© Фото: Л. ОГАНЕСИ

Законодательство обязывает нас ежемесячно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Однако своевременно делают это далеко не все. И понятно, что среди коммунальных должников есть как те, кто не платит намеренно, так и попавшие в сложные жизненные условия.

По экспертным оценкам, заметно сказалась пандемия – даже дисциплинированные плательщики столкнулись с финансовыми трудностями из-за падения доходов, потери работы или кормильцев в семье.

В частности, по данным Ставропольского городского расчетного центра (он обслуживает основную часть жилого фонда в краевой столице), на 1 июля 2021 года общая задолженность в Ставрополе по всем услугам ЖКХ превысила 1 млрд рублей.

«В каждом эпизоде нужно разбираться индивидуально. Никто из нас не застрахован от трудностей, но отягощать жизненные сложности еще и проблемами с коммунальными платежами не стоит. Естественно, платить по счетам лучше в срок и в полной мере. Но если по ряду обстоятельств это невозможно, не нужно усугублять свое положение, паниковать и отчаиваться, – говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко. – Важно грамотно и своевременно подойти к разрешению острых вопросов. Даже если сумма задолженности вас пугает, всегда есть варианты, которые могут в той или иной мере облегчить процесс погашения долгов».

Коммунальный долг и санкции

Прежде всего стоит сказать о существующих санкциях, которые могут применяться к неплательщику. В большинстве случаев оплачивать счета за коммунальные и жилищные услуги положено до 10 числа каждого месяца. Хотя есть и исключения: например, по взносам на капитальный ремонт ставропольцы могут рассчитаться в любую дату – но до последнего дня месяца, следующего за расчетным. А вот если не платить за жилищно-коммунальные услуги больше двух месяцев, образуется долг, начисляются пени и могут последовать другие меры воздействия.

Так, начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги происходит на неуплаченную сумму ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования Банка России. На четвертый месяц пени увеличиваются до 1/130 ставки Банка России в день. Размер таких санкций на первый взгляд незначительный, но с учетом постоянно нарастающего «тела» задолженности, чем дольше копится долг, тем ощутимей становится доля пени. На 1 июля 2021 года в Ставрополе размер начисленной и не оплаченной пени достиг 144,5 млн рублей, сообщили в СГРЦ. В месяц в среднем горожанам начисляется около 5,6 млн рублей пени за просрочку платежей.

В некотором плане обратный психологический эффект был получен от мер правительственной поддержки в период пандемии. «Не всеми был правильно понят временный мораторий на начисление штрафов и неустоек. Начислять пени (штрафы) в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года поставщикам ресурсов было запрещено постановлением Правительства РФ, – поясняет руководитель Ставропольского городского расчетного центра Светлана Фомина. – С начала этого года начисление пени возобновлено, также потребителям были предъявлены к оплате так называемые старые долги по пени. Некоторых это откровенно удивило, потому что временное послабление люди восприняли почти как полное прощение всех долгов».

По мере нарастания задолженности неплательщик также может получить претензию или уведомление от управляющей компании или ТСЖ с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В документе указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. Там же реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.

Если должник не отреагирует на просьбу, то более радикальная мера – отключение или ограничение подачи коммунальных ресурсов. Сейчас в многоквартирном доме можно отключать электричество, горячее водоснабжение и водоотведение. Но на практике сделать это зачастую непросто.

Имейте в виду, что отсутствие реакции при получении уведомления или даже после прекращения предоставления услуг – повод для управляющей организации направить обращение в суд за взысканием задолженности. Результат, как правило, предсказуем – взыскание. Подавляющее число таких рассмотрений выигрывают коммунальщики. После чего собственник в принудительном порядке должен выплатить суммы, которые задолжал за услуги ЖКХ. На это ему отводится совсем непродолжительный срок – 10 календарных дней. Обычно их не хватает для уплаты задолженности. Тогда велика вероятность подключения к делу судебных приставов, которые описывают имущество и при необходимости изымают собственность.

Законодательство даже позволяет выселить злостного неплательщика за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, так как не допускается обращение взыскания на жилое помещение или его части, если для должника и членов его семьи это единственное пригодное для постоянного проживания помещение.

По частям или с каникулами

Главный совет для должников в ЖКХ, как и в случае с банковскими долгами, – не пускать ситуацию на самотек. В первую очередь следует обратиться непосредственно в организацию, перед которой образовался долг, с заявлением о предоставлении информации о его размере и правильности. Если платежи начислены правильно, а долги подтвердились, потребитель может попросить дать ему возможность погасить долг в рассрочку, провести реструктуризацию или предоставить отсрочку. В зависимости от достигнутых договоренностей с исполнителями услуг можно будет выплачивать долги частями в течение определенного срока.

