В Ставрополе прошёл смотр-конкурс молодых артистов краевых государственных театров «Мы молодые»
Именно так хотелось бы выразить общее впечатление тех, кому посчастливилось видеть смотр-конкурс молодых артистов краевых государственных театров «Мы молодые». Неоспоримым свидетельством тому стали дружные аплодисменты юным талантам от благодарных зрителей Ставропольского краевого академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, где традиционно проходит смотр.
Зрительный зал полон. Заняты даже места на балконе. Для артистов, работающих в театре, такая картина – бальзам на сердце. А ведь любители-театралы – от старых до малых - пришли не на нашумевший спектакль и даже не на полюбившихся актеров. Зрители шли на молодых, которые только начинают свою творческую жизнь.
Медленно гаснет свет. Под музыку на экране сменяют друг друга фотографии актеров и видео-фрагменты из спектаклей. А вот заставка конкурса с профилем заслуженного артиста РФ Владимира Аллахвердова, который был одним из первых участников смотра. В течение тридцати лет на посту председателя регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Владимир Мнацаканович поддерживал молодых артистов. С 2019 года смотр-конкурс носит его имя.
В программе нынешнего конкурса были полноценно представлены все три театральных коллектива гостеатров: драма, театр кукол и оперетта, квартирующая в Пятигорске; все участники конкурентоспособны и самодостаточны.
Луч света в конце тоннеля
Как всегда самой многочисленной оказалась группа актеров Ставропольской драмы. Отрывок из пьесы «Мурлин Мурло» (драматург - Н. Коляда), обошедшей театры России и зарубежья, - не ретро из жизни молодежи (даже не «близкое ретро»). Это сегодняшняя узнаваемая картинка из жизни глубинки, мирок и правила которой безнадежно ограничены дурными нравами и скудными возможностями ее обитателей. Героиня спектакля Мурлин Мурло изо всех сил стремится обрести пусть не свет, а хотя бы лучик надежды на возможность вырваться отсюда.
Зритель знакомится с героиней, имя которой (Оля) он так и не узнает. У девушки есть только обидная кликуха, которой ее одарил сожитель Степан. Мы видим Мурлин в самый горячий момент ее жизни, всплеска надежды, связанного с появившимся в ее доме квартирантом Алексеем. Благодаря тихому и скромному интеллигенту, каким играет своего героя М. Подзолко, Мурлин наконец-то увидела свет в конце туннеля. Возмечтала о другой, «правильной» жизни, семье с мужем и ребенком. Во время короткой встречи с Алексеем Мурлин не дает квартиранту ни минуты покоя: спешит выговориться, то неумело соблазняет его, то шокирует скорыми признаниями… Неразборчивая в средствах и одновременно трогательная, загнанная в угол, сжигаемая сполохами надежды, героиня Дарьи Симанкиной и зрителя заставляет проникнуться ее бедами. Незаметно для себя мы жалеем эту неотесанную, грубоватую, но такую до боли трогательную Олю-Мурлин.
В мизерном по времени отрывке зритель знакомится с целой группой героев. Но ни один из них не подходит к определениям типа «плохой» - «хороший». Роль Степана, тирана глубинки, играет Олег Хомутов, но делает это так, что понимаешь: его герой - злодей не по природе, а, скажем так, по обстоятельствам. В выбранном для смотра сюжете О. Хомутов не только актер, но и режиссер-постановщик, который сумел жестко целенаправить и организовать действие.
Любовь зла?..
Да нет! Она добра, светла, однако же - не только… Актеры и постановщики театральных отрывков на тему любви по-своему - то лихо, то бережно - пытались рассуждать о чувстве, из которого проистекает все святое и грешное на земле. Взять лесковскую повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В ней речь идет о вполне себе благополучном существовании купчихи Катерины Львовны Измайловой, «по наружности женщины очень приятной». Живет она в одном доме со вдовым свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем. Детей у Катерины Львовны нет, жизнь сытая, но безрадостная. На шестой год замужества с этой, в общем-то, заурядной особой происходят события, которые ставят ее в один ряд с шекспировскими злодеями типа короля Макбета, чья корона «залита кровью». Из-за горячечно вспыхнувшей любви Катерина Львовна запросто отправила на тот свет свекра, мужа, а затем и ни в чем не повинного подростка. И вот что интересно: артисты ведь могли для конкурса выбрать любой «щекочущий нервы» эпизод (нынче ведь ничто в кино и ТВ не считается достойным внимания, если литрами не льется кровь).
Однако постановщики выбрали самый безобидный отрывок о моменте зарождения любви пригожего парня в красной рубахе Сергея (А. Суханов) и купчихи Катерины Измайловой (Д. Сафонова). Тревожащий музыкальный речитатив и жаркий танец влюбленных - словно слившееся воедино биение сердец. И одновременно вызов - то ли на бой, то ли на слепящую разум страсть. Они не видят ни окружающего мира, ни темного омута, оба бросаются в него с головой. Эта отчаянно сладкая минута - как пролог, стартовый момент для понимания смысла «макбетовской» трагедии.
