Ты давно спрашивала меня, кто моя мама - твоя бабушка. Вот она!», - и показал на свою бывшую воспитательницу.
- В такой момент приходит осознание, - констатирует Армен Егиян, - что этот уже взрослый мужчина был всю жизнь лишен родительской любви, а у его детей не будет как минимум папиных бабушки и дедушки. И еще, например, вы знаете, что большинство ребят в детдомах не смотрят в глаза? Это факт, я бы даже сказал, защитный рефлекс, что ли! Все время списывал на стеснительность и робость, а потом просто спросил у молодого парня почему… Оказывается, в большинстве случаев дети-сироты не смотрят в глаза, чтобы не привыкать, на каком-то подсознательном уровне они чувствуют: не надо привязываться, няни меняются часто, волонтеров и спонсоров тоже много, а некоторые «подарили счастье» и уехали, забыли. Когда начинаешь активно заниматься благотворительностью, то понимаешь, что эффективная помощь детям-сиротам – это не просто привезти и раздать подарки. Разные незнакомые взрослые приходят, дарят подарки, а потом исчезают навсегда. Никакие гаджеты и прочие современные устройства не заменят простое человеческое общение, своего взрослого, близкого человека, который будет тебя любить. Это не просто психологическая травма, такие ситуации оставляют у воспитанников чувство разочарования, ребята начинают принимать подарки как должное и считать, что в будущем им все будет «подано на блюдце». Однако во взрослой жизни так не бывает. И после совершеннолетия эти ребята, привыкшие, что многое достается без труда, не готовы к самостоятельной жизни.
Так что в первую очередь нужны не вещи, а возможность получать навыки, образование и социализироваться.
- Делать подарки, - продолжает Армен Егиян, - стоит в тех случаях, если вы систематически приезжаете в детский дом и каждый волонтер поддерживает и занимается несколькими ребятами. Тогда они будут ценить подарок от близкого и сами захотят что-то сделать в ответ. Мы сейчас вот так и поступаем. Я в начале волонтерства на все праздники бездумно приезжал с дарами в детский дом и был доволен собой: молодец, детей порадовал. Воспитатели неодобрительно головами покачивали. Потом решил изучить эту тему, почитал психологов, а они все считают, что так у детей формируется «психология иждивенца».
Это так, общаясь с бывшими детдомовцами, убедилась и я: многие из них не умеют готовить, зашить или постирать себе одежду, не умеют распоряжаться финансами, заплатить за коммунальные услуги. Не потому ли многие выпускники детдомов, получившие квартиры, быстро превращают их в бытовой свинарник?
С детьми-сиротами всегда непросто наладить диалог, ведь им не хватает родительской любви и внимания, хотя педагоги делают все для того, чтобы им было хорошо. У этих малышей потребность в ласке и заботе зашкаливает.
Хорошие отношения сотрудников уголовно-исполнительной системы с ребятами из подшефного детского дома подпортила пандемия коронавируса и самоизоляция. Работники колонии привозили подопечным необходимые продукты и медикаменты. Но не видели их и не разговаривали с ними. Это было самым сложным. Они, как и ребята, верили, что вирусный занавес вскоре рухнет, а значит, впереди снова совместные конкурсы, веселые праздники, интересные поездки. Так и получилось.
- В 2022 году я поставил новую задачу себе и своим сотрудникам, - говорит Армен Егиян. - Мы работаем на социализацию и сплочение детского коллектива. С гордостью могу сказать, что нас в детском доме не просто узнают, нас знают, ждут и с радостью встречают. В прошлом году мы впервые начали приезжать к ребятам на весь рабочий день: играть в различные спортивные игры, вместе жарить шашлыки, читать, помогать с уроками. Ведь нужно рассказать и о построении взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, и о развитии в обычной жизни.
- А вам не кажется странным, что «тюрьма», грубо говоря, помогает детям?
- Давайте говорить откровенно, - предлагает полковник, - мы работаем в уголовно-исполнительной системе и видим, какое количество бывших детей-сирот среди осужденных. Где-то читал, что значительная часть выпускников детских домов попадают в колонии, спиваются или кончают с собой. Тут как раз все логично, ведь у нас отсутствуют реабилитационные центры для выпускников детских домов, где люди вне зависимости от возраста могли бы получать психологическую, социальную и юридическую помощь, проще говоря, где их научат жить самостоятельно. Недавно разговаривал с бывшим воспитанником детдома о его ребятах-одногрупниках… почти дословно цитирую: «кто-то сидит, кто-то уже отсидел, кто-то спился, пошел в криминал. Некоторые пить и курить начинали после выпуска и буквально за год-два опускались, становились бомжами». Вот как не учитывать эти данные и как недооценивать роль семьи и общества в жизни каждого человека?! Мы как раз и должны помогать! Уверен в этом. Сотрудники колоний ведь видят итог - огромное количество осужденных, которые ставят на себе и своей жизни клеймо «сирота».
За долгие годы, общаясь с детьми из подшефного детского дома, полковник Егиян многое понял. Главное - им нужна семья. Самый ценный и дорогой дар для них - жизнь в приемной семье или сопровождаемое проживание с наставниками. Им не надо крутых подарков, модной одежды, не надо спонсоров, представлений - просто нужны близкие взрослые, которые будут понимать, что испытывают эти ребята. Дети должны чувствовать, что кому-то нужны.
14 января 2023 года