В Госдуму России внесен законопроект, цель которого придать правилам дорожного движения (ПДД) статус федерального закона. Сегодня ПДД и, соответственно, новации к нему определяются Правительством РФ, к которому у парламентариев есть претензии — мол, изменения к правилам носят непубличный характер и,следовательно, могут ущемляться права участников дорожного движения. Желание депутатов взять под своё крыло ПДД, чтобы регулировать их с помощью законодательных поправок, комментирует известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Поправки предлагается внести в статьи 4 и 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», в результате чего ПДД перейдут из «ведения» Правительства в Госдуму, – отмечает Роман Савичев. – Депутаты считают неправильным, что ПДД, устанавливающие общий порядок дорожного движения на всей территории государства, содержащие запретительные нормы и ограничения для граждан, являются всего лишь подзаконным актом. Свою точку зрения они приводят в пояснительной записке к законопроекту, цитирую: «Полагаем, что сложность дорожно-транспортных отношений требует создания единой системы законодательства и установления правил дорожного движения федеральным законом, что позволит исключить непубличный характер вносимых изменений в правила дорожного движения, в большей степени отразить требования к участникам дорожного движения и их правам. Участие в законодательном процессе депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации, представляющих интересы различных регионов, позволит учитывать в правилах дорожного движения местную специфику, оперативно внося в федеральный закон соответствующие изменения».

По мнению депутатов, оперативность Правительства РФ «хромает» по целому ряду вопросов. Например, после вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, который разрешил водителям пользоваться распечаткой электронного полиса, соответствующие изменения в ПДД были внесены только через полгода. До сих пор не урегулирована проблема по тонировке стекол: в правилах дорожного движения есть указание на ГОСТ 5727-88 по светопропусканию, который однако не применяется с 2015 года.

Кроме того, в ПДД не решен перечень вопросов, связанных с использованием электроскутеров и электросамокатов. К этой актуальной теме уже не раз подступались и законодатели, и представители исполнительной власти, однако воз и ныне там, хотя в происшествиях с участием электрических средств передвижения ежегодно получают ранения десятки человек, и многие погибают.

Очередную попытку урегулировать проблему предприняли Минтранс и ГИБДД, подготовившие проект поправок к ПДД, которые впервые уточняют правила дорожного движения для электросамокатов, моноколёс и похожих устройств. Их предлагается объединить под общим термином «средства индивидуальной мобильности». Например, планируется запретить электросамокатчикам разгоняться быстрее 20 километров в час на пешеходных участках. На проезжей части можно будет двигаться, если там скорость ограничена 60 километрами в час. Сейчас проект изменений проходит экспертизу.

Поправки, устанавливающие требования к средствам индивидуальной мобильности, предлагает и Общественная палата РФ, считающая, что действующие сегодня ПДД не подходят для применения электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев и прочих новых движущихся «игрушек». Проблема в том, что названные устройства не имеют статуса механических транспортных средств повышенной опасности, и человеку, пострадавшему в ДТП с участием, например, электросамокатчика, потом весьма трудно доказать в суде его вину и взыскать ущерб. Пока что, рассматривая такие происшествия, суды руководствуются практикой, которую нельзя назвать безукоризненной. В частности, мопедом в соответствии с ПДД считается транспорт, имеющий 2-3 колеса и передвигающийся со скоростью не выше 50 километров в час. К мопеду приравнивается электросамокат с двигателем мощностью более 250 ватт. Вывод: чтобы управлять такой «игрушкой», нужны водительские права категории «М». Если электросамокат имеет мощность свыше 4 киловольт и скорость от 50 километров в час, то он приравнивается к мотоциклу.

И все же пока факты наказания электросамокатчиков редки. Первый такой случай был зафиксирован в Казани в августе 2020 года, когда инспекторы ГИБДД остановили пьяного гражданина, передвигавшегося на электросамокате мощностью свыше 600 ватт (то есть подходящего под определение мопеда). В результате мировой суд признал его виновным по ч. 1 ст. 12.26 КоАП (отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения), оштрафовал на 30 тысяч и лишил прав. Подобная практика сегодня отмечена и в других регионах, но понятно, что инспекторами такая работа выполняется без особого энтузиазма. И так будет до тех пор, пока четкие «правила игры» для средств индивидуальной мобильности не пропишут в ПДД. В общем проблема, как говорится, встала в полный рост.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО