© Фото предоставлено ансамблем «Ставрополье».

«Ставропольская правда» продолжает цикл публикаций, посвященных отмечаемому в этом году 40-летию Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».

Без преувеличения огромную роль в деятельности ансамбля играет звуковое – музыкальное и певческое – оформление каждого концертного номера, каждой новой хореографической композиции. Не случайно в 2002 году руководством ансамбля было принято решение о создании хоровой группы. Возглавить ее предложили опытному педагогу и хормейстеру, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату премии Правительства РФ Наталье Алексеевне Коржовой.

А начиналось все с двух солистов, пришедших в коллектив, – Ирины Зель и Владимира Горешнева. Позже по приглашению Натальи Коржовой группа пополнилась талантливой артисткой из Ростова-на-Дону Наталией Цаховой, которая сегодня является ведущей солисткой ансамбля, лауреатом премии губернатора Ставропольского края, почетным деятелем искусств Ставропольского края.

Лучших солистов собирала Наталья Коржова по всему краю и России. Сегодня хоровая группа ансамбля «Ставрополье» – это важная творческая единица коллектива. Именно на нее возложена особая миссия - донести до публики глубокий смысл, заложенный в песнях, которые исполняет творческий коллектив, ведь народное песенное творчество воспринимается как уникальный генетический код нации.

Концертные программы хоровой группы ансамбля включают в себя подлинные образцы казачьих песен, передаваемых из поколения в поколение. Сегодня в репертуаре хора более 300 песен, которые делятся на две группы: мужские – военно-походные и женские – лирические, обрядовые, плясовые. Особую ценность репертуара представляют песни, попавшие на Терек с переселенцами из различных уголков России, а также в результате многочисленных военных походов. Это лирические, плясовые, шуточные, обрядовые, календарные и свадебные, балладные и песни литературного происхождения, а также духовные песнопения, молитвы и псалмы. Примечательно, что многие песни этой группы имеют полижанровую природу, звучат в разных темпоритмах, что отнюдь не нарушает общей гармонии произведения. Нередко протяжное исполнение как бы подчеркивает эпическую основу текста. Ярким примером тому – песня на стихи Байрона в переводе М.Ю. Лермонтова «Проснется день красы моей» и лирическая «Да вот, томно мне», записанные специалистами ансамбля в станице Темнолесской.

Прочно вошли в быт терских казаков плясовые песни с явно выраженным характером горской лезгинки. К таким относится оригинально исполняемая «Как у нашего двора», «Ехал Ванька с Каберданки», записанные в Наурском районе Чеченской Республики. В ней хоть и слышится четкий ритм лезгинки, но движения казаков, в отличие от строгого горского танца, более свободные и игривые.

– Музыка для нас – средство передачи сути слов. Народ, сочинивший песни, которые мы исполняем, заложил в них большой смысл, – говорит Наталья Коржова. – Казачья песенная традиция сложилась из казачьей и общерусской культуры. Истинно казачьими, определяющими лицо казачьей культуры, считаются песни мужской традиции. Например, исторические с военно-бытовыми сюжетами, отражающими отношения казаков к критическим, поворотным событиям российской истории, к судьбе военного человека, ведущего походный образ жизни.

Много лет изучающая этот жанр Наталья Коржова считает песню наиболее сложной формой народного поэтического творчества. Действительно, не устаешь поражаться присутствующей в песне высокой поэтизации всех сторон народной жизни, в том числе воспитания подрастающего поколения. Да, есть у народной песни своя педагогическая ценность, ибо красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному, доброму.

– Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, проводы на службу, – продолжает Наталья Алексеевна. – Вся жизнь проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность и народа, и личности. Полный песенный цикл – судьба человека от рождения до смерти. И мы стараемся по крупицам собирать фольклорный материал, обрабатываем его и знакомим нашего зрителя с уникальным творчеством казаков. Это так важно – пробудить дремлющую в глубине сознания память поколений…

Особое место в репертуаре ансамбля занимает уникальное творчество каза-ков-некрасовцев, аналогов которому нет в мировой культуре. Более 200 лет прожили на чужбине потомки сподвижников донского казака Игната Некрасова, одного из руководителей Булавинского восстания. Спасаясь от царского преследования, они в 1740 году эмигрировали в Турцию. И там, на чужбине, через века пронесли верность родному языку, обычаям, ритуалам и одежде «игнатовских» (некрасовских) казаков. Казаки-некрасовцы, проживающие в Ставропольском крае, вернули нам огромные культурные ценности – сказки и предания, исторические, крыловые, колыбельные, беседные, плясовые песни, народные игры, музыку, искусство крюкового пения, материальную культуру.

