На Ставрополье прошла стажировка музейщиков – участников конкурса «Культурная мозаика»
Победители конкурса «Культурная мозаика» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в номинации «Сетевые инициативы» стали участниками Всероссийской проектной лаборатории «Новые идеи для путешествий», прошедшей в историко-краеведческом музее села Татарка на Ставрополье.
Гостями музея были Татьяна Павловна Сеппянен из Карельского Этнокультурного центра Пряжинского национального муниципального района и Елена Николаевна Николаева из Шара-Тоготского Дома культуры Иркутской области. Обе они выиграли гранты, которые пошли на развитие местных, территориальных проектов. Т. Сеппянен руководила проектом «Новинки из глубинки, или Карельский – это модно!», который был воплощён на территории Пряжинского района Республики Карелия. Е. Николаева подготовила проект «Рыбацкое счастье», знакомящий туристов с красотами Байкала и главным занятием местных жителей – рыбной ловлей.
«Культурная мозаика» – масштабный всероссийский проект, направленный на развитие малых территорий средствами культуры. Всероссийский конкурс проводится с 2014 года. За это время поддержку получили 459 проектов из 65 регионов России. В разные годы финансовую поддержку получили проекты историко-краеведческого музея села Татарка «Гречландия» и «Лидерская сеть», которыми руководила заведующая музеем Татьяна Андрющенко. Первый проект дал толчок развитию творческого туризма на родине заслуженного художника РСФСР П.М. Гречишкина, второй – объединил усилия жителей, не утративших связь с культурой и традициями предков, бережно хранящих историю малой родины. Главным направлением работы было изучение культурного и природного наследия территории и создание туристических маршрутов. Некоторые из музейных проектов стали, по сути, драйверами культурной жизни местных сообществ. Так что посланцам Севера и Сибири было на что посмотреть. Но сначала им показали такие местные достопримечательности, как Святой источник, подворье мужского монастыря иконы «Всех скорбящих радость», гора Стрижамент...
Потом было общение с местными жителями - казачкой станицы Верхнеегорлыкской Лилией Петровной Сердюковой, мастером деревообработки Виктором Васильевичем Тумановым, мастером-мозаичником Захаром Владимировичем Фроловым и другими. Настоящий восторг вызвала продукция шорно-седельного предприятия «Андреевская упряжь» на хуторе Темнореченском. Недаром у конезаводчиков и любителей конного спорта всей страны пользуются спросом хомуты и сёдла, чересседельники и шлеи, уздечки производства семьи Андрея и Любови Хижняк, дело которых теперь уже продолжают их дети. Предприятие поставляет более сорока видов продукции в магазины Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Владивостока и других городов России и зарубежья. Здесь же, на хуторе, в магазинах можно купить красивые, добротные, бархатные на ощупь изделия из кожи.
А в самом сельском музее гостей познакомили с проектом «Гречишкинская весна» и его куратором известным ставропольским скульптором Георгием Мясниковым. Славу мастеру принёсли памятник генералу Ермолову в городе Минеральные Воды, серия скульптурных портретов героев Отечественной войны 1812 года на Аллее Славы в Москве. Георгий Прокофьевич Мясников, чье творчество неразрывно связано с Татаркой, вносит большой вклад в развитие культуры, сохранения исторического наследия села и Шпаковского округа.
Один день гостьи из Сибири и Карелии посвятили знакомству с культурой и архитектурой краевого центра, прошли с экскурсией по залам Ставропольского государственного музея-заповедника, побывали в картинной галерее пейзажей художника П.М. Гречишкина. Кстати, Павел Моисеевич в свое время побывал в Карелии и в Иркутской области и своим творчеством связал эти места со Ставропольем.
Программа стажировки включала знакомство с культурным наследием и природным ландшафтом села Татарка и близлежащих хуторов, проживающими на этой территории талантливыми людьми, с оригинальными находками местных музейщиков. Уезжая, участники Всероссийской лаборатории с благодарностью признавались, что встречи на Ставрополье принесли немало действительно интересных новых идей. Профессиональные контакты участников «Культурной мозаики» из разных регионов страны каждого обогащают перспективными творческими замыслами.