Дал работу зэку - получи льготы
Госдума России приняла в первом чтении законопроект, который дает право на льготы бизнесменам, сотрудничающим с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) в вопросах трудоустройства осужденных. Такие компании, использующие труд зэков, получат статус социальных. А самих осужденных предлагается признать социально уязвимой категорией граждан — наряду с инвалидами и многодетными семьями, что безусловно, вызовет большой общественный резонанс. Комментирует новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Изменения будут внесены в статью 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», - отмечает Роман Савичев. - Поправки дополнят перечень социально уязвимых категорий граждан, трудоустройство которых гарантирует предприятию статус социального, а следовательно получение ряда социальных льгот. Таковых граждан должно быть не менее половины в списках работников социального предприятия. Например, сегодня в перечень социально уязвимых входят инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и некоторые другие категории. Возможно, для кого-то из читателей будет откровением, что в этом перечне есть и граждане, отсидевшие срок за решеткой и имеющие неснятую или непогашенную судимость. Что касается льгот для социальных категорий — речь идет о малых и средних предприятиях, то они существенные: налоговые преференции, субсидии, привлекательные условия аренды государственного и муниципального имущества.
Суть нового законопроекта в том, чтобы расширить перечень социально уязвимых категорий за счет зэков, отбывающих наказание в колониях, а также осужденных к принудительным работам. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, цитирую: «Такой подход соответствует задачам социального предпринимательства… Кроме того, в рамках организации производства на территории учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) социальное предприятие дает возможность осужденным получить навыки работы на оборудовании, способствует освоению новых трудовых функций, повышению культуры труда и уровня ответственности, что оказывает влияние на выпуск качественной продукции и возможность трудоустройства после освобождения на данном предприятии, а следовательно, социальную адаптацию осужденных после их освобождения. Социальное предпринимательство в сфере привлечения осужденных к труду является также мерой профилактики рецидивной преступности в конкретном муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации».
Таким образом, по мнению законодателей, привлечение предприятий к созданию рабочих мест для зэков — благо для всех сторон. Учреждение УИС, заключив договор с предприятием (что практикуется и сегодня), получит доход, из которого вычтет зарплату осужденному, страховые взносы во внебюджетные фонды, произведет удержания по исполнительным документам и за его содержание. Предприятие получит статус социального и соответствующие льготы, а зэк - возможность иметь зарплату, гасить долги.
Однако у этой идеи есть и противники, считающие, что не нужно «изобретать велосипед», а следует лишь возродить советскую систему принудительного труда, тем более что закон обязывает осужденных — независимо от их желания — трудиться на работах, определяемых администрацией УИС. Лично я — противник возрождения ГУЛАГа в любом из его проявлений. А если мы собираемся активно использовать бизнес в качестве работодателя, то и здесь нужно внимательно следить, чтобы осужденные не превратились в бесправную нещадно эксплуатируемую категорию граждан. Другая проблема — слабая оснащенность учреждений уголовно-исполнительной системы производственными площадями и мощностями. Зачастую они находятся в таком состоянии, что напоминают кустарные мастерские начала прошлого века. В некоторых учреждениях УИС есть даже земля, но мы знаем, сколько стоят современные тракторы и комбайны. Бизнес, который сегодня сотрудничает с колониями, в основе своей извлекает прибыль, довольствуясь дешевой рабочей силой. Но заинтересован ли он покупать дорогое оборудование, использовать инновации, даже после того, как получит льготы за социальный статус? Полной уверенности в этом нет. Значит, нужно либо обязать бизнес раскошелиться, либо привлекать государственные инвестиции, что весьма сомнительно.
Еще одна проблема связана с использованием труда осужденных вне зоны, то есть на площадях, территориально удаленных от колонии. Как организовать, например, труд на стройке: конвоирование осужденных, охрану, спецтранспорт, контроль за качеством работ и так далее? Когда этим занято государство — одно дело, а если бизнес — совершенно другое. Думаю, что реализовать эту идею в полной мере можно будет лишь в отношении осужденных, отбывающих принудительные работы, которые являются более мягким видом наказания, чем заключение в колонии.
Напомню, принудительные работы применяются с 2017 года на срок от двух месяцев до пяти лет, как правило, за некоторые преступления небольшой и средней тяжести. Наказание в таких случаях происходит в исправительных центрах, которые согласно данным ФСИН России, есть в 76 регионах. Вопрос лишь в том, что такие центры сегодня не в состоянии обеспечить работой всех осужденных, которые могут — по решению суда - претендовать на замену лишения свободы принудительными работами, поскольку доказали, что встали на путь исправления. Сейчас в России примерно 180000 осужденных, которые могут ходатайствовать о замене оставшегося срока исправительными работами. А это совсем другой уровень жизни: они смогут снимать комнату в общежитии или в квартире, общаться с близкими, гасить долги по гражданским искам, получать зарплату не ниже МРОТ и обучиться востребованной профессии. Вот только кто и где сможет трудоустроить такую армию зэков? Малый и средний бизнес «не потянут» 180000 человек, значит, нужно привлекать и крупный бизнес, задействованный в масштабных проектах, на больших стройках, где рентабельнее создавать исправительные центры.
И власти таковые центры намерены создать в ближайшее время. Например, Минюст совместно с ФСИН приступили к разработке проекта по привлечению осужденных к очистке территории Арктики, причем планируется таким работягам засчитывать год за полтора. Есть проекты продолжения строительства БАМа (требуется 5000 человек), возведения горно-металлургического комбината в республике Коми, осужденных также ждут на Таймыре и в Магаданской области, работу им готов дать и «Норникель». Однако, повторюсь, в исправительных центрах для них должны быть созданы нормальные условия для жизни и работы.