Сплав мастерства и вдохновения: 40-летие Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье»
«Ставропольская правда» продолжает цикл публикаций, посвященных отмечаемому в этом году 40-летию Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».
Без преувеличения огромную роль в деятельности ансамбля играет звуковое - музыкальное и певческое - оформление каждого концертного номера, каждой новой хореографической композиции. Не случайно в 2002 году руководством ансамбля было принято решение о создании хоровой группы. Возглавить ее предложили опытному педагогу и хормейстеру, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату премии Правительства РФ Наталье Алексеевне Коржовой.
А начиналось все с двух солистов, пришедших в коллектив, - Ирины Зель и Владимира Горешнева. Позже по приглашению Натальи Коржовой группа пополнилась талантливой артисткой из Ростова-на-Дону Наталией Цаховой, которая сегодня является ведущей солисткой ансамбля, лауреатом премии губернатора Ставропольского края, почетным деятелем искусств Ставропольского края.
Лучших солистов собирала Наталья Коржова по всему краю и России. Сегодня хоровая группа ансамбля «Ставрополье» - это важная творческая единица коллектива. Именно на нее возложена особая миссия - донести до публики глубокий смысл, заложенный в песнях, которые исполняет творческий коллектив, ведь народное песенное творчество воспринимается как уникальный генетический код нации.
Концертные программы хоровой группы ансамбля включают в себя подлинные образцы казачьих песен, передаваемых из поколения в поколение. Сегодня в репертуаре хора более 300 песен, которые делятся на две группы: мужские - военно-походные и женские - лирические, обрядовые, плясовые. Особую ценность репертуара представляют песни, попавшие на Терек с переселенцами из различных уголков России, а также в результате многочисленных военных походов. Это лирические, плясовые, шуточные, обрядовые, календарные и свадебные, балладные и песни литературного происхождения, а также духовные песнопения, молитвы и псалмы. Примечательно, что многие песни этой группы имеют полижанровую природу, звучат в разных темпоритмах, что отнюдь не нарушает общей гармонии произведения. Нередко протяжное исполнение как бы подчеркивает эпическую основу текста. Ярким примером тому - песня на стихи Байрона в переводе М.Ю. Лермонтова «Проснется день красы моей» и лирическая «Да вот, томно мне», записанные специалистами ансамбля в станице Темнолесской.
Прочно вошли в быт терских казаков плясовые песни с явно выраженным характером горской лезгинки. К таким относится оригинально исполняемая «Как у нашего двора», «Ехал Ванька с Каберданки», записанные в Наурском районе Чеченской Республики. В ней хоть и слышится четкий ритм лезгинки, но движения казаков, в отличие от строгого горского танца, более свободные и игривые.
- Музыка для нас - средство передачи сути слов. Народ, сочинивший песни, которые мы исполняем, заложил в них большой смысл, - говорит Наталья Коржова. - Казачья песенная традиция сложилась из казачьей и общерусской культуры. Истинно казачьими, определяющими лицо казачьей культуры, считаются песни мужской традиции. Например, исторические с военно-бытовыми сюжетами, отражающими отношения казаков к критическим, поворотным событиям российской истории, к судьбе военного человека, ведущего походный образ жизни.
Много лет изучающая этот жанр Наталья Коржова считает песню наиболее сложной формой народного поэтического творчества. Действительно, не устаешь поражаться присутствующей в песне высокой поэтизации всех сторон народной жизни, в том числе воспитания подрастающего поколения. Да, есть у народной песни своя педагогическая ценность, ибо красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному, доброму.
- Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, проводы на службу, - продолжает Наталья Алексеевна. - Вся жизнь проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность и народа, и личности. Полный песенный цикл - судьба человека от рождения до смерти. И мы стараемся по крупицам собирать фольклорный материал, обрабатываем его и знакомим нашего зрителя с уникальным творчеством казаков. Это так важно - пробудить дремлющую в глубине сознания память поколений…
Особое место в репертуаре ансамбля занимает уникальное творчество каза-ков-некрасовцев, аналогов которому нет в мировой культуре. Более 200 лет прожили на чужбине потомки сподвижников донского казака Игната Некрасова, одного из руководителей Булавинского восстания. Спасаясь от царского преследования, они в 1740 году эмигрировали в Турцию. И там, на чужбине, через века пронесли верность родному языку, обычаям, ритуалам и одежде «игнатовских» (некрасовских) казаков. Казаки-некрасовцы, проживающие в Ставропольском крае, вернули нам огромные культурные ценности - сказки и предания, исторические, крыловые, колыбельные, беседные, плясовые песни, народные игры, музыку, искусство крюкового пения, материальную культуру.
