Юрий Скворцов: Закон о публичной власти расширит полномочия Ставрополья
Дума Ставропольского края внесет поправки в более чем 100 региональных нормативно-правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 414-фз «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Уже функционирует рабочая группа, занятая анализом и систематизацией материалов, которые будут использованы при подготовке поправок.
Федеральный закон о публичной власти затрагивает ряд глобальных проблем, касающихся не только расширения полномочий регионов, но и ответственности их глав перед гражданами и Президентом России - вплоть до увольнения с должности по целому ряду оснований. О сути новаций рассказал Юрий Скворцов, руководитель рабочей группы, председатель комитета Думы СК по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению.
- Юрий Алексеевич, закон № 414-фз затрагивает интересы всех россиян, однако в большей степени он известен лишь руководителям и специалистам, работающим во властных структурах. Откуда вообще взялось понятие «публичная власть» и что оно означает?
- Федеральный закон № 414- фз принят во исполнение поправок обновленной Конституции России, за которую мы голосовали в 2020 году. Именно тогда в Основном Законе государства появилась категория «публичная власть», куда в соответствии с частью 3 статьи 132 входят органы государственной власти и органы местного самоуправления, чтобы, взаимодействуя, эффективнее решать задачи в интересах населения. А в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции РФ Президент России «…обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти». Таким образом, публичная власть в нашем государстве состоит из трех уровней - федерального, регионального и местного - с четко обозначенными функциями и полномочиями. Закон № 414-фз закрепляет принцип единства системы публичной власти в России.
Что касается осведомленности простых граждан, не связанных с работой в органах власти, многие из них в курсе, что вскоре в регионах ликвидируют название должности «губернатор»: он станет называться «глава» субъекта РФ, полномочия которого не будут ограничены двумя сроками, как сейчас. Но это, разумеется, далеко не все новеллы закона.
- Насколько вообще принципиально, как будет называться руководитель региона? И как долго он будет стоять у руля территории?
- В настоящее время в регионах России наблюдается разнобой: в 59 субъектах функционируют губернаторы, а в остальных - главы республик, главы - председатели правительств, администраций. Есть даже президент в Татарстане, что вообще, на мой взгляд, нонсенс: президент в России должен быть один. Бесспорно, унификация в названии должности руководителей регионов давно назрела и пойдет на пользу. Вместе с тем закон № 414-фз оставляет за регионами право добавить к «главе» дополнительное название должности, исключая «президент» (например, глава - председатель правительства), если это предусмотрено Уставом субъекта РФ.
Закон также ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти регионов слов и словосочетаний, «составляющих основу федеральных органов государственной власти». Кстати, что касается Думы Ставропольского края, то ранее она называлась «государственной», но от этого слова депутаты сознательно отказались, потому что Госдума у нас в Москве.
По поводу сроков полномочий глав регионов. Срок в 5 лет будет единым для всех. Но ранее существовал запрет занимать должность руководителя региона более двух сроков подряд. Теперь этот запрет снят. Я думаю, это правильно: если люди и президент доверяют, а регион развивается, то почему бы не дать возможность главе работать, пока позволяет здоровье и есть желание?! Нужно учитывать и тот факт, что многие программы развития субъектов РФ рассчитаны на очень длительную перспективу. Построение эффективной вертикали власти, налаживание сотрудничества с крупными инвесторами - тоже дело нескорое. Поэтому снятие ограничений на число сроков нахождения глав у власти - безусловно - плюс, работает на стабильность системы.
- Кто может занять кресло главы региона и какая система сдержек и противовесов предусмотрена в законе № 414-фз, чтобы руководитель субъекта РФ «не зазвездился» и не стал злоупотреблять своими полномочиями?
- В соответствии с законом № 414-фз занять пост руководителя региона может гражданин России, достигший 30 лет, не имеющий иностранного подданства (или вида на жительство). Он должен соответствовать и другим требованиям федерального законодательства, например, не совмещать посты, не заниматься иной оплачиваемой работой. Кандидату в главы от партий или самовыдвиженцу на прямых выборах нужно пройти «муниципальный фильтр» - их выдвижение должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов и руководителей муниципальных образований. В случае непрямых выборов кандидатуры в законодательный орган региона вносит Президент России, исходя из предложений парламентских партий. Далее, после победы на выборах, глава формирует структуру власти региона, его правительство, определяет основные направления деятельности.