Сильная сторона группы молодых участников смотра, в последние годы пополнивших труппу театра, - выразительная пластика и пение. Зрительный зал, а особенно переполненная галерка горячо поддерживали своих кумиров во время исполнения пластического танцевального отрывка из «Укрощения строптивой». В исполнении артистов К. Маковкина и
П. Полковниковой этот номер получил свою абсолютно оригинальную интерпретацию. Танцевальный баттл актерской пары (постановка П. Полковниковой) - это любовь-соперничество, любовь-бой и остроумный обмен героев шутливыми «танцевальными репликами».
Нет - агонии, да - жизни!
Ко времени выступления актеров Ставропольского краевого кукольного театра зрителям казалось, что их уже ничем не удивишь. Но вот за тонкой светящейся занавесью начинается театр теней, и зал замирает. Первая часть живого театра называется «Мать-природа», вторая - «Агония». Силуэт женщины в чем-то легком, прозрачном, кружевном на глазах увеличивается в росте. Движения рук – поглаживающие и ободряющие - становятся все увереннее. И вот в ладошке оказывается крошечный цветок, дерево, зверушка и… крошечный ребенок. Он быстро увеличивается в росте, протягивает ручки к цветам, зверушкам. Вначале играет, а потом начинает сбрасывать их вниз. И вот уже увеличившаяся в размерах человеческая рука разрушает, портит, уничтожает мир окружающего чуда природы. Финал предсказуем: под кучей мусора оказывается и сам человек. Сказочная картина – метафора, иносказание, но как же она реальна!
Мы часто слышим словосочетание «природа-мать». Но воспринимаем его как поэтический эпитет, а на самом деле - это емкое определение существа живого материального мира. Театр мудро и своевременно напомнил зрителям, что наша уникальная планета - это колыбель жизни, бесконечно разнообразной, движущейся, развивающейся и возрождающейся... Но надолго ли ее хватит в условиях, когда, вообразив себя хозяином мира, человек с упорством грабит и уничтожает природу?!
Этот вопрос главный режиссер краевого театра кукол Игорь Каспаров и ставит перед нами, зрителями. Каждый, от мала до велика, должен помнить: убивая природу, мы убиваем красоту, творчество, а значит - и всеобъемлющее сердце матери-природы.
Именно в природе зародилась великая гармония искусства. Нежная и суровая, глубокая по мысли, эта работа в программе конкурса, несомненно, самая остросоциальная, современная, актуальная.
После космически важных проблем, с которыми вышли к зрителю «кукольники», как нельзя более своевременным стало искрометное выступление Ставропольского краевого театра оперетты. К сожалению, в репертуаре артистов веселого и легкого музыкального жанра собственно сцен из оперетты было немного. Прошедший на ура дуэт Сёмки и Николки из оперетты Е. Птичкина «Бабий бунт» (О. Колесников и Н. Рыкунов), ставший классикой жанра (опять же дуэт) Стаси и Бони из оперетты И. Кальмана «Сильва» (А. Попова и В. Подсвиров)… Самым же ярким оказался стилизованный индийский танец Raga. Солистка балета А. Балабанова продемонстрировала в нем чудеса пластики. Красивый костюм, артистизм, эффектность и - главное! - неожиданность сделали свое дело. Зал неистовствовал!
Конкурс завершён, театр продолжается!
Конкурс завершен. Жюри покинуло зал для подведения итогов, но зрители не расходятся. На сцене начался новый творческий баттл без победителей и побежденных. Участники смотра затеяли концерт, где в качестве жюри был зрительный зал, который после каждого удачного выступления буквально взрывался аплодисментами. Пока голосистые концертировали, другие (преимущественно драматические актеры) выстраивали в глубине сцены стихийный бэк (back)- спектакль. Присаживались за легкие столики, подпевали солистам, танцевали, общались… С особым успехом зажигали солисты оперетты: лауреат международных конкурсов Р. Осмонов-Вайдман и его коллега Н. Рыкунов – оба с чистыми и сильными голосами!
Наконец, вот он, момент истины. На сцену выходит председатель правления регионального отделения СТД РФ Борис Щербаков. «Мы благодарим каждого из тех, кто внес искорку творчества в сегодняшний яркий праздник. Наши души и сердца были отданы вам»,- обращается он к коллегам.
Перед тем как объявить имена победителей конкурса, всем двадцати участникам смотра-конкурса «Мы молодые» вручаются дипломы и призы спонсоров.
Специальный приз, учрежденный председателем СТД РФ Калягиным, получает актриса Ставропольского академического театра драмы Полина Полковникова. Это поездка на обучение в летнюю школу СТД в г. Звенигороде.
Диплома 1-й степени удостоена работа актрисы Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Дарьи Симанкиной.
Дипломом 2-й степени отмечено выступление артиста Ставропольского краевого театра оперетты Никиты Рыкунова.
Обладательницей диплома 3-й степени стала молодая актриса краевого театра кукол Наталья Кузнецова.
Приз зрительских симпатий получила артистка балета краевого театра оперетты Александра Балабанова.
*****
Конкурс закончился, театр продолжается!
24 декабря 2021 года