16:15, 18 августа 2022 года

Телефонные мошенники пользуются доверчивостью ставропольцев

Преступления по хищению денег по старой памяти все еще продолжают представляться многим, как грабежи и нападения. Однако злоумышленники теперь предпочитают действовать иными способами – факт, что так называемые стресс-звонки остаются для них эффективным каналом опустошения банковских счетов граждан. В результате множество людей страдает от их действий, теряя многолетние накопления.

Как правило, на протяжении последних нескольких лет хроника ставропольской полиции еженедельно пополняется несколькими случаями телефонного мошенничества. Причем нередко фигурируют потери ставропольцев в сотни тысяч и даже миллионы рублей.

В этом плане вопрос повышения финансовой грамотности особо актуализируется в рамках профилактики преступлений. Развернута масштабная информационная и разъяснительная работа - и принципиально важно, что она комплексная. В нашем крае в нее действительно вовлечены органы государственной власти и правопорядка, реальные игроки финансового рынка, научное и экспертное сообщество. В числе прочего работа ведется в рамках реализации государственной программы края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка», рассчитанной до 2026 года. Она как раз предусматривает консолидацию усилий структур и ведомств по созданию эффективной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности граждан на территории края.

Проверенные приёмы

Только за первую неделю августа жители Ставропольского края лишились более 33 миллионов руб-лей, попавшись на уловки мошенников, сообщает Главное управление МВД России по СК. Аналогичный итог второй недели месяца – потери более чем в 27 миллионов.

Приемы телефонного мошенничества остаются в информационном поле, пожалуй, одной из постоянных тем, но ее актуальность лишь повышается, говорят специалисты Регионального центра финансовой грамотности Ставропольского края. Очевидно, что в периоды экономической напряженности люди отличаются повышенной доверчивостью, а из-за увеличения уровня стресса не могут критически мыслить и становятся жертвами мошенников.

«Каждое третье уголовное преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, каждое пятое связано с дистанционным хищением безналичных средств граждан. Так как чаще всего при этом используются банковские карточки, работа по раскрытию таких преступлений требует повышенной слаженности и взаимодействия между органами внутренних дел и финансовыми учреждениями», - поясняет врио начальника отдела по борьбе с преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, управления уголовного розыска ГУ МВД России по Ставропольскому краю Александр Ашигов.

Показательно, что аферисты фокусируются на уже «хорошо обкатанных» методах. Меняются лишь нюансы в соответствии с текущей новостной повесткой, чтобы выманивание и хищение денег происходило максимально незаметно для потребителей финансовых услуг.

Управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов поясняет: «Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии. Банк России ведет работу по выявлению мошеннических схем и информирует в специальном разделе на своем сайте cbr.ru о наиболее типичных приемах».

Реальные истории

Обратимся буквально к нескольким реальным историям, произошедшим со ставропольцами в августе.

В Советском горокруге в полицию обратилась 47-летняя женщина, которая перевела злоумышленнику 300 тысяч рублей. По ее словам, незнакомец представился по телефону сотрудником правоохранительных органов. Он напугал пострадавшую сообщением, что на ее имя подана заявка на кредит. Для предотвращения противоправных действий женщине необходимо было оперативно подтвердить ее и оформить кредит, а затем в кратчайшие сроки перевести поступившие деньги на якобы безопасный счет. Обман она заподозрила, когда уже выполнила все указания.

Другая модификация этого же сценария с так называемым безопасным счетом в истории с 67-летней жительницей Пятигорска, потерявшей около полумиллиона рублей. Ей поступил телефонный звонок якобы от специалиста финансового учреждения. Он убедительно рассказал, что мошенники пытаются «повесить» на нее крупный кредит. Ситуация требовала, по его словам, срочных действий, а именно - оформления зеркального кредита и последующего онлайн-перевода финансов на якобы безопасный счет до устранения проблемы.

А 51-летняя жительница Михайловска поначалу не заподозрила обмана, хотя общалась со злоумышленником почти неделю - он звонил ей около десяти раз и убеждал позаботиться о сохранности денежных средств. В итоге пострадавшая пользовалась банкоматами, когда отправляла на телефонные номера и счета мошенников (безусловно, названные ими резервными и безопасными) свои накопления. Как следует из сообщения полиции, в общей сложности потеря превысила 2,4 млн(!) рублей.

Банк России как раз приводит схемы с безопасным счетом и зеркальным кредитом в списке наиболее типичных в этом году. Добавим, что для убедительности злоумышленники просят потенциальную жертву действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях из соображений безопасности. А для притупления бдительности человека порой используется в схеме упоминание Центробанка. Однако все это, подчеркнем, должно служить сигналами людям, чтобы прервать разговор с незнакомцами, так как по телефону в реальности сотрудники банков не информируют клиентов о попытках оформления кредитов. Как и Центробанк, который не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и также не совершает звонков гражданам.

Лёгкий заработок

Криминальная хроника в августе также пополнилась и несколькими историями другого плана. Речь о доверчивых ставропольцах, которые хотели заработать быстро и «из воздуха». Но по факту - просто подарили свои кровные мошенникам. Причем в тех случаях, что были зафиксированы полицией, называвшие себя брокерами аферисты получили нешуточные суммы - жители края в надежде разбогатеть переводили им сотни тысяч рублей. Печально, что жертвами стали и пожилые люди.

Так, неизвестный вышел на связь с 63-летней жительницей Буденновского округа. Представившись брокером, он в ходе продолжительных телефонных переговоров убедил женщину приумножить свои сбережения при помощи электронной торговой площадки. За несколько операций со своей банковской карты она перевела для заработков в общей сложности около 300 тысяч рублей. Заподозрила неладное и обратилась за помощью к полицейским не сразу, а лишь когда в обещанные сроки не получила оговоренной финансовой выгоды.

А 77-летняя жительница Пятигорска, поверив телефонному мошеннику, пообещавшему легкий заработок в Интернете, перевела ему более 400 тысяч рублей. Неизвестный позвонил ей с предложением приумножить накопления на брокерской бирже, а именно - вложить имеющиеся денежные средства в прибыльное дело. Женщина поверила, перевела мошеннику деньги, но, когда мужчина не выполнил взятых обязательств, поняла, что ее обманули и поспешила в отдел полиции.

«Мошенники активно эксплуатируют стремление людей к легкому обогащению. Как видим, цена таких телефонных звонков бывает очень высокой, - говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. - К сожалению, слишком многие верят обещаниям про то, что можно «гарантированно» и очень быстро получить огромные деньги, и просто верят словам «биржа», «инвестиции», «дивиденды». Хотя по факту лишь слышали об этом в новостях, но не знают сути».

Потому, какой бы ни была раскрываемость подобных преступ-лений, ключевую роль играют финансовые знания людей и понимание текущей ситуации. Обязательно предупредите близких, чтобы никогда не принимали поспешных решений, когда они касаются финансов. Всегда нужно брать паузу, чтобы разобраться в том, что происходит и что предлагается. Нужно взять за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.

Столкнувшись с мошенничеством, безусловно, нужно как можно быстрее обратиться в отделение полиции. Если вами были названы незнакомцам все реквизиты карты, то стоит поспешить с ее блокировкой. Но вместе с тем помните: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.

Как не стать жертвой мошенников: общие рекомендации

Юлия ПЛАТОНОВА
«Телефонные мошенники пользуются доверчивостью ставропольцев»
Газета «Ставропольская правда»
20 августа 2022 года