В расширенном формате в онлайн-режиме прошло заседание коллегии министерства культуры Ставропольского края. Одним из обсуждаемых вопросов стал проект «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», предложенный Министерством культуры РФ.

Проект предполагает внести принципиальные изменения в деятельность учреждений культуры и искусства и их государственную поддержку в будущем. Что при этом ждет российскую культуру? Как рассказал участник заседания коллегии, председатель общественного совета при министерстве культуры края Владимир Лычагин, разработана концепция группой компаний, создающей проекты городских культурных инициатив для Москвы и Московской области и некоторых крупных регионов, как правило, бюджетно состоятельных. А таких в стране не так много, большинство – дотационные, Ставропольский край в том числе.

Среди решаемых этой концепцией проблем – сегодняшний кризис, связанный с пандемией, форсированная цифровизация, структура занятости. В условиях сокращения существующих рабочих мест разработчики считают, что наиболее перспективными направлениями их сохранения и создания новых рабочих мест являются креативные индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека – сферой, которая не может быть автоматизирована и не обойдется без личного участия человека.

По мнению В. Лычагина, меры государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) сформированы для приоритетных отраслей индустриальной экономики и не учитывают специфику развития творческих (креативных) индустрий. Существующие федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрозненны и не скоординированы. Подавляющая часть наблюдаемых статистикой результатов интеллектуальной и творческой деятельности создается в Москве, Петербурге, что ведет к негативным последствиям – массовому переезду людей в столичные регионы, расслоению и угрозе потери единого российского культурного пространства.

Рассматриваемая концепция предполагает комплексное развитие креативного сегмента экономики, основанного на человеческом творческом капитале и историко-культурном наследии России. Для его достижения необходимо сначала исследовать сектор творческих (креативных) индустрий и оценить состояние креативной экономики России в целом.

Перечень действий в этом направлении довольно широк и достаточно реалистичен.

Государственная политика в сфере развития креативных индустрий и творческого предпринимательства базируется на принципе «инвариантности поддержки» всех типов организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан.

К примеру, поясняет В. Лычагин, на базе имеющихся учреждений культуры целесообразно закрепить их право на создание малых инновационных предприятий по аналогии с механизмом создания таких предприятий в сферах образования и науки.

Разработчики концепции считают, что это позволит усилить роль существующих учреждений культуры в развитии новой творческой (креативной) предпринимательской деятельности, а также снизить нагрузку на бюджетную систему.

В этом основной пафос концепции, пришли к общему мнению участники заседания. Ведь нынешняя, еще советская система поддержки культуры давно устарела. В частности, на всех уровнях государственной власти стимулируется приобретение основных фондов и оборудования – субсидируются процентные ставки и прочее, но не субсидируется оплата труда, а это составляет основу затрат креативного сегмента экономики.

Да, некоторые творческие инициативы учреждений культуры и искусства поддерживаются за счет различных программ разного уровня, но количество их невелико.

Собственные доходы государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры Ставропольского края, к примеру, составили в прошлом, 2020 году 6,4 % по отношению к бюджетному финансированию. В 2019 году было 12,2 %. Видно, насколько пандемия и карантинные запреты подкосили заработки.

В консолидированном бюджете культуры края в целом, составившем в 2020 году примерно 7,3 миллиарда рублей, собственных доходов и того меньше. Правительство края поддержало учреждения культуры в пандемийный период, понимая, что заработать на жизнь самим учреждениям нет возможности. Главное, сохранена сеть учреждений культуры и искусства, которых в крае ни много ни мало – 1377.

Разумеется, все отлично понимают, что вечно так длиться не будет, бюджетные возможности не безразмерные, надо искать альтернативные источники, менять сами подходы к финансовой инфраструктуре культуры.

Выход разработчики концепции видят в интеграции усилий финансовых организаций, частных инвесторов и региональных органов власти для формирования совместных продуктов соинвестиций в нескольких предлагаемых ими направлениях.

Реализация концепции в субъектах Российской Федерации должна обеспечить конкурентоспособность их экономик и миграционную привлекательность для квалифицированных творческих, в том числе международных, кадров, предотвратить отток талантливой молодежи и многое другое.

Конечно, предложенный проект концепции требует обсуждения в первую очередь среди специалистов в области экономики культуры, руководителей крупных творческих организаций, знающих истинное положение дел в этой области. Впрочем, принять участие могут и все субъекты культурного процесса, заинтересованные в достижении общей цели.

Одно очевидно, подчеркивает В. Лычагин: государство пытается, сохраняя некоторые отечественные традиции бытования культуры, перенять в новых экономических условиях мировой опыт, вне которого двигаться вперед нынче невозможно. Детальное обсуждение концепции будет вынесено также на заседание общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края.

Наталья БЫКОВА,

Креатив в творчестве необходим / Газета «Ставропольская правда» / 17 июля 2021 г.