Законодательство не регулирует условия предоставления неплательщику рассрочки или каникул. Это сугубо договоренность двух сторон. Предоставление рассрочки означает, что долг будет гаситься частями в течение такого количества месяцев, о котором договорились потребитель и организация, предоставляющая коммунальную услугу. Соответственно, в самом платежном документе появляется информация о ней и размер ежемесячного платежа.

«При этом важно помнить, что рассрочка не освобождает должника от погашения текущих счетов, – напоминает С. Фомина. – Впрочем, граждане довольно мало пользуются возможностью облегчить расчет по долгам. Так, в СГРЦ сейчас в учете всего порядка 20 таких заявлений от потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Если денег на оплату коммунального долга совсем нет, то необходимо договариваться с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсо-снабжающей организацией о предоставлении отсрочки или каникул, что означает погашение долга (в один прием или частями) по прошествии какого-то периода времени.

«Необходимо также учесть, что любые достигнутые договоренности по поводу погашения долга обязательно должны быть оформлены в виде письменного соглашения, содержащего условия отсрочки или рассрочки. Оно подписывается потребителем и уполномоченным представителем организации – исполнителя коммунальных услуг», – подчеркивает Н. Герасименко.

Нужна помощь

Если у человека совсем нет средств на оплату коммунальных услуг, что-то случилось с постоянным доходом и сложно прогнозировать ближайшее будущее, необходимо как можно быстрее обратиться за субсидией на оплату жилищно-коммунальных услуг. Она не назначается в автоматическом режиме. Субсидия оформляется по заявительному принципу, и ее размер рассчитывается индивидуально: исходя из дохода собственника жилья и членов его семьи с учетом суммы нормативной оплаты за услуги, а также установленной в регионе максимальной доли затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг от общего дохода семьи. Оперативность обращения за субсидией важна, так как для ее получения принципиальное значение играет отсутствие долгов.

Пакет необходимых документов нужно представить в органы соцзащиты по месту жительства лично либо по почте, в органы МФЦ или через региональный портал госуслуг. Получателям субсидий необходимо каждые полгода подтверждать уровень доходов.

В 2020 году субсидию на Ставрополье получали 54 тысячи человек. Что касается краевого центра, то сейчас число получателей субсидий по оплате за услуги ЖКХ – чуть больше 12,1 тысячи человек.

Помимо субсидий также существуют различные льготы на оплату услуг ЖКХ. Их могут получить отдельные категории граждан – ветераны, военные, люди, состоящие на инвалидности, их семьи, малоимущие, дети-сироты, пенсионеры и т. д. Размер компенсаций зависит от конкретного региона и льготной категории. Количество граждан льготных категорий, получающих компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в Ставрополе – 35,5 тысяч.

Списание долгов

Законодательство в сфере ЖКХ не предусматривает «списания долгов» по желанию собственника или нанимателя. Задолженность всегда значится в бухгалтерском учете управляющей компании или поставщика коммунальных ресурсов. Именно они и обращаются в суд с исками о взыскании долгов для обеспечения своей финансово-хозяйственной деятельности.

Но когда пропущен срок исковой давности, составляющий три года, то в судебном порядке можно заявить об этом, суд исследует обстоятельства дела и примет решение о применении срока либо откажет в иске. Как правило, граждане не обращаются в суд с такого рода исками. Но автоматического списания долгов за период свыше трех лет не существует. Решение о списании задолженности за пределами исковой давности принимает только суд.

Еще один сценарий – банкротство физлица. Гражданин (либо его кредитор) может подать заявление о признании себя банкротом в арбитраж, когда его общая задолженность составляет более 500 тысяч рублей, а доходы не позволяют вовремя и полностью оплачивать долги (либо совершать текущие платежи) в течение трех месяцев с момента, когда они должны быть оплачены.

Однако это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. А кроме того, имеющая ряд неоднозначных последствий для неплательщика. Потому вступление в банкротство должно быть хорошо обдуманным решением, подчеркивают в Региональном центре финансовой грамотности.

P.S. Кстати, долги за услуги ЖКХ стали еще одним распространенным поводом для осуществления мошеннических схем. Причем аферисты могут вводить в заблуждение и дисциплинированных плательщиков, предъявляя им несуществующие долги. Так, под предлогом вымышленной задолженности по ЖКХ они могут угрожать отключением света, воды, тепла, газа, а потом предложат погасить часть задолженности наличными или переводом через терминал. В свою очередь на реальных должниках мошенники зарабатывают, предлагая под видом коммунальщиков или работников соцслужб, например, оформление неких мер социальной и государственной поддержки.

Накопился долг за услуги ЖКХ: что можно предпринять / Газета «Ставропольская правда» / 20 августа 2021 г.