Роман Савичев: 221 обманутый дольщик получит из бюджета Ставрополья 262,8 млн рублей
На шестом заседании Думы Ставропольского края сразу в двух чтениях принят законопроект № 35-7 «О порядке погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований». В соответствии с этим нормативным актом денежные компенсации из бюджета края получат более 200 обманутых дольщиков, имевших несчастье вложить деньги в строительство семи многоквартирных домов в Ставрополе, застройщики которых были признаны банкротами. Чтобы разрешить эту ситуацию, губернатор Владимир Владимиров инициировал законопроект № 35-7, поскольку названные дольщики не могут воспользоваться федеральным механизмом защиты нарушенных прав. Но, как говорится, своих не бросаем… Суть новаций комментирует Роман Савичев, депутат Думы СК, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Роман Валерьевич, ведь речь идет о «старых» обманутых дольщиках – этой истории, кажется, более пяти лет?
- Да, эта проблема с бородой. Люди вложились в жилье в Ставрополе, которое возводилось на улицах Тюльпановой, Шпаковской и Города-побратима Безье. Застройщики получили деньги и вскоре обанкротились. А вообще-то ситуация дичайшая: у них отсутствовал ряд разрешительных документов на возведение многоквартирных домов. Законопроект № 35-7, после того, как его подпишет губернатор Владимир Владимиров, даст старт выплате компенсаций ставропольцам, чьи деньги «сгорели» при покупке жилья по названным адресам. Таковых дольщиков 221, им будет выплачено из бюджета края 262,8 млн рублей. Причем эти компенсации предназначены не только за «квадраты» жилья, но и за машино-места и даже нежилые помещения, например, кладовки. Правда, учитывая, что сумма компенсаций довольно солидная, выплаты будут произведены поэтапно – в 2022-2023 годах.
- Почему людям так долго пришлось ждать решения своей проблемы? Ведь в России уже долгое время функционирует Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, который наделен большими правами и финансовыми ресурсами при решении подобных задач?
- Проблема эта глобальная и таковой остается. По словам генерального директора этого Фонда Константина Тимофеева, сегодня в России насчитывается около 158 тысяч обманутых дольщиков. А было гораздо больше, если учесть, что права 78 тысяч граждан уже защищены – кому-то возвращены деньги, а кому-то квартиры в достроенных домах. А Фонд, кстати, начал работать недавно – в 2018 году, его деятельность регулируется Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
- Какие механизмы защиты прав обманутых дольщиков находятся в арсенале Фонда?
- Надо понимать, что при ответе на вопросы «кто виноват и что делать» решающий голос принадлежит все-таки губернатору. Если он считает, что регион сам может достроить брошенный или обанкроченный объект строительства (например, привлечь нового инвестора) – тогда мероприятия по защите прав дольщиков реализуются в рамках «дорожной карты» субъекта РФ. Или же губернатор обращается в Фонд, который подключает федеральные механизмы. Алгоритм действий таков: в случае банкротства застройщика, сотрудники Фонда проводят экспертизу недостроенного дома, по итогам которой выносят вердикт: продолжить строительство или выплатить денежную компенсацию обманутым дольщикам. Решение выносится на основании методики Минстроя РФ: если на достройку нужна сумма больше чем размер компенсаций, или срок завершения строительства превысит три года – в этом случае обманутые дольщики получают деньги. Величина компенсации рассчитывается исходя из среднерыночной стоимости «квадрата» в регионе. Но в любом случае она не будет меньше той, чем внес пострадавший. Правда, есть ограничение – компенсируют стоимость не более 120 квадратных метров.
- Откуда Фонд берет деньги на восстановление прав обманутых дольщиков?
