Минфину России 220 лет: как Ставрополью удается быть в лидерах по качеству управления финансами
Восьмого сентября Минфин России отметит 220-летие. Серию публикаций, приуроченную к этой юбилейной дате, «Ставропольская правда» завершает беседой с заместителем председателя правительства края – министром финансов Ларисой Калинченко. Говорим и о конкретных цифрах, и о специфике финансовой сферы и бюджета нашего региона.
- Лариса Анатольевна, расскажите о задачах и ориентирах в работе региональных финансистов.
- Знаете, и задачи, и ориентиры финансовой системы можно обозначить одним словом - баланс. Прежде всего сбалансированность доходов и расходов.
Если говорить о доходах, то это баланс интересов предпринимателя и налоговой нагрузки. С одной стороны, можно (и нужно!) предоставлять льготы. Но либо с определенной целью и на определенный срок: например, для создания или модернизации конкретного производства. Либо для развития стратегически важной отрасли целиком, например сельского хозяйства.
На Ставрополье именно такой подход и реализуется. Как показывает практика, конкуренция между регионами за инвестора очень высока, поэтому краевым правительством были приняты решения о создании коммунальной и инженерной инфраструктуры для открытия новых производств. Ведь для работы предприятия необходимы энергетические мощности, водоснабжение, теплоэнергия, дороги. Для новых производств эту инфраструктуру создает край за счет бюджета и предоставляет налоговые преференции на определенный период времени. Обязательства сторон фиксируются соглашением: со своей стороны, предприятие обязуется создать производство с определенным количеством рабочих мест и зарплатой, через указанное в соглашении время уплачивать налоги и т. д. Такой подход к работе с бизнес-сообществом доказал свою эффективность. За 10 лет рост налогов в бюджет края удвоился: за 2021 год в казну поступило 111,5 млрд рублей.
Наиболее значительный рост отмечается, прежде всего, по налогу на прибыль, что говорит о плюсовой динамике развития крупнейших налогоплательщиков (это подразделения химической и нефтегазовой промышленности, а также банковского сектора), и по налогу на доходы физических лиц, что свидетельствует о росте на Ставрополье заработной платы.
Увеличились не только собственные доходы - налоговые и неналоговые, но и объем финансовых трансфертов. Ставропольский край стал активным участником целого ряда федеральных программ, которых не было еще несколько лет назад. И это, как было сказано, также повлияло на увеличение объемов бюджета. С финансовой поддержкой федеральной казны обеспечивается комфорт городской среды, улучшается дорожная и коммунальная инфраструктура, реализуются целевые программы развития Кавказских Минеральных Вод и Кисловодска в отдельности, осуществляется модернизация системы здравоохранения.
- Давайте уточним. Финансовая помощь у нас увеличивается потому, что Ставрополье доказало, что может эффективно тратить деньги, верно?
- Помощь федерального центра на реализацию конкретных программ выросла значительно. Но чтобы получить эту поддержку, все органы исполнительной власти края проводят большую подготовительную работу: разрабатываются региональные программы, проводится анализ текущей ситуации и перспективы развития в том или ином направлении, готовится сметная документация.
К слову, некоторые федеральные программы появились благодаря инициативе и активности регионов. Например, Ставропольский край с другими аграрными территориями нашей страны выступал за разработку программы комплексного развития сельской местности. Для нашего края, в котором почти половина населения - это жители сел, такая программа очень важна!
- Доходы края растут, но ведь и расходы тоже. Краевой долг неуклонно снижается, но допустимо ли в принципе его наличие?
- Занимать можно, а иногда и нужно. Но! Долг не должен быть обременительным, дорогим в уплате процентов, и самое главное - должно быть четкое понимание за счет чего и когда он будет возвращен. То есть должен быть баланс долговой нагрузки и возможности исполнять обязательства по заимствованиям. И в крае этот баланс есть. К тому же в долговом портфеле Ставрополья сегодня нет «дорогих» заимствований, он состоит из государственных облигаций, кредитов федерального бюджета под 0,1% годовых и государственных гарантий.
- Из года в год подчеркивается: бюджет Ставрополья сохраняет социальную окраску, это один из главных ориентиров. А что в плане развития? На это средства находятся?
- Бюджет традиционно социален. Доля социальных расходов в бюджете края составляет 68%. Это правильно – люди должны получать необходимую помощь от государства. Но при этом бюджет еще и стимулирует развитие. Например, объем расходов на капитальные вложения (строительство, реконструкция, капремонт, приобретение оборудования) за 5 последних лет увеличен в 2,5 раза! А это значит, что кроме новых детских садов, школ и больниц есть и государственный заказ для бизнеса, который получает таким образом возможность для расширения, а в лице государства - надежного партнера, вовремя исполняющего свои обязательства.