В законе прописана норма о том, что руководитель региона одновременно замещает государственную должность и России, и субъекта РФ. С одной стороны, это говорит о новом высоком статусе главы, позволяющем стать более эффективным связующим звеном в вертикали власти, а с другой - о дополнительной ответственности. Этот статус дает юридические основания для установления новых мер ответственности к главе со стороны президента - вынесения предупреждения или объявления выговора за плохую работу. А если не устранил причину взыскания - в отставку! Расширяется и круг оснований для отрешения руководителя региона от должности по причине утраты доверия - практически по любым основаниям (ранее такие отставки, как правило, были связаны с несоблюдением антикоррупционных требований или конфликтом интересов).
Кроме того, глава может быть отстранен от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным органом региона. Но в то же время глава субъекта РФ в ряде случаев, оговоренных в законе, может распустить региональный парламент. Это и есть та система сдержек и противовесов, о которой вы говорите: да, прописано в законе лекарство от «звездной болезни», игнорирования обязанностей или нарушения законодательства!
Более того, глава региона получил полномочия выносить предупреждение или объявлять выговор нерадивому руководителю муниципального образования или даже инициировать его отставку. И это очень важный момент. Ведь посмотрите, на Ставрополье есть факты, когда руководитель какого-нибудь муниципалитета - ну явно «не тянет» или, хуже того, нечист на руку. Все решает представительный орган территории, который зачастую зависим от руководителя муниципалитета. Вот и ждем, когда отреагируют правоохранительные органы. Теперь же руки у главы региона будут развязаны.
- Важная часть закона № 414-фз связана с конкретизацией перечня полномочий органов власти субъекта РФ по предметам совместного ведения Федерации и регионов. Много ли появилось новаций?
- В этом перечне теперь 170 полномочий, а было 129. Однако в немалой степени речь идет именно о конкретизации полномочий, которые осуществляются регионами самостоятельно, но за счет средств Федерации. Большой блок посвящен социальным обязательствам государства. Это, например, организация обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет (по заключению врачей); оказание социальной помощи семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума; финансирование региональной социальной доплаты к пенсиям; ведение банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; детский отдых, мероприятия по профориентации и содействию занятости. Фигурируют также полномочия в сферах: отдыха детей; развития физкультуры и спорта; регулирования вопросов организации местного самоуправления; распоряжения недрами; оборота земель и многие-многие другие.
Особо отмечу: закон гарантирует финансовое обеспечение исполнения полномочий, которыми наделяются органы публичной власти. Это очень важно, особенно для муниципалитетов, на которые порой валят новые обязанности, а денег не дают, чтобы выполнять эту работу.
К числу важных новаций, прописанных в законе, можно отнести участие федерального центра в формировании органов исполнительной власти регионов, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов, государственное регулирование тарифов, жилищный контроль (надзор), строительный надзор, контроль в области долевого строительства многоквартирных домов - то есть там, где речь идет о жизненно важных интересах людей. Профильные федеральные ведомства будут согласовывать вопросы назначения и отставки руководителей соответствующих региональных министерств и структур. Отмечу, что законом закрепляются новые подходы к оценке эффективности деятельности исполнительных органов регионов, ужесточаются антикоррупционные требования.
- Юрий Алексеевич, чтобы привести краевое законодательство в соответствие с Федеральным законом № 414-фз «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», депутатам предстоит много и плодотворно потрудиться. Когда будет завешена эта работа?
- Общие положения закона № 414-фз действуют со дня его опубликования. Напомню, Президент России Владимир Путин подписал этот нормативно-правовой акт 21 декабря 2021 года. Основная часть положений закона вступит в силу с 1 июня 2022 года. А с 1 января 2023 года начнут действовать нормы о разграничении полномочий. То есть к этой дате депутаты Думы СК должны внести корреспондирующие изменения в те краевые законы, которые подпадают под действие закона № 414-фз. Таковых более 100, в их числе и Устав Ставропольского края, который, не исключено, будет принят в новой редакции, поскольку поправок в нем очень много. Под моим председательством создана рабочая группа, которая занимается анализом и подготовкой материалов для последующего принятия соответствующих краевых законопроектов. В обсуждениях задействованы профильные министерства и ведомства, прокуратура, главное управление минюста РФ по СК. В частности, обновленный Устав Ставрополья мы планируем принять на мартовском заседании Думы края в первом чтении. Потом проведем общественные слушания, чтобы ставропольцы могли ознакомиться с этим документом и внести свои предложения, и лишь затем, с учетом поправок, законопроект будет рекомендован краевой Думе для принятия в двух чтениях - по плану, в апреле. Уверен, что вся масштабная работа, связанная с реализацией закона № 414-фз, будет выполнена в срок.
2 марта 2022 года