- Источников несколько. Во-первых, - из федерального бюджета; во-вторых, привлекается софинансирование со стороны регионов; в-третьих, это ресурсы, которые переходят в пользу Фонда после банкротства компании-застройщика – его имущество, в том числе недострой, земельные участки, объекты инфраструктуры и так далее. И, наконец, в копилку Фонда поступают компенсационные отчисления ныне работающих строительных организаций. Это своеобразный резерв на тот случай, если тот или иной застройщик прекратит деятельность и не сможет выполнить обязательства перед дольщиками. Вообще отмечу, что нынешнее законодательство в максимальной степени «заточено» на защиту прав дольщиков. Один из инструментов эскроу-счета граждан в банках, предполагающие, что застройщик не получит доступа к деньгам дольщиков, пока не сдаст дом. То есть теперь исключено намеренное «кидалово», которое процветало в России с начала 2000-х годов. Конечно, возможны отдельные провальные бизнес-проекты, заканчивающиеся банкротством компаний – ведь живем в рыночных условиях - но дольщики при этом уже не пострадают.
- Роман Валерьевич, давайте вернемся к краевому законопроекту № 35-7 «О порядке погашения требований граждан-участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований». Зачем понадобилось его принятие и выделение немалых средств из бюджета края для восстановления прав дольщиков, если возможности федерального Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства несоизмеримо большие, в том числе в части финансовых ресурсов? Может, следовало «отдать» эту проблему Фонду – и пусть решает ее собственными силами?
- Не получится. В законодательстве четко прописаны условия, при которых Фонд не имеет право задействовать механизмы по восстановлению прав обманутых дольщиков. Например, если застройщик не является юрлицом, не имеет прав на земельный участок или разрешения на строительство. Фонд такое жилье не достраивает и не выплачивает компенсации пострадавшим. К такому жилью-недострою относятся названные выше многоквартирные дома на улицах Шпаковской, города-побратима Безье и Тюльпановой. И чтобы не оставить людей один на один со своей бедой, губернатор Владимир Владимиров принял решение компенсировать их траты из бюджета края, об этом, собственно, законопроект №35-7. И, кстати, не исключено, что список из 221 дольщика пополнится в результате выявления аналогичных объектов.
Законопроект № 35-7 четко определяет, что денежная выплата в таких случаях предоставляется при соблюдении следующих условий. Во-первых, наличие сведений об обманутых дольщиках (или многоквартирных домах): в реестре требований участников строительства; в реестре пострадавших граждан либо в едином реестре проблемных объектов; в плане-графике по восстановлению прав граждан, инвестировавших деньги в дома, включенные в реестр проблемных. Во-вторых, выплаты будут произведены, если, как я уже сказал выше, застройщик не имел разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок; либо если пострадавший уже получил частичное возмещение от юрлица, акции которого находятся в госсобственности края.
- Каков будет размер компенсаций?
- Пока не ясно. Когда закон вступит в силу, Правительство СК разработает порядок и размер погашения требований обманутых дольщиков. Думаю, он будет близок к федеральному стандарту.
- Наверное, следует сказать о том, что на Ставрополье проблема обманутых дольщиков не ограничивается 221 пострадавшим.
- Нет, конечно. Мы говорили только о ситуации, которая будет урегулирована законопроектом № 35-7. А вообще же на Ставрополье с 2013 года восстановлены права более чем 4000 обманутых дольщиков. Тем не менее, на сегодняшний день в крае в единый реестр проблемных объектов включено 48 многоквартирных домов, в которых гражданам продано 2198 жилых помещений. Продано – но не предоставлено! На 28 таких объектах права граждан восстанавливаются с привлечением механизмов Фонда - то есть выплачивают компенсации или достраивают жилье. Уже до конца первого квартала 2022 года планируется завершение строительства пяти проблемных объектов в Пятигорске, Ставрополе и в Ессентуках.
Кстати, генеральный директор Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства Константин Тимофеев, посетивший наш регион с рабочим визитом в конце прошлого года, положительно оценил работу краевых властей в сфере восстановления прав пострадавших, он сказал, что «достигнуты значимые результаты». В свою очередь, губернатор Владимир Владимиров сообщил, что для окончательного решения вопроса будут привлечены около 2 млрд рублей, в основном из федеральных источников.
Проблема обманутых дольщиков будет решена до конца 2023 года – не только на Ставрополье, но и в целом по России. Такую задачу поставил перед регионами Президент Владимир Путин.