Все композиции, в основе которых лежит творчество казаков-некрасовцев, отличаются абсолютной историчностью. Встречи с носителями подлинной культуры некрасовцев помогли специалистам ансамбля изготовить аутентичные сценические костюмы, имея перед глазами оригиналы.

На материале песенно-этнографического творчества казаков-некрасовцев построено целое отделение программы, в которое вошли «Марусенька пшаниченьку жала», «Садила баба лук-щеснок», «Бабичи», «Я пучёщики вязала», «Некрасовские вечерушки»...

Именно народная подлинность исполняемых произведений принесла популярность хору ансамбля. То настоящее, что есть у человека в душе, искренне и проникновенно передают артисты в своих песнях. Да так, что находящиеся в концертном зале люди чуть ли не в пляс пускаются, когда звучит задорная казачья песня, и слезу роняют, слушая лирическо-драматические.

Свой вклад в надежность фундамента репертуара ансамбля вносит, конечно, оркестр народных инструментов. Его творческий багаж представляет собой прочный синтез русского и казачьего фольклора, а звучание обладает неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом культуры края. Благодаря многолетней концертной деятельности оркестр по праву стал самостоятельным ярким творческим коллективом, который сегодня возглавляет талантливый музыкант, композитор и аранжировщик заслуженный артист России Вадим Петрович Абрамов. Особое звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального мастерства позволяют оркестру занимать почетное место на музыкальной вершине края и Юга России.

В составе оркестра 10 музыкантов, в совершенстве владеющих народными инструментами. Вадим Абрамов смело обогатил оркестр самобытными русскими инструментами – рожками, жалейками, свирелями. Это позволило пополнить репертуар оригинальными произведениями, представляемыми в собственной художественной интерпретации, открывающей прекрасный по красоте мир звучания народных инструментов.

Оркестр ансамбля объединил высокопрофессиональных исполнителей. Дмитрий Верещак – известный в крае специалист по игре на балалайке. Дмитрий Айбазов в совершенстве владеет медными, деревянными духовыми и струнными инструментами, Юрий Артеменко отлично совмещает игру на ударных и струнных инструментах, Анна Писарева виртуозно владеет домрой малой трех- и четырехструнной, Иван Архипов - талантливый баянист, в концертных программах играет еще и на бас-гитаре; другой замечательный баянист, Роман Титкин, исполняет ведущие партии баяна. Кроме того, оркестр пополнила молодая группа выпускников духового отделения Ставропольского колледжа искусств.

– Оркестры народных инструментов во все времена были действенной формой нравственного, эстетического и патриотического воспитания, – говорит Вадим Абрамов. – Потому что народная музыкальная культура таит в себе огромный духовный потенциал! Не случайно с давних времен игре на музыкальных инструментах отводилась важная роль. Вообще музыкальный фольклор подводит человека к пониманию обычаев и культуры своего народа, способствует развитию художественного вкуса.

Стоит добавить, что помимо концертной деятельности артисты оркестра ведут большую просветительскую и педагогическую работу в музыкальных учебных заведениях, дают открытые уроки и мастер-классы.

Артисты оркестра хорошо знают и глубоко чувствуют: музыка – неотъемлемая часть танца, важный компонент хореографического искусства. Она отражает особенности ритмического рисунка, динамики, логики, фразировки, присущие тем или иными движениям и элементам, формирующим лексику народно-сценического танца, в том числе, конечно, и казачьих плясок.

Сегодня оркестр и хор ансамбля «Ставрополье» – замечательные творческие объединения талантливых, блестяще образованных музыкантов, каждый из которых – увлеченная, яркая личность. Этот уникальный сплав талантов и вдохновения делает каждое выступление ансамбля неповторимым.

Наталья БЫКОВА

Сплав мастерства и вдохновения / Газета «Ставропольская правда» / 13 октября 2021 г.