Ситуация на продовольственном рынке Ставрополья стабильная
На Ставрополье в эти дни проходят рейды в рамках мониторинга цен на социально значимые виды продовольствия.
Ценовые рейды
Представители комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию совместно с работниками средств массовой информации региона уже провели такие рейды в магазинах двух крупных торговых сетей краевого центра.
В центре внимания продукты из так называемого минимального набора, в который входит три десятка наименований, в том числе мясные и молочные продукты, овощи, бакалейные товары. Участники рейдовой бригады не зафиксировали резкого повышения цен. По сравнению со среднестатистическими данными, цены на ряд продуктов оказались даже ниже, отметили в комитете. К примеру, на яйца, мясо кур, картофель и морковь, макароны, гречку и некоторое другое продовольствие.
Причем в помощь покупателю в магазинах торговых сетей товары социальной группы выделены специальными ценниками. На них цена всегда, вне зависимости от проводимых акций и скидок, низкая. Стопперами также выделены товары от ставропольских предприятий.
В целом ситуация на продовольственном рынке стабильная, заверили в комитете СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. В магазинах сегодня нет ажиотажа, дефицита товаров первой необходимости также нет. Сформированные на предприятиях, складах и логистических центрах запасы позволят обеспечить полную потребность всего края в течение нескольких месяцев. Краевые предприятия продолжают работать в штатном режиме и обеспечивают бесперебойную поставку продовольствия на полки магазинов. Для немедленного реагирования на необоснованное повышение цен и передачи информации о таких фактах в Федеральную антимонопольную службу в комитете создана рабочая группа.
- По поручению губернатора Ставрополья Владимира Владимирова будем ежедневно мониторить цены на все группы товаров, а в случае необоснованного их повышения взаимодействовать с ФАС для принятия мер, - отметил председатель комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Денис Полюбин. - Сегодня одна из основных задач - обеспечить бесперебойную работу пищепрома. В этой связи поручил специалистам комитета оперативно проанализировать работу предприятий, завязанных на импортное сырье. Сегодня эта проблема еще не коснулась деятельности наших производителей, однако ввиду вводимых санкций мы должны быть готовыми к любому повороту событий. Кроме того, с торговыми сетями находимся на постоянной связи по вопросам достаточной заполненности полок, недопустимости дефицита товаров и завышения цен. В комитете создана рабочая группа для оперативного реагирования на все вопросы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности края и страны.
Договоренность о предельной наценке
Комитет вышел с инициативой об установлении предельной наценки на продукты социальной группы в некоторых торговых сетях.
- И в январе «Магнит» и «Пятерочка» поддержали нас, - отметил Денис Полюбин. - Уже в марте Федеральная антимонопольная служба достигла соглашения с торговыми сетями «Ашан», «Магнит» и «О’Кей» об ограничении наценки на уровне 5 процентов. Причем это решение самих ритейлеров, принятое ими в ответ на предложение Правительства РФ по стабилизации продовольственного рынка. На какие конкретно социально важные продовольственные товары устанавливается такая предельная наценка, сети определяют сами. Важно, что это должны быть товары российского производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве. Продукты с ценниками «Социальная цена» уже с 1 марта можно увидеть в сети «Магнит».
Кроме того, в Ставропольском крае в конце прошлого года распоряжением краевого правительства расширен перечень социально значимых продовольственных товаров, на которые рекомендуется устанавливать торговую наценку не более десяти процентов, напомнил председатель комитета. Рекомендацию приняли более 250 предпринимателей, имеющих магазины традиционной несетевой розницы.
Ставропольский край является самодостаточным по основным видам пищевой продукции, подчеркивают в комитете СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Среднегодовой выпуск на каждого жителя края по отдельным продуктам превышает рекомендуемые нормы потребления. Так, по мясу и субпродуктам - в 2 раза, хлебу и хлебобулочным изделиям, крупам, макаронным изделиям и муке - в 2,4 раза, растительному маслу - в 3 раза, сливочному - в 1,3 раза.
