© Фото: Александр МАЩЕНКО

В Ставропольском крае в рамках реализации национального проекта «Образование» и регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в образовательных организациях различных видов и уровней обновляют информационно-коммуникационную инфраструктуру. Исполнителем регионального проекта выступает министерство образования СК.

Оснащение учебных заведений компьютерной техникой, программным обеспечением, презентационной аппаратурой осуществляется в соответствии с поручениями губернатора края Владимира Владимирова. Только в этом году 67 образовательных организаций региона, в том числе 61 школа и 6 учреждений профобразования, оснастили современным цифровым оборудованием.

Мир сегодня меняется настолько быстро, что можно с полным основанием сказать – будущее уже наступило. А чтобы убедиться в этом, отправимся… в одну из школ Невинномысска. Ее с недавних пор можно назвать школой ХХI века, школой будущего. Итак, в новом учебном году в СОШ № 20 в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» появились два новых, современных компьютерных класса. Они предназначены для создания модели цифровой образовательной среды и проведения занятий.

На вооружении учеников теперь 28 мощных ноутбуков, подключенных к сети Интернет и объединенных в локальную сеть. В дело пошли и два лазерных многофункциональных устройства. Педагоги с помощью этих производительных машин печатают и тиражируют дидактические материалы. Ученики – оформляют свои мини-проекты и результаты исследовательских работ.

Преподаватели заблаговременно прошли курсы переподготовки для повышения компетенции в области современных технологий электронного обучения. В помещениях, где сейчас расположены классы, также заранее провели основательный ремонт. Здесь, кроме прочего, смонтировали специальную разводку электрической и компьютерной сетей. Комфортные условия работы обеспечивает мягкое освещение, новые жалюзи на окнах. Отметим и такой факт: дизайн новой специализированной мебели и интерьеры классов выполнены в строгом соответствии со стандартами стилевого оформления проекта «Цифровая образовательная среда».

Мы не зря назвали СОШ № 20 школой будущего, которое уже наступило. Хотя новое оборудование здесь появилось сравнительно недавно, за короткий срок качество образовательного процесса вышло на новый уровень. Причем неверно было бы понимать так: мол, внедряется современная цифровая образовательная среда в рамках проекта в основном при изучении информатики. Нет. Овладение информационными технологиями имеет междисциплинарный характер. Поэтому в новых классах проводятся интерактивные уроки математики, физики, химии, биологии, истории и т. д.

Вообще же возможности, предоставляемые ученикам и преподавателям в ходе реализации рассматриваемого проекта, поистине безграничны. Так, школьники получают доступ к электронным библиотекам, всевозможным электронным образовательным ресурсам. Внедряются сервисы, расширяющие интерактивность. Один из примеров – видеотрансляция лучших уроков педагогов-новаторов.

Также появилась возможность создавать цифровые портфолио учеников. Разработка и оформление исследовательских работ, подготовка к предметным олимпиадам, различным конкурсам, презентациям, онлайн-тестирование – и здесь задействовано новое оборудование, которое позволяет не только в очном, но и в онлайн-режиме создавать из учеников исследовательские группы, которые работают над тем или иным общим проектом.

В свою очередь, педагоги СОШ № 20 будут использовать мультимедийные возможности современной цифровой техники в ходе специальных вебинаров, направленных на повышение квалификации.

Каковы все же впечатления самих учащихся о цифровой образовательной среде? Отметим, эта среда в рассматриваемой школе теперь охватывает порядка девятисот учеников средних и старших классов. Как рассказала одиннадцатиклассница СОШ № 20 Софья Сляднева, она отныне не просто получает более глубокие знания по различным предметам, появилась возможность повысить свою информационную активность и медиаграмотность, также развиваются навыки работать в команде, мыслить глобально. Сейчас как раз

Софья определяется с выбором профессии. Юриспруденция, политология, история, обществознание – круг интересов девушки широк. Но она уверена: где бы ни работала в дальнейшем, по окончании вуза, навыки использования цифровых технологий обязательно пригодятся.

