На Ставрополье насчитывается 3497 объектов культурного наследия
Управление по охране объектов культурного наследия Ставропольского края осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края. В компетенции управления - отслеживание сохранения объектов культурного наследия, взаимодействие с органами власти на местах в решении задач, продиктованных государственной краевой программой «Сохранение и развитие культуры Ставропольского края».
Сегодня на территории Ставропольского края на государственном учете и охране состоят 3497 объектов культурного наследия: 873 - федерального значения (из них 789 археологических); 1527 - регионального значения; 1097 выявленных объектов культурного наследия, из которых 1027 археологического наследия и 69 памятников градостроительства, архитектуры и искусства. Одна из основных форм надзора за сохранением и состоянием культурного наследия - систематическое наблюдение. Для этого специалисты управления выезжают на место, фиксируют состояние объекта, по результатам составляют план мероприятий, необходимых в отношении его сохранности.
Несмотря на пандемию
В 2020 году, несмотря на пандемию и все связанные с ней ограничения, работа продолжалась достаточно активно и целенаправленно. За год проведено 378 мероприятий по контролю и систематическому наблюдению за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Ставропольского края.
Осмотрено 443 объекта культурного наследия, расположенных на территории Ставропольского края, из них 178 объектов федерального значения, 177 объектов регионального значения и 88 выявленных объектов культурного наследия.
В результате проведения контрольных мероприятий за 2020 год внесено 123 предписания об устранении выявленных нарушений. Возбуждено 30 дел об административных правонарушениях. В суд для рассмотрения и принятия решения по существу направлено 30 материалов. По 8 материалам судом принято решение о наложении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 235 тысяч рублей.
В правоохранительные органы направлено 9 материалов, по которым усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ.
В целях предотвращения нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками (пользователями) объектов культурного наследия (помещений в объектах культурного наследия), управление проводит мероприятия по контролю. В 2020 году управлением направлено собственникам 33 предостережения. Кроме того, условия сохранения объектов культурного наследия регламентируются в охранных обязательствах, а информация об административной и иных видах ответственности за причинение вреда объектам культурного наследия размещается на информационных надписях, устанавливаемых на объектах культурного наследия.
Взаимодействие с муниципалитетами налажено
- В рамках Года памяти и славы первостепенное внимание уделено объектам воинской славы, - рассказала начальник управления Анна Конева. - В 2020 году проведены работы на 116 объектах воинской славы, 59 из них являются объектами культурного наследия, внесенными в реестр. Остальные - просто захоронения, не несущие культурной ценности. На проведение ремонтно-реставрационных работ освоено 188 миллионов рублей, из них 162 - на объекты культурного наследия. В этой сумме расходы краевого бюджета составили 121 миллион рублей. По поручению губернатора Ставропольского края эта работа не останавливается, в 2021 году также внимание обращено к местам захоронений в части подготовки документации по этим объектам. После чего продолжится работа по оставшимся объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии. Итоги прошлого года показали, насколько готовы управление, муниципалитеты и собственники объектов культурного наследия к решению стоящих перед нами задач. В целом результаты хорошие. Да, проявились некоторые вопросы, но главное - методы их решения стали намного четче и понятнее.
Сотрудники управления провели консультации с главами муниципалитетов, депутатами местных советов о том, насколько важно учитывать при распределении бюджетов необходимость выделения средств на сохранение культурного наследия. Если в каком-то муниципалитете не оформлено право собственности на объект культурного наследия, а это не позволяет выделить на него средства, значит памятник будет ветшать. И даже если объект находится пока в удовлетворительном виде, для поддержания его в эксплуатационном состоянии нужен определенный пакет документов. Практика показала, что есть и такие хозяйственники, которые идут далеко вперед: устанавливают на объекте какое-то особое освещение, добавляют различные элементы, причем зачастую это происходит из добрых побуждений и по желанию местных жителей. Казалось бы, усовершенствуют, и это хорошо?
- С одной стороны - да: значит, люди не остаются равнодушными, украшают это место, ухаживают за ним, - говорит заместитель начальника управления Дмитрий Кусмачев. - Но здесь важно не перегнуть палку. У подавляющего большинства памятников есть защитная зона либо зона охраны, которая в первую очередь оберегает их от воздействия. И в результате визуальное восприятие объекта может быть не нарочно нарушено внедрением неких элементов, кажущихся вроде бы нужными. Тем не менее мы довольны установившимися связями с муниципалитетами. При необходимости выезжаем на место, иногда бывает достаточно заочного консультирования. И всегда находится компромисс.
