19:39, 3 июня 2022 года

Мини-завод в Кочубеевском округе Ставрополья в час выпускает 3 тысячи бутылок лимонада

«Из серебряного крана с шумом брызнуло ситро. Мне досталось полстакана, а хотелось бы – ведро!». Эти строчки из стихотворения детского поэта Самуила Маршака невольно вспомнились при посещении лимонадного цеха, работающего в Кочубеевском округе в окрестностях хутора Прогресс.

До поездки на мини-завод мы и не подозревали, что процесс производства прохладительных напитков представляет собой увлекательное зрелище.

Каждый этап прохождения бутылки по конвейеру строго регламентирован. Сначала тару внимательно осматривают на наличие сколов, трещин. В случае необходимости идет соответствующая отбраковка. Затем бутылочку тщательно промывает горячей водой и обдает паром умная машина. А вот технологический секрет: чтобы ситро было вкуснее, сначала в стеклянный конус наливают сироп и только затем воду, и никак не наоборот!

После газации специальный автомат надевает на полулитровую емкость крышку и фирменную сплошную этикетку. Все? Нет. Яркие бутылочки направляются в паровой тоннель, обеспечивающий сжимание термоусадочной пленки. Далее продукция упаковывается в ящики и складывается на паллеты. Готово! Прошло всего-то две минуты от старта, а уже можно отправлять охлаждающий напиток потребителям.

- Вкус наших лимонадов хорошо знают во многих регионах России, - говорит технолог завода, заместитель директора Артур Дудайты. - Ставрополье, республики СКФО, Подмосковье, Москва - это лишь небольшая часть географии поставок. А еще наши прохладительные напитки пользуются спросом в Азербайджане, Туркмении, Армении, Беларуси. Предприятие, которое я представляю, не раз становилось победителем и призером регионального этапа Всероссийского конкурса «Экспортер года». Также мы завоевывали награды «Продэкспо», других международных выставок продуктов и напитков.

В чем секрет успеха кочубеевского производства? В том, что к своему делу здесь относятся с душой, а технологию выпуска лимонадов изучают с момента изобретения этого напитка. Как мы узнали в ходе экскурсии по цеху, прообразы современного ситро в виде шербетов (отваров фруктов и цветов, с добавлением меда и льда) появились примерно в 500 году до нашей эры! В Россию лимонад привез известный реформатор Петр I. И знаете, какой напиток чаще всего упоминается в отечественной литературной классике? Нет, это не шампанское, а именно лимонад. Его пьют герои произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Грина, Толстого…

Кочубеевское предприятие взяло за основу советские рецепты безалкогольных напитков, предусматривающие использование натуральных настоек и сахара высшего сорта. Также технологи завода применяют собственные ноу-хау, позволяющие выпускать качественную натуральную продукцию. Вкусы потребителей меняются и надо за ними поспевать.

Огромное конкурентное преимущество кочубеевцев - вода, которую берут из реки Большой Зеленчук. Живительную влагу можно без преувеличения назвать ледниковой, так как именно ледники в основном питают упомянутую горную реку. Мягкая, «живая», чистая водичка, подготовленная соответствующим образом, как нельзя лучше подходит для производства лимонадов.

За всю историю завода здесь разработали порядка сорока оригинальных рецептов напитков премиум-класса, реализуемых в то же время по доступной цене. Сейчас выпускают грушевый, апельсиновый, вишневый лимонады, тархун. А вот негазированные напитки: холодный чай с персиком, детские напитки с соком. Бутылочки для малышни, которая весь объем напитка за раз осилить обычно не может, оснащены закрывающимся колпачком спорт-лок. Он обеспечивает сохранение свойств содержимого и безопасность.

Линии мини-завода рассчитаны на производство трех тысяч бутылок напитков в час. Восемьдесят процентов от общего объема продукции разливают в стеклянную тару, считающуюся самой экологичной.

Как повлияли санкции на работу кочубеевского предприятия? Никаких проблем нет и не предвидится. Большинство оборудования отечественного производства. Тара, сиропы, этикетки, паллеты - все эта также наше, российское. Ну а начавшийся уход из России иностранных фирм, производящих безалкогольные напитки, открыл перед отечественными производителями лимонадов большое окно возможностей.

Как рассказал Артур Дудайты, число фирм, закупающих кочубеевскую продукцию, в последнее время не изменилось, но значительно увеличились объ-емы закупок. А значит, надо будет расширять производство. Если раньше на заводе не прибегали к мерам господдержки, то сейчас всерьез задумались о разработке соответствующего бизнес-плана.

Кстати, российский рынок безалкогольных напитков и до последнего времени считался самым динамичным в Восточной Европе. Он ежегодно увеличивался примерно на три процента. Ну а на Ставрополье в последнее время прирост выпуска прохладительных напитков ежегодно составлял порядка пятнадцати процентов. Сегодня в нашем регионе более десяти предприятий занимаются розливом лимонадов. Потребителям предлагают самые разные вкусы, от традиционных (лимон, апельсин, тархун) до экзотических - черника, фейхоа, киви, гуава.

Всего у нас производят ежегодно 137 миллионов литров безалкогольных напитков: почти 50 литров на каждого жителя. Мощности заводов хватает, чтобы выпускать достаточное количество продукции не только для потребления на территории Ставрополья, но и за его пределами, включая ряд стран ближнего зарубежья. Безусловно, наработанный опыт поможет производителям ситро воспользоваться открывшимися в последнее время возможностями.

«Приключения лимонадной бутылки»
Газета «Ставропольская правда»
4 июня 2022 года