Российская прокуратура – один из старейших на Европейском континенте государственно-правовой институт. Три века, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, несмотря на зигзаги истории, прокуратура служит державным оплотом порядка и законности многонационального государства. Именно надзорная функция определяет ее жизнедеятельность и общественное признание.

12 января 2022 года 300-летие отпразднует прокуратура России, а прокуратура Ставропольского края – 220-летие. По предложению краевой прокуратуры мы совместно готовимся к юбилею и расскажем об истории надзорного ведомства в стране и на Ставрополье, о его ветеранах и сотрудниках, опубликуем разъяснения прокуратуры по самым актуальным вопросам современной жизни и законодательства.

Три указа Петра Великого

Приступая к обновлению и преобразованию огромной страны, Петр I замыслил прокуратуру как особо доверенный институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, «зараженных» казнокрадством и мздоимством, пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Понадобились три его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершенные очертания.

Первый из этих указов был принят 12 января 1722 года – «О должности Сената». В нем говорилось: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортировать генерал-прокурору». 18 января того же года выходит Указ «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных прочих людей». В апреле 1722 года появляется Указ «О должности генерал-прокурора» с подробной регламентацией его обязанностей и правомочий.

Так был создан самобытный, влиятельный орган, надзорный щит государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они не исходили, с уникальными функциями надзора, служители которого не только опротестовывали незаконные распоряжения и действия любых учреждений и чинов, но и доносили высочайшим властям о замеченных злоупотреблениях.

Власть обвинительная

В послепетровский период российской государственности несмотря на некоторые изменения в статусе прокуратуры ее надзорная функция сохраняется, а в царствование Екатерины II даже заметно возрастает. В частности учреждение в России в 1775 году губерний и создание соответствующих губернских прокуратур, а также прокурорских должностей при судах существенно укрепляет надзор за законностью деятельности местных властей и в судопроизводстве.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». Главное назначение прокуратуры – наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи.

Без альтернативы

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране – Советом народных комиссаров – был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Пять лет власть тщетно пыталась обойтись без прокуратуры, полагаясь на различные структуры «революционного» народного обвинения. Но альтернативы петровскому творению не нашлось.

Государственная прокуратура

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия – право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

В 1933 году была учреждена Прокуратура Союза ССР. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства ввела понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Прокуратура окончательно выделилась из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В военном и послевоенном положении

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе над фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР». В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

По новой Конституции

После того как в 1977 году начала работать Конституция СССР, в ноябре 1979 года принят Закон СССР о Прокуратуре СССР, определяющий прокуратуру как единую и централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. К основным направлениям деятельности прокуратуры были отнесены: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности, борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление, разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР.

Российская реальность

После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации 1993 года в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

За всю историю российской прокуратуры во главе ее стояли 75 прокуроров. Сейчас Генеральным прокурором Российской Федерации является Игорь Викторович Краснов.

И прокуратура Ставропольского края уже почти 220 лет, являясь частью единой системы органов прокуратуры, стоит на страже правопорядка, вносит весомый вклад в обеспечение законности в нашем регионе. В настоящее время в состав прокуратуры Ставрополья входят 38 прокуратур городов, районов, межрайонные и специализированные прокуратуры.

Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора. В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны, обеспечение законности и правопорядка. Вышестоящими судами по протестам прокуроров за эти годы отменены и изменены тысячи решений. Можно представить, каким было бы сегодня качество правосудия и гарантии прав человека без деятельного участия прокуроров в суде. И сегодня, как и во все времена, прокуратура олицетворяет собой справедливость государства, является ключевым звеном правоохранительной системы России.

,

Державный оплот порядка и законности / Газета «Ставропольская правда» / 17 сентября 2021 г.