Все композиции, в основе которых лежит творчество казаков-некрасовцев, отличаются абсолютной историчностью. Встречи с носителями подлинной культуры некрасовцев помогли специалистам ансамбля изготовить аутентичные сценические костюмы, имея перед глазами оригиналы.
На материале песенно-этнографического творчества казаков-некрасовцев построено целое отделение программы, в которое вошли «Марусенька пшаниченьку жала», «Садила баба лук-щеснок», «Бабичи», «Я пучёщики вязала», «Некрасовские вечерушки»...
Именно народная подлинность исполняемых произведений принесла популярность хору ансамбля. То настоящее, что есть у человека в душе, искренне и проникновенно передают артисты в своих песнях. Да так, что находящиеся в концертном зале люди чуть ли не в пляс пускаются, когда звучит задорная казачья песня, и слезу роняют, слушая лирическо-драматические.
Свой вклад в надежность фундамента репертуара ансамбля вносит, конечно, оркестр народных инструментов. Его творческий багаж представляет собой прочный синтез русского и казачьего фольклора, а звучание обладает неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом культуры края. Благодаря многолетней концертной деятельности оркестр по праву стал самостоятельным ярким творческим коллективом, который сегодня возглавляет талантливый музыкант, композитор и аранжировщик заслуженный артист России Вадим Петрович Абрамов. Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почетное место на музыкальной вершине края и Юга России.
В составе оркестра 10 музыкантов, в совершенстве владеющих народными инструментами. Вадим Абрамов смело обогатил оркестр самобытными русскими инструментами - рожками, жалейками, свирелями. Это позволило пополнить репертуар оригинальными произведениями, представляемыми в собственной художественной интерпретации, открывающей прекрасный по красоте мир звучания народных инструментов.
Оркестр ансамбля объединил высокопрофессиональных исполнителей. Дмитрий Верещак - известный в крае специалист по игре на балалайке. Дмитрий Айбазов в совершенстве владеет медными, деревянными духовыми и струнными инструментами, Юрий Артеменко отлично совмещает игру на ударных и струнных инструментах, Анна Писарева виртуозно владеет домрой малой трех- и четырехструнной, Иван Архипов - талантливый баянист, в концертных программах играет еще и на бас-гитаре; другой замечательный баянист, Роман Титкин, исполняет ведущие партии баяна. Кроме того, оркестр пополнила молодая группа выпускников духового отделения Ставропольского колледжа искусств.
- Оркестры народных инструментов во все времена были действенной формой нравственного, эстетического и патриотического воспитания, - говорит Вадим Абрамов. - Потому что народная музыкальная культура таит в себе огромный духовный потенциал! Не случайно с давних времен игре на музыкальных инструментах отводилась важная роль. Вообще музыкальный фольклор подводит человека к пониманию обычаев и культуры своего народа, способствует развитию художественного вкуса.
Стоит добавить, что помимо концертной деятельности артисты оркестра ведут большую просветительскую и педагогическую работу в музыкальных учебных заведениях, дают открытые уроки и мастер-классы.
Артисты оркестра хорошо знают и глубоко чувствуют: музыка - неотъемлемая часть танца, важный компонент хореографического искусства. Она отражает особенности ритмического рисунка, динамики, логики, фразировки, присущие тем или иными движениям и элементам, формирующим лексику народно-сценического танца, в том числе, конечно, и казачьих плясок.
Сегодня оркестр и хор ансамбля «Ставрополье» - замечательные творческие объединения талантливых, блестяще образованных музыкантов, каждый из которых - увлеченная, яркая личность. Этот уникальный сплав талантов и вдохновения делает каждое выступление ансамбля неповторимым.
13 октября 2021 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
