© Фото из архива Ирины БЕЛАШЕВОЙ

С каждым годом все более непростой становится проблема выбора профессии. С одной стороны, век высоких технологий толкает молодежь к более детальному познанию информационных технологий, с другой - есть подростки, которые все же хотят в будущем работать в системе «Человек – человек». Эксперты считают, что для абитуриентов из второго лагеря одним из лучших вариантов может стать обучение психологии. О том, почему стоит обратить внимание именно на эту область знаний, рассказала заведующая кафедрой общей и прикладной психологии Северо-Кавказского федерального университета Ирина Белашева.

– Ирина Валерьевна, насколько актуальна профессия психолога сейчас и чего ожидать в будущем?

– Сегодня психолог – одна из наиболее актуальных и популярных профессий. Она входит в «Атлас новых профессий 3.0», разработанный Агентством стратегических инициатив совместно со специалистами из «Сколково». По данным proprof.ru, в 2020 году профессия психолога вошла в пятерку самых востребованных. Этому способствуют и развитие научных психологических исследований, и формирование запроса на психологические услуги от населения, системы здравоохранения, образования, правоохранительных структур и других организаций.

– В понимании многих работа психологов заключается в составлении и проведении тестов. Чем на самом деле занимаются люди данной профессии?

– Психолог специализируется на психических процессах: памяти, внимании, эмоциях, мышлении и других; на особенностях психического развития; на состояниях человека или групп людей. Под группой можем подразумевать семью, производственный коллектив, спортивную команду. При этом он может заниматься и научно-исследовательской деятельностью, и вести психологическую практику: оказывать консультативную помощь, работать с персоналом в организациях, проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми, тренинги, диагностику и многое другое.

Психология – эффективный инструмент при решении внутренних психологических проблем, с которыми человек не может справиться сам, а также при возникновении дисбаланса групповых социально-психологических связей и отношений: неблагоприятный психологический климат, нарушение семейной системы, организационный кризис. Психолог может работать совместно с медиками, педагогами, менеджерами, маркетологами, политиками, правоохранителями.

Конечно, от людей нашей специальности требуется соблюдение важного принципа «Не навреди!» и безусловное следование профессиональной этике. Деятельность в сфере психологии подразумевает со стороны самого психолога работу над собой, в том числе прохождение личной психотерапии для повышения уровня осознанности, снижения внутренних противоречий. Эта профессия предполагает регулярность получения дополнительного образования и повышение квалификации.

– Где на Ставрополье можно получить психологическое образование?

– У нас, в Северо-Кавказском федеральном университете. Мы готовим психологов-бакалавров, которые могут продолжить обучение на магистерских программах и в аспирантуре. Важно, что фундаментальная академическая подготовка осуществляется параллельно с приобретением студентами прикладных навыков. Часть занятий проводится в специализированных лабораториях. Большое внимание уделяется практикам на базе различных организаций города и края, обеспечивающим погружение студентов в реалии профессиональной деятельности. К образовательному процессу привлечены научно-педагогические кадры, имеющие опыт научно-исследовательской, практической консультативной деятельности, участвующие в работе Российского психологического общества и Федерального учебно-методического объединения по психологическим наукам.

В магистратуру могут поступать не только психологи-бакалавры. Любое высшее образование дает возможность обучаться в психологической магистратуре при условии прохождения вступительных испытаний. Это хороший шанс для всех, кто видит себя в психологической профессии.

– Существует ли возможность совмещения работы и учебы у студентов магистратуры?

– На нашей магистерской программе «Психологическое консультирование» предусмотрена очно-заочная форма обучения. Она как раз ориентирована в первую очередь на магистрантов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия в очно-заочной магистратуре проходят в вечернее время в университете. При этом подразумевается, что магистрант много времени уделяет самостоятельной работе.

Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом объем аудиторных занятий у магистрантов очно-заочной формы обучения меньше, чем у тех, кто учится на очной форме обучения. Большое подспорье здесь – цифровизация образовательной среды, открывающая широкие возможности для магистрантов, в том числе через быстрый доступ к учебным материалам, научным текстам, результатам исследований, взаимодействие с преподавателями в онлайн-режиме.

– С какими трудностями вы как педагог встречаетесь в подготовке психологов?

– Подготовка психологов в современных условиях – это обучение молодых людей, как правило, не имеющих жизненного опыта и ясных представлений о своем профессиональном будущем. Что не может не отражаться и на мотивации обучения, и на видении будущих практикующих психологов роли и функций их профессиональной деятельности. Порою мы наблюдаем, что выбор профессии определяется в большей степени ее престижностью или популярностью, а не личностной заинтересованностью, потребностью работать с людьми в трудные моменты их жизни. Конечно, студенты магистратуры делают свой выбор более осознанно. И здесь хочется обратить внимание будущих студентов на единую для всех профессий закономерность: вы успешны в том виде деятельности, которая вам интересна.

Еще один момент: мы обучаем психологов, которые с первых дней своей профессиональной деятельности должны быть готовы работать с психологическими проблемами клиентов, не получивших разрешения в семье, в школе, в трудовом коллективе, в том числе силами очень заинтересованных в этом людей, часто имеющих большой жизненный опыт и обладающих житейской мудростью. Поэтому обучение у нас в университете построено на практико-ориентированном подходе: какую диагностику провести, как дать инструкцию, как фиксировать ответы, как строить взаимодействие с клиентом, сколько времени отвести на диагностику, как интерпретировать полученные данные, как реагировать на нестандартные действия и ответы клиента, как выстроить ролевые отношения в коллективе, как построить программу коррекционной работы, как использовать нормативную рабочую документацию, как составить психологическое заключение и так далее. Этот длинный список далеко не полный круг задач, отрабатываемых в ходе обучения.

У студентов уже на этом этапе должна установиться реальная связь между содержанием учебных курсов, получаемыми знаниями, умениями и будущей профессиональной деятельностью, будущей практикой. Поэтому преподавание психологических дисциплин строится таким образом, чтобы вооружать студентов знаниями, которые они могли бы приложить к анализу самих себя, личных психологических задач.

– Куда трудоустраиваются ваши выпускники?

– Они востребованы в качестве специалистов по индивидуальному, групповому, семейному психологическому консультированию, консультированию в трудных жизненных ситуациях, бизнес-консультированию, коучингу. Они трудоустраиваются в органах государственного, муниципального управления, силовых структурах, консалтинговых и общественных организациях, банках, образовательных и медицинских учреждениях, социальных службах, психологических центрах.

Среди наших партнеров-работодателей – Центр психолого-педагогической помощи населению «Альгис», территориальный центр медицины катастроф Ставропольского края, управления МВД и МЧС России по Ставропольскому краю, Ассоциация развития психоанализа и психотерапии города Ставрополя, управление Федеральной службы исполнения наказаний, центр для одаренных детей «Поиск», Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя, концерн «Энергомера» и другие организации.

На базе вышеперечисленных учреждений и предприятий наши студенты проходят практику, а выпускники находят свои рабочие места.

Мария АРНО

Привычная профессия будущего / Газета «Ставропольская правда» / 4 июня 2021 г.