Баланс при расходовании бюджетных средств четко изложен в одном из принципов финансовой системы: эффективность использования. Например, строим школу или Дом культуры. Можно ведь построить и с избыточными свойствами («дорого-богато», как у нас говорят). Но необходимо учитывать перспективу развития того или иного города (района), современные тенденции, функциональность. Чтобы не перестраивать через 10 лет, так как не учтен был рост населения, например.
- Ставропольские финансисты курируют программу местных инициатив, реализуют комплекс мероприятий по развитию финграмотности. Расскажите, как это все связано. Почему именно минфин?
- Программа поддержки местных инициатив имеет множество эффектов. Но отвечая на вопрос, акцентирую внимание на следующем. Программа наглядно демонстрирует один из важнейших принципов построения финансовой системы. Речь об эффективности расходования средств бюджета. Если говорить упрощенно, то деньги, которые ставропольцы в виде налогов ежегодно уплачивают в казну, в данном случае тратятся именно на то, что жителям конкретного населенного пункта наиболее важно и нужно. Причем они же и указывают на проблему, которая беспокоит здесь и сейчас.
А если говорить о повышении финансовой грамотности населения и развитии финансового образования, то здесь нет такого сиюминутного и очевидного результата. Но мы понимаем, что от благосостояния отдельных семей напрямую зависит и качество жизни в регионе в целом. Если человек будет эффективно распоряжаться своими заработками, использовать безопасные инструменты для их при-умножения, знать и отстаивать свои права, то он намного реже будет прибегать к помощи государства.
И дело здесь не в том, что государство поддерживает отдельные категории граждан через пособия и различные льготы. Бюджет же вынужден решать и многие другие проблемы, скажем так, совершенно частного порядка. Вспомним для примера обманутых дольщиков.
В каких-то случаях застройщик не собирался никого обманывать и действительно случился форс-мажор. Но зачастую люди попросту не оценили риски, погнались за рекламой, не обратили внимание на тревожные звоночки, которые могли бы подсказать, что вкладываться в финансовые пирамиды не нужно.
В конечном итоге работа по повышению финансовой грамотности населения будет оборачиваться сокращением расходов бюджета. Только это очень длинная история – нельзя точно сказать, что результат будет заметен уже завтра или через три года. Но не зря же есть мнение, что у финансистов мышление земледельца. Мы тоже не рассчитываем на быстрый результат. Но в том, что он будет, не сомневаемся.
- Лариса Анатольевна, коллектив краевого министерства финансов зарекомендовал себя в профессиональном сообществе. Ставропольский край далеко не первый год в лидерах по качеству управления региональными финансами. Как это удается?
- Не преувеличу, если скажу, что в минфине края работают специалисты высокого уровня. Они не боятся перемен, читают профессиональную литературу, успешно осваивают новые технологии и учатся постоянно.
Алмазный фонд министерства – среднее звено управления, то есть прежде всего начальники отделов, большинство из которых трудится здесь уже много лет. Эти люди умеют нестандартно мыслить, решать сложнейшие задачи. Их опыт, знания и подходы в работе ценны для всех – для министра и его заместителей, для молодых кадров.
У нас стабильный коллектив. Есть работники, почти весь трудовой путь которых связан с министерством. Десятки лет здесь трудятся Галина Ивановна Васильева, Марина Николаевна Филипович, Наталья Владимировна Новосельцева, Яна Алексеевна Раожина, Игорь Николаевич Романец, Ольга Ивановна Воробьева. Но при этом, замечу, средний возраст специалистов в министерстве – 36 лет, а это значит, коллектив энергичен и открыт новому.
Сегодняшние достижения минфина были бы невозможны без тех, кто стоял у истоков зарождения и развития финансовой системы края. Это Татьяна Николаевна Несынова, Ирина Акимовна Выродова, Галина Михайловна Вдовина, Ирина Викторовна Есауленко, Валентина Ивановна Тиманина, Раиса Егоровна Ходус. И, что особенно радует, ветераны ведомства и сегодня не теряют связи с коллективом!
Нельзя не вспомнить и о финансистах, в разные годы возглавлявших финуправления муниципальных образований края. Яркими профессиональными достижениями отмечен трудовой путь Антонины Михайловны Борисовой (Невинномысск), Зинаиды Алексеевны Лось (Труновский район), Серафимы Яковлевны Ледовской (Грачевский район), Татьяны Алексеевны Рустамовой (Кировский район), Николая Васильевича Захарова (Ставрополь), Людмилы Григорьевны Черниговской (Петровский район), Любови Петровны Движко (Изобильненский район), Маргариты Андреевны Погореловой (Георгиевский район), Александры Васильевны Шамаловой (Андроповский район).
Кстати, в этом году Министерством финансов России учрежден нагрудный знак «Ветеран финансовых органов Российской Федерации» - достойная награда для тех, кто связал свою жизнь с этой профессией.
В День финансиста, совпавший с юбилеем финансовой системы в России, всех работающих в отрасли поздравляю с профессиональным праздником! От всей души желаю здоровья, счастья, благополучия и отличных результатов с наименьшими трудозатратами!
7 сентября 2022 года