11:41, 22 апреля 2022 года

В Ставрополе ансамбль «Лествица» сохраняет традиции предков

В Ставрополе почти десять лет существует ансамбль «Лествица». Ее создатель Владимир Гуськов рассказал об уникальном коллективе, а также объяснил, почему сегодня важно сохранить народную культуру.

Назад в будущее

С детства Владимир занимался в городской студии эстрадного вокала, но уже в студенческие годы, когда учился на втором курсе истфака, увлекся фольклором. Постепенно созрела идея создать музыкальную группу. Так появилась «Лествица», которая носит одноименное название с трудом, написанным в VI-VII веках монахом Иоанном Лествичником.

«В книге богослов рассказывает о страдании человеческой души, о ее восхождении по лестнице в небо. Так мы и назвались, с этим именем живем. Оно нам нравится», - поделился создатель группы.

Основной костяк ансамбля составляют музыканты-любители - вместе с Владимиром выступают Александра Гуськова и Алексей Лис. Скоро в состав войдут еще две девушки - Ирина Сайко и Алина Гончарова. Удивительно, но никто из «Лествицы» не имеет специального образования. Сами учились и вокалу, и игре на инструментах. К слову, набор последних довольно обширный - ребята искусно владеют гуслями, гитарой, бузукой, балалайкой, мандолиной, перкуссией.

«В детстве я года четыре посещал музыкальную школу, но, признаться, был плохим учеником, поэтому мелодии подбираю на слух. Наши бабушки великолепно пели без музыкального образования - создавали трехголосье, четырехголосье и такие сложные партии, которые без тщательного разбора не могут спеть даже профессионалы. Все, на что опирается традиционная музыка, - это слуховой опыт. Нужно слушать и слышать разницу, если у тебя есть слуховой опыт, ты можешь повторить мелодию, уловить ее музыкальную, эмоциональную, энергетическую специфику. Народная музыка - это не семь нот. Она основывается на интонациях», - объясняет Владимир Гуськов.

Искусство, которое активно транслирует «Лествица», камерное, духовное, чистое и бесконечное. Помню, один из первых концертов проходил в уютном пространстве города - в галерее «Паршин». Стены украшали замечательные картины, а в самом зале звучала духовная музыка. Обывательским восприятием несложно было понять, что происходит что-то магическое. Исполнители смогли достучаться до сердца каждого слушателя. Они вернули к истокам, когда традиционное пение сопровождало человека от колыбели до самой гробовой доски: увеселяло душу во времена праздников, гульбищ, помогало сохранить обрядность, пережить стрессы, выплеснуть беды и горести.

«Большая часть песен в народном творчестве - грустные. Они о тяжкой доле, о перипетиях судьбы, о потере или обретении. Они все светлые, православные. Я уверен, если мы забудем об этой музыке, то погибнем как люди, потому что не сможем прийти друг другу на помощь, уступить, понять чужую боль, услышать друг друга. Без традиционной музыки это невозможно. Вообще без культуры жить невозможно!», - продолжает Владимир Гуськов.

Сегодня за плечами у «Лествицы» множество побед на всероссийских и международных конкурсах, съемки на федеральном телевидении. В 2021 году на канале «Культура» выпустили фильм о коллективе, тремя годами ранее ребята стали гостями передачи священника Анатолия Першина, которая выходит на канале «Спас». Еще одна победа случилась в 2021 году - «Лествица», сама того не ожидая, была названа лауреатом Международного фестиваля этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», организованного ЮНЕСКО. Ансамбль представил на суд жюри программу такого уровня таланта, что легко обошел 140 конкурентов в своем направлении.

«Я долго не решался подавать заявку на конкурс, зная, насколько мощные коллективы будут выступать. Но в какой-то момент передумал. Оценивали выступления музыкальные критики ВВС, а также известные исполнители - Сергей Старостин и Пелагея. Церемонию награждения мы смотрели в онлайн-формате. Я до сих пор не понимаю, как удалось победить», - вспоминает руководитель «Лествицы».

В будущее Рождество «Лествица» отметит свой первый юбилей - десятилетие. За это время ими создано более 25 программ, 150 аранжировок, 500 фольклорных песен и четыре музыкальных спектакля.

«Есть проходящая история, которую мы встречаем в поп-музыке, а есть история, которая продолжается из поколения в поколение - такая музыка никак не должна умереть и не умрет. Ведь она естественная составляющая этой жизни, родилась через страдания, переживания человеческие и сейчас нас заставляет о многом задуматься. Кроме того, народная музыка неизбежно красива. Бывает в жизни что-то просто красиво, а бывает неизбежно красиво. Например, идешь по проспекту Октябрьской Революции и видишь неизбежную красоту архитектуры. А есть в нашем городе максимально застроенный типовыми многоэтажками район «Перспективный», где присутствует неизбежность, но нет красоты. В народной музыке есть неизбежная красота, и ты от нее никуда не можешь деться, вне зависимости от того, какому народу она принадлежит. Послушав ее, обязательно скажешь - красиво».