Отметим, в 2019 году в Невинномысске в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» современным цифровым оборудованием оснастили гимназию № 9 и СОШ № 2, 16. В 2020 году проект реализован в СОШ № 3,7, 11, 14. В наступившем учебном году, кроме СОШ № 20, школа № 18 получила комплект ноутбуков, МФЦ. А к 2024 году региональный проект охватит все школы моногорода.

Сегодня мы на примере одного города рассказали, как при поддержке краевых органов государственной власти идет процесс оснащения образовательных организаций современным цифровым оборудованиям. В масштабе же Ставрополья данные таковы: в 2019 году участниками регионального проекта «Цифровая образовательная среда» стали 49 школ и 3 учреждения СПО; в прошлом году в рамках регпроекта была обновлена информационно-коммуникационная инфраструктура 12 профессиональных образовательных организаций и 90 общеобразовательных; в этом году информационные технологии будущего пришли в 61 школу и 6 организаций профобразования.

В целом же к 2024 году на всей территории Ставрополья в образовательных организациях различных видов и уровней будут созданы условия для внедрения современной и безопасной цифровой среды, стимулирующей саморазвитие и самообразование

обучающихся всех видов и уровней. Что станет еще одним, зримым результатом успешной работы в крае национального проекта «Образование».

Особо стоит отметить: оснащение учебных заведений компьютерной техникой – лишь одна из нескольких составляющих регионального проекта «Цифровая образовательная среда». Ранее в его рамках в крае на базе помещений «Кванториума» (город Михайловск) открыли Центр цифрового образования детей «IT-куб». Здесь ребята изучают языки программирования, обучаются созданию оригинальных мобильных приложений. В программе также занятия по робототехнике и многое другое. Дополнительно в рамках рассматриваемого регпроекта в крае внедряют интеграционную платформу непрерывного образования.

В целом на Ставрополье в 2021 году на развитие системы образования в рамках национального проекта «Образование» из бюджетов разных уровней выделено более 2,8 миллиарда рублей. Масштаб проделанной работы впечатляет. Вот далеко не полный список. Открыто 54 центра естественно-научной и технической направленностей «Точка роста», действующих на базе сельских школ. На базе Александровского сельскохозяйственного колледжа созданы четыре мастерские по направлениям: «Ветеринария», «Биотехнология», «Агрономия», «Механизация». Создан центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Создано 26 спортивных клубов и отремонтировано 26 спортивных залов в 26 муниципалитетах. Обновлена материально-техническая база двух коррекционных школ.

Как уже говорилось выше, 67 образовательных организаций, в том числе 61 школа и 6 организаций профобразования, оснастили современным цифровым оборудованием, 134 сотрудника образовательных учреждений повысили квалификацию по направлению современных цифровых технологий.

Ведется работа по созданию более 6,5 тысячи мест за счет строительства и ремонта восьми школ в пяти территориях края.

А вот часть планов в рамках реализации национального проекта «Образование» на ближайшее будущее. В 2022 – 2024 годах министерством образования Ставропольского края планируется создание еще 242 центров «Точка роста», четырех школьных технопарков «Кванториум», регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по типу центра «Сириус». Семь коррекционных школ обновят материально-техническую базу, будут отремонтированы 78 спортивных залов, 323 образовательные организации получат новое компьютерное оборудование.

Реализацию важнейшего национального проекта держит под личным контролем губернатор Владимир Владимиров. Он неоднократно отмечал, что нацпроект «Образование» (как и проект «Здравоохранение») является наиболее сложным и в то же время социально значимым, поэтому ход исполнения указанных нацпроектов глава края рассматривает по отдельному, специальному графику.

Александр МАЩЕНКО

Добро пожаловать в будущее / Газета «Ставропольская правда» / 24 ноября 2021 г.