Отслеживая судьбу объектов
Главное, у всех сторон есть понимание общей задачи - сделать лучше, не допустив нарушения закона. Так исторически сложилось, что наибольшая часть объектов культурного наследия Ставрополья сосредоточена на территории Кавказских Минеральных Вод. И как отмечают в управлении, органы власти практически всех городов региона свою ответственность чувствуют и предпринимают серьезные усилия, что прослеживается на судьбе конкретных объектов. Например, в Пятигорске объектом первостепенного внимания муниципалитета стала детская художественная школа, здание которой требует ремонта. Как надзорный орган краевое управление отслеживает ситуацию, и есть уверенность, что все необходимые работы проведут в установленные сроки.
- Если, выходя на объект, инспектор управления видит, что зданию угрожает разрушение, он дает предписание на разработку проектной документации по сохранности и принятию мер, - пояснил Д. Кусмачев. - Но мы понимаем, что разработка такой документации дело не быстрое. И на основании предписания все начинается с составления плана работ, которому должен следовать собственник. А в случае неисполнения возникает мера административного реагирования.
Не один год в Ставрополе озабоченность горожан вызывает состоянии старинного особняка по адресу ул. Комсомольская, 100. В судебном порядке министерством имущества края расторгнут договор аренды с арендатором, не выполнившим взятых на себя обязательств. Привлеченные управлением эксперты оценили ущерб, нанесенный зданию, эта информация направлена собственнику. Как говорят специалисты, пока еще фундамент и стены здания даже без крыши достаточно прочные и остается надежда на его сохранение. Эту надежду подкрепляют добрые примеры последнего времени: в краевой столице возрождено к жизни здание Театра кукол. Объект культурного наследия восстановлен в своем историческом облике, наполнен при этом современным содержанием. И здание живет, дает работу ставропольцам, а зрителям дарит радость общения с искусством.
Вызывает удовлетворение специалистов и тот факт, что теперь средства курортного сбора все чаще направляются на приведение в порядок территорий курортов вместе с находящимися там объектами культурного наследия. В 2020 году большие работы проведены в Железноводске. Не отстают и Кисловодск, и Пятигорск. В частности, многое уже сделано в Лазаревском сквере Пятигорска, здесь очень бережно подошли к сохранению знаменитого некрополя, не просто сохраняя достопримечательное место, но фактически формируя новый музей под открытым небом. В Кисловодске завершаются работы на объекте «Женская частная гимназия Васильевой», сегодня ставшем корпусом одной из школ.
Специалисты управления обратили свое внимание и на территорию пятигорского «Цветника», в частности, место у грота Дианы, о дальнейшей судьбе которого было немало дискуссий.
- Это очень знаковое место, где скопилось много объектов культурного наследия, и наполнять его еще чем-то, как набивать полку в шкафу, наверное, не следует, - размышляет Д. Кусмачев. - Ведь, по сути, сегодня площадка имеет вполне законченный вид, к которому все привыкли. Сложившееся здесь пространство прогулочной зоны очень популярно среди отдыхающих.
Неизведанные тайны хранит земля
Постоянно в зоне внимания управления памятники археологии. Кстати, в этом году увеличен штат отдела, занимающегося этим направлением. Много времени занимает работа с документацией, которую предоставляют археологи, и тут специалисты управления отмечают, что пока еще не все археологи настроены на сотрудничество. Приходится настойчиво разъяснять действующее законодательство, периодически выезжая на места. А Ставропольская земля хранит еще столько неизведанного, накопленного за многие века обитания человека на Северном Кавказе. Речь не только о знаменитых древних курганах, но даже и единичных захоронениях разных исторических периодов. Все они должны быть учтены, по возможности включены в государственный реестр. Строгая фиксация помогает в случаях проведения на этих участках хозяйственных работ, которым обязательно должны предшествовать предварительные раскопки. Специалисты управления уполномочены составлять протоколы за нарушения законодательства об охране культурного наследия. Часто речь идет не столько о самом объекте, сколько о режиме использования земельных участков в границах его территории.