В последние годы в регионе отмечается стабильный рост объемов производства пищевых продуктов по ряду основных направлений.
Все это результат модернизации предприятий, запуска новых производств. Во многом это заслуга государственной программы Ставропольского края «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка», главная цель которой - создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности - как ставропольских товаропроизводителей, так и организаций торговли на потребительском рынке края.
За счет собственных и заемных средств, а также государственной поддержки продолжается работа по техническому перевооружению и модернизации краевых товаропроизводителей. По освоению капитальных вложений ведущими являются мясоперерабатывающие, молочные и хлебопекарные производства. Введены новые производства по выпуску молочного сахара, хлебобулочных и сахаристых кондитерских, макаронных, мясных, колбасных изделий, минеральной воде.
Господдержка для инвесторов
Пищевая и перерабатывающая промышленность края, торговля с каждым годом становятся привлекательнее для инвестиций, убеждены в комитете. Общий объем инвес-тиций за пять лет в индустрию еды и напитков составил 34 миллиарда рублей, в сферу торговли - 28 миллиардов.
- Краевые власти заинтересованы в реализации инвестпроектов, - говорит Денис Полюбин. - С 2017 года региональная господдержка для инвесторов составила 2,5 миллиарда рублей. По итогам прошлого года экспортный потенциал пищевой перерабатывающей отрасли региона вырос на треть, составив в итоге более 300 миллионов долларов. В ближайшие годы в регионе будут реализованы около 40 крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 25 миллиардов рублей, появится почти 2,5 тысячи новых рабочих мест. Губернатор поручил умножить возможности края по переработке собственной сельхозпродукции, так как это фактор продовольственной безопасности, развития рынка труда, благополучия жителей региона.
На Ставрополье создан привлекательный инвестиционный климат. Доказательство тому - объем инвестиций в основной капитал в сфере пищевой, перерабатывающей промышленности и торговли, который растет с каждым годом. К примеру, в минувшем году он превысил 16 миллиардов рублей, напомнили в комитете. Средства направлены на создание новых предприятий, модернизацию существующих производств, в торговлю. Реализовано 16 инвестпроектов: семь предприятий созданы с нуля, на девяти проведена модернизация. Наиболее капиталоемкими стали инвестпроекты в мясной отрасли на пяти промышленных объектах. Благодаря этому в крае увеличились объемы производства мясной продукции на 35 тысяч тонн продукции в год. Осуществлено также три проекта в сфере переработки молока, выпуске алкогольной продукции, выпечке хлебобулочных изделий. Кроме того, выполнена модернизация на маслоэкстракционном заводе, а также построены два мукомольных комплекса. В нынешнем году планируется реализовать 18 проектов в сфере переработки и три в торговле.
Ярмарки как ответ на вызовы рынка
Для сдерживания цен в регионе ведется работа по расширению каналов сбыта продовольственной продукции. В частности, активизируется проведение продовольственных ярмарок. Только с начала года в крае прошло более 2,2 тысячи ярмарок, на которых реализовано свыше 2,5 тысячи тонн продукции. Всего на территории края организовано около 360 постоянно действующих ярмарочных площадок. Это заметно больше, чем в позапрошлом году. Стало больше и количество бесплатных торговых площадок в рамках акции «Овощи к подъезду», на которых краевые сельхозтоваропроизводители реализуют выращенную плодоовощную продукцию. Количество таких торговых мест на этих площадках увеличилось в два раза – до 1,5 тысячи.
Кроме того, сегодня краевые товаропроизводители ведут активную работу по развитию собственной фирменной торговой сети магазинов, также рассматривается вопрос по созданию собственной краевой розничной торговой сети. Для увеличения доли продукции краевых производителей на внутреннем потребительском рынке комитет проводит торгово-закупочные сессии с участием организаций торговли и региональных предприятий, в ходе которых налаживаются деловые контакты и заключаются договоры поставок. Словом, делается все возможное, чтобы нарастить продовольственную корзину региона.
4 марта 2022 года