Ставропольцам рассказали, как обезопасить праздничный онлайн-шопинг
В ажиотаже предновогодних дней и приготовлений к праздникам финансовым мошенникам во многих случаях становится проще добиться желаемого – доступа к банковским счетам граждан.
Онлайн-покупки после пандемии стали обыденностью, сейчас маркетплейсы позволяют не выходя из дома «в один клик» приобрести практически все. Такой шопинг крайне удобный, но вместе с тем довольно опасный. Прежде всего потерей денежных средств и утечкой конфиденциальных данных. Эксперты предупреждают об очередном сезонном всплеске активности аферистов.
Сайты-фантомы
Надо сказать, основные преступные схемы часто повторяются – правда, с той или иной модификацией для большего соответствия текущим реалиям. И фишинг остается самым простым и дешевым (а потому широко распространенным) способом воровства средств у интернет-пользователей.
Так, по-прежнему злоумышленники пользуются рассылкой: интернет-пользователи в последнее время нередко получают на электронную почту письма с «щедрыми» скидками к Новому году, якобы позволяющими выгодно купить дорогостоящие товары. Однако ссылки в письмах ведут на сайты-клоны.
Причем, как уточняют представители проекта ОНФ «За права заемщиков», во многих случаях адреса трудно отличить от названий известных интернет-ресурсов. В некоторых даже название платформы указано правильно, но к нему добавлено слово, которого в оригинале не должно быть. Впрочем, пользователю не до этого – усиленно нагнетается спешка словами о том, что количество товара ограничено, как и срок действия акции (порой на несколько часов). Человек в итоге даже не замечает, что он переходит на сайт, где доступно только оформление товара, а попытки перейти в другие разделы «выдают» ошибку.
«Такие сайты создаются мошенниками в основном для того, чтобы получить данные платежных карт: человек уверен, что вводит их для оплаты выгодной покупки, а на самом деле они попадают к аферистам. Другой сценарий развития событий – загрузка на компьютер или смартфон пользователя вредоносного программного обеспечения, которое получает доступ к банковским приложениям. Понятно, что главным советом в таком случае может быть только то, что нужно сохранять максимальную бдительность. В погоне за выгодными предложениями все же лучше уточнить условия акции (и вообще ее наличие) на официальных сайтах продавцов и брендов», - говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.
Аналогично в предновогодний и праздничный периоды особо настойчиво мошенники ищут тех, кого можно подловить на уговоры оформить потребкредит «по акции» под низкий процент. Здесь также нередко используются поддельные ссылки – расчет снова на то, что человек, обрадовавшись выгодному предложению, не станет проверять достоверность полученной им информации и перейдет на сайт аферистов якобы для аутентификации на онлайн-странице банка. В результате пользователь теряет платежную информацию, которая затем используется злоумышленниками для вывода денег с его счета.
Конечно, если неприятный случай уже произошел и вы доверились мошенникам, то надо поспешить опротестовать операцию с вашими средствами в банке. Также стоит обратиться в правоохранительные органы. Однако лучше всего позаботиться о предупреждении таких неприятностей.
Риски можно снизить
«На множестве примеров мы видим, как идеально срабатывает целый комплекс моментов, которыми пользуются финансовые мошенники, – объясняет ставропольский психолог Лилия Богуцкая, член Международной ассоциации практической психологии. – Они апеллируют к эмоциям – к таким архетипически сильным, как жадность человека или погоня за выгодой. Помимо эмоций, еще один из главных инструментов мошенников – срочность: делается упор на необходимость экстренных действий «прямо сейчас», на лимитированное количество ценных призов или времени для принятия решения и тому подобное, чтобы отключить критическое мышление и не оставить жертве времени для раздумий. Таким образом, взять паузу, а не принимать скорых решений – это самый простой способ защиты от психологического давления со стороны мошенников. В спокойной обстановке вы, скорее всего, сообразите, как можно проверить поступившую информацию».
Также сократить риски кражи денег или утечки данных помогут другие способы, которые касаются организации своих личных финансов и некоторых технических моментов.
В Региональном центре финграмотности напоминают, что основные средства лучше хранить на отдельном счете в банке, не привязанном к карте. Сейчас большинство банков позволяют через мобильное приложение оперативно пополнять карту на нужную сумму с накопительного счета. Это позволит не допустить потери всех средств даже при получении мошенниками доступа к данным карты.
Другой вариант – завести отдельную карту для онлайн-покупок и держать ее пустой, пополняя лишь по мере необходимости. Для этого идеально подойдет виртуальная банковская карта, открыть которую также можно за несколько минут дистанционно. Даже если мошенники получат ее реквизиты и CVV-номер, то не смогут украсть значительные суммы, даже если карта окажется привязана к основному счету.
Позаботиться об элементарной цифровой гигиене настоятельно советуют специалисты Ставропольского филиала ПАО «Ростелеком». На используемых для онлайн-шопинга устройствах нужно использовать лицензионное программное обеспечение и регулярно обновлять антивирусные программы. Кроме того, опасно загружать данные из непроверенных источников, а также заходить в личные кабинеты на сайтах интернет-магазинов со случайных компьютеров или из публичных мест со свободным вайфаем, подчеркнули в пресс-службе филиала. Общественные беспроводные сети нередко используются мошенниками для получения доступа к данным покупателя.
Также помочь могут современные инструменты идентификации и аутентификации. Распространение за счет своей надежности и удобства получил «Мобильный ID». Он упрощает регистрацию и авторизацию на онлайн-ресурсах, в том числе при покупке различных товаров и услуг. Как объяснили в пресс-службе Мегафона по Ставропольскому краю, для этого достаточно ввести номер телефона и подтвердить вход, ответив на push-уведомление. Весь процесс занимает пять секунд. Пользователю не нужно запоминать логин и пароль к каждому сайту. При этом все данные покупателя надежно защищены. Передача информации осуществляется с согласия клиента в закодированном формате, расшифровать который можно только индивидуальным ключом SIM-карты. Это исключает мошеннические операции и гарантирует пользователю конфиденциальность его данных.
К слову, сервис «Мобильный ID» МегаФон запустил в августе 2020 года. С октября 2021 года он стал доступен клиентам самого посещаемого маркетплейса в стране – AliExpress Россия. Решение МегаФона позволяет упростить оформление зарубежных заказов, используя функцию автоматического заполнения таможенной анкеты.
Так что для удачного и безопасного онлайн-шопинга постарайтесь предпринять все меры предосторожности.