- К нам постоянно обращаются в случае проведения в границах объектов культурного наследия земельных, строительных, мелиоративных работ, - уточняет Анна Конева. - Свежий пример - городище Маджары в Буденновске. У таких объектов особый статус и правила содержания: на их территории работы проводить можно, но только после разработки мер обеспечения сохранности либо плана спасательных работ. Туда приглашаются специалисты, имеющие право заниматься археологическими исследованиями, они изучают и оценивают характер объекта. Может, на участке, где ведутся работы, ничего особо ценного и нет, к тому же, как чаще всего бывает, работы затрагивают лишь часть территории, например, если речь идет о линейных сооружениях - водопроводах и т. п. В случае с Маджарами велось освоение земельного участка, входящего в границы территории объекта, без обеспечения сохранности. Ситуация усугублена тем, что большая часть объектов археологии, в том числе и Маджары, не имеют четко обозначенных границ территории. Поскольку, как правило, объекты ставились на охрану еще в 80-е годы прошлого века по ранее действовавшему законодательству, в результате место расположения носит приблизительный характер. Теперь же при проведении надзорных мероприятий археологи зафиксировали нарушения культурного слоя при освоении участка, ряд археологических находок был обнаружен прямо на поверхности. Сегодня законодательство предусматривает, что при освоении земельного участка лицо, заинтересованное в его освоении, должно обратиться в управление для получения информации о наличии или отсутствии объектов культурного наследия. Кстати, на сайте управления регулярно публикуется информация о проведенных историко-культурных экспертизах. Если на участке не проводилась археологическая разведка, мы так и отвечаем, что информации нет и необходимо такую разведку произвести. Собственник обязан заключить договор с археологами.
К счастью, в сегодняшней практике немало примеров добросовестного подхода к таким объектам. Так было в 2019 году на Грушевском городище в Ставрополе при строительстве дороги. И в районе Новотроицкого водохранилища, где были организованы полевые спасательные работы в отношении целой курганной группы. Сегодня становится нормой при проведении строительных работ, требующих экспертизы, получение или наличие соответствующего заключения от управления. Рост гражданского правосознания налицо. Не случайно в управлении в разы возрос объем запросов, касающихся наличия или отсутствия объектов историко-культурного наследия на участке, который подлежит освоению.
Надзор - это не репрессии
Управление активно наращивает темпы работ: по сравнению с 2019 годом объем проведенных в 2020-м вырос практически вдвое. Специалисты управления подчеркивают: надзорные мероприятия - это не столько репрессии по отношению к собственникам объектов, сколько отслеживание ситуации в целом. И тут фронт работ еще огромный впереди. Есть достаточно большой список объектов, осмотр которых не проводился с момента постановки их на учет в 80-е годы. Это диктует необходимость приведения в надлежащий вид всей базы данных. - Среди особых поручений губернатора края - уделить первостепенное внимание Кавказским Минеральным Водам как территории, богатой объектами культурного наследия, во-первых, и привлекательной для отдыхающих туристов, во-вторых, - поясняет Анна Конева. - Выполнять поставленную задачу будем совместно с муниципалитетами, всемерно влияя на отношение частных собственников. Помимо того, что мы выписываем им предписания в ходе надзорных мероприятий, есть еще и меры понуждения в судебном порядке к проведению работ сохранения объектов. Крайняя мера - изъятие, если собственник несмотря ни на что уклоняется от своих обязательств. Например, в Кисловодске здание «Гимназии Сильникова» находится в процессе исполнения судебного решения об изъятии объекта. На протяжении долгого времени здание стояло без крыши и без окон, а собственник никак не реагировал на предписания. Зачем вообще приобретал? Скорее всего, понятия не имел об особенностях владения таким объектом. Для него это было просто интересное здание в центре города, находящееся в плохом состоянии, значит, можно было взять за невысокую цену, а там, мол, видно будет, что с ним делать…
Закон предполагает два направления: изъятие в краевую собственность или - на торги. Объект может приобрести другой владелец, готовый провести необходимые работы по его сохранности. В Пятигорске, например, есть несколько организаций, владеющих такими объектами, но, к сожалению, неэффективно. Фактически - в нарушение законодательства. Значит, требуются меры воздействия. Механизмы для этого даны.
- Стараемся вести собственника к пониманию того, что разрушение объекта плохо не только для него самого, но и для культурного наследия в целом. Что в его руках находится национальное достояние. Это долговременная задача, которая в один день не решается. Сотрудники управления сознают свою особую ответственность в выполнении государственной программы «Сохранение и развитие культуры Ставропольского края». Ведь по сути это ответственность за бесценное национальное достояние, которое мы должны сохранить для будущих поколений.
16 апреля 2021 года