Поездка к давно знакомой бабушке

Ансамбль «Лествица» не только носитель уникальных песенных традиций предков. Ребята при первой же возможности совершают этнографические экспедиции по отдаленным станицам: там по крупицам собирают творчество пра-бабушек и прадедушек - живых носителей фольклора. А потом с большой любовью облагораживают материал, презентуя публике. С экспедициями Владимир побывал во многих регионах России. Сегодня более 30 процентов фольклорного материала, который можно найти в интернете, - результат его работы. Свои экспедиции он называет «поездкой к давно знакомой бабушке». Владимир отмечает, что старики жаждут общения, им важно передать свои знания.

«Первые три года мы создавали аранжировки из доступного материала. Попытка самостоятельно сохранить фольк-лорные песни была предпринята в 2015 году, когда организовали первую экспедицию. С коллегами-фольклористами посетили станицы Марьинскую и Старопавловскую», - поделился Владимир Гуськов.

В станице Марьинской молодой человек нашел настоящее сокровище…

«Ночевали мы на сцене станичного Дома культуры, а уже утром для нас выступал местный ансамбль бабушек, - вспоминает мой собеседник. - Когда они начали петь, я понял, что это полное поражение - их репертуар составляли современные песни… Стал назойливо интересоваться, знают ли они фольклор. Так удалось записать полный свадебный цикл песен. Это уникальный случай, ведь долгое время считалось, что в станице Марьинской фольклор давно умер. А он есть! Просто в местном Доме культуры решили, что наши старики должны петь что-то другое. К слову, такая ситуация не редкость: порой, стараясь идти в ногу со временем, люди стирают народную память. Это настоящая боль», - признался герой материала.

Еще одно большое путешествие было совершено в Республику Коми. Когда Владимир прибыл в северные края, столбик термометра показывал минус 56 градусов. Молодой исследователь оценил не только суровый климат региона, но и необыкновенную культуру, которую берегут местные жители, их гостеприимство.

«В Коми живут удивительные люди - честные, искренние, верные своему слову. Целую книгу можно написать о жительнице села Замежного Анне Семёновне Горбачевой, которая всю свою жизнь занималась рыбным промыслом на реке Пижма. Благодаря этому непростому занятию она побывала во многих странах. В этом же селе жил мой ныне покойный друг Илья Чуркин. С малых лет на диктофон он записывал песни и былины, рассказанные стариками. Благодаря своему интересу к 17 годам знал абсолютно весь фольклор Замежного и соседних сел, точно различал диалекты и мог на них говорить. Илья по рассказам местных бабушек собрал ткацкий станок, которым искусно владел, мог самостоятельно изготавливать ткань, шил национальные костюмы, умел кухарить, резать по дереву. Знал многие обряды. К свадьбе моей невесте он передал дорогой подарок - собственноручно сшитый национальный костюм», - рассказывает мой собеседник.

С особой грустью Владимир Гуськов заметил, что сегодня народная культура незаслуженно забыта - редкий человек знает историю своей семьи.

«Почти у каждого из нас есть диктофон, есть бабушки и дедушки. Я сам многое упустил в общении с дедом, а теперь его нет. И в каждой экспедиции надеюсь найти и услышать его песню. Знаю, что во время Великой Отечественной войны он работал на элеваторе. Однажды зерна попали ему в сапог. Не знаю, случайно ли они там оказались, но об этом факте узнали. Деда как врага народа отправили в штрафбат. Оттуда он вернулся с песней «Течет речка по песочку, вода камни точит». До сих пор я не могу встретить ее точное исполнение», - делится Владимир.

*****

Парадокс, но при таком успехе «Лествица» никогда не получала внушительных гонораров. Чтобы содержать инструменты, арендовать пространства для выступлений, приходится работать на более земных должностях... Поддерживают ребят в цент-ре досуга и кино «Октябрь», краевые власти и лично губернатор по-возможности помогают с поездками на крупные конкурсы и фестивали, не равнодушна к ансамб-лю и творческая интеллигенция города.

«Откровенно говоря, мы неформат, но народную песню нельзя выставлять в качестве увеселения. Она должна заставлять задумываться, пробуждать лучшие чувства в человеке, бережное отношение к своей культуре. То есть возвращать к истокам. Однажды кто-то из организаторов концерта спросил, можем ли мы играть что-то «посовременней», а в другой раз вообще предложили выступать под фонограмму. Отказались. Да, это ужасающая действительность, в которой мы живем. Но кто сказал, что хорошее дело должно быть легким…», - замечает Владимир.

«Восхождение по лестнице в небо»
Газета «Ставропольская правда»
23 апреля 2022 года