© Фото пресс-службы Ставропольского краевого отделения ФСС РФ.

Почему это у нас любые усовершенствования, направленные на упрощение пути, оказываются и не совсем прямыми, и не такими уж простыми? И для простых людей, и для тех, кто это новое внедряет по долгу службы. И не спешите обвинять меня в критиканстве. Попробую доказать это на примере прямых выплат из Фонда социального страхования РФ, взяв за образец всем известный больничный.

Конечно, хорошее дело больничным вряд ли назовут. Но назвали. Кстати сказать, российскому больничному листку в нынешнем году исполняется 84 года, он появился в нашей стране в 1937 году. С тех пор форма больничного менялась всего дважды. А с 1 июля 2017 года больничный лист стал электронным. Переход на него начался постепенно, когда с 2011 года в различных регионах нашей страны Фонд социального страхования (ФСС) начал реализовывать пилотный проект «Прямые выплаты». С нынешнего года на прямые выплаты перешла вся Россия. Нужно отметить, что Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стало внедрять прямые выплаты еще с 1 июля 2020 года.

Всё очень просто

В чем же заключается суть проекта? Все очень просто: в его рамках больничные и другие страховые пособия выплачиваются гражданам напрямую из Фонда социального страхования, а не через работодателя. Первые три дня болезни оплачивает компания, остальные ФСС.

То есть теперь работник будет получать не один платеж, как было раньше, а два. Все остальное не изменилось. Но от нового порядка, как объяснили в пресс-службе Ставропольского краевого отделения ФСС РФ, отказаться нельзя. В свое время, с июля прошлого года, сотрудники Ставропольского отделения фонда провели массу подготовительной работы: выпустили брошюры для работодателей и для работников (они, кстати, очень толковые), встречались с работодателями. Но даже сейчас, спустя несколько месяцев, вопросы остаются.

Какие же пособия платятся по системе прямых выплат?

Это:

– пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

– пособие по беременности и родам;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) застрахованному лицу, пострадавшему на производстве.

И этот перечень, знаете, совсем неплох. Ворчунам хочу напомнить, что в других странах все может быть гораздо хуже или редко когда лучше. Впрочем, судите сами. В Германии человек три дня может болеть и не оформлять больничный без каких‑либо последствий для заработка. Но этот момент, как правило, оговаривается в трудовом соглашении. Еще полтора месяца заболевшему платят его заработную плату в полном объеме. Потом пособие (до 70 процентов заработка) платят через так называемые больничные кассы, которые входят в федеральную систему социального страхования. А в США 38 процентов работающих вообще не получают денег за время болезни от работодателя. Остается только медицинская страховка.

Электронный или бумажный: есть ли выбор

Но не будем растекаться мыслью по всем пособиям и все-таки сосредоточимся на больничных. Лучше, конечно, не болеть вообще, но хворь случается с каждым или почти с каждым. И начнем с истории, которая случилась с одной из наших читательниц. Назовем ее Ольгой. Так вот, болела она почти четыре месяца – с сентября по конец декабря. На работе сказали, чтобы брала только новомодный электронный листок нетрудоспособности. Взяла. Листков, как вы понимаете, было несколько. Так вот по одному из первых она получила деньги только в конце декабря. Вспомните, и при прежнем порядке с бумажными больничными деньги мы получали с опозданием – только в следующем месяце, в следующую зарплату.

Здесь ничего не изменилось. Для назначения пособия за первые три дня болезни нужно обратиться к работодателю и представить листок нетрудоспособности. Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособий день выплаты заработной платы. Как-то все это плохо придумано, убеждена. Человек болеет и сидит или лежит без денег.

Но самая большая проблема не в этом. На работе с бухгалтерией всегда можно договориться: разжиться каким-нибудь внеплановым авансом в счет больничного. А как договориться с фондом, где все автоматизировано и человека за программами не видно.

По словам Ольги, с бумажным листком нетрудоспособности было легче. Там было всего две записи: «продолжает болеть» и «приступить к работе…». Электронных ей за эти месяцы выдали кучу, в которой даже не сразу поймешь, в каком порядке их разложить. Но и это не самое главное.

Невнимательность – главная причина

Больше всего жалоб, как рассказала начальник Центра назначения и выплат Ставропольского регионального отделения ФСС Марина Димиденко (на снимке), именно на задержку выплат по больничным.

– Нам часто пишут и звонят,- рассказывает она, – с одним вопросом: где мои деньги? Мы объясняем, что сначала нужно обратиться к работодателю. Все сроки четко определены законодательством. Для передачи заявления и прилагаемых к нему документов в ФСС работодателю дается 5 календарных дней. Фонду на принятие решения отводится 10 календарных дней. Это общие сроки для всех видов пособий, выплату которых осуществляет ФСС.

Если говорить об оплате больничных листов, то следует учитывать, что если реестр сведений работодателем оформлен с ошибками, сроки получения пособия удлиняются. В такой ситуации ФСС направит работодателю извещение с указанием перечня необходимых исправлений и больничный листок для внесения в него соответствующих корректировок. Вот тут-то и первая закавыка. Ведь решение о назначении пособия будет принято фондом в течение 3 рабочих дней со дня получения исправленного реестра. А сколько его будут исправлять и оформлять у работодателя?..

Где процесс тормозит, попробуем разобраться. Как и прежде, все документы работодателю должен отдать болеющий работник. Но нужно написать дополнительное заявление по специальной форме, которая утверждена приказом ФСС РФ в 2017 г. Ничего сложного. И тут вторая закавыка – нужно указать банковские реквизиты получателя. Но это должна быть карта только системы МИР, сказали Ольге на работе. У нее она была. Но многие знакомые и коллеги рассказывали, что пришлось потратить время на выпуск карты МИР.

Думаю, что это была чья-то самодеятельность. Каким образом ФСС может выплатить положенные пособия?

– Пособие может быть перечислено, – рассказывает Марина Димиденко, – либо на банковский счет человека (включая зарплатную карту), либо почтовым переводом. Кроме того, выздоровевший может попросить перечислить пособие даже на банковский счет иной организации. Только пособия гражданам, имеющим детей, должны перечисляться на карту МИР.

Может, это мелочи? Еще примеры из заграничной жизни. В Израиле первый день болезни не оплачивают. Каждый работник здесь имеет право на 18 оплачиваемых больничных дней в году. В Японии в большинстве случаев выплаты и временные рамки больничного прописывают в контракте. В среднем работнику компенсируют от 40 до 80 процентов заработной платы в течение 2-3 недель.

Как долго ждать денег

Если с документами все в порядке, ФСС перечислит гражданину денежные средства.

Простая такая фраза. А за ней куча проблем. У Фонда социального страхования нет обязанности как-то уведомлять граждан о размерах начисленных им пособий. А как тогда проверить? Достаточно сложно, на мой взгляд. Надо писать в ФСС письменное заявление. Сотрудники Ставропольского краевого отделения фонда поясняют, что текст такого заявления должен содержать около десятка пунктов информации. Ольга в силу юридической, как у нас всех, неграмотности этого не знала и просто позвонила в ФСС. Тоже нелегкое дело. Сотрудник потребовал номер ИНН, которого, как на грех, под рукой не оказалось… А потом она все-таки вошла в личный кабинет застрахованного лица. Тоже задача не из легких для женщины, которой за 60. Благо для авторизации в системе ФСС используются логин и пароль Единого портала государственных услуг. Тут есть все – когда работодатель передал документы в отделение фонда, на какой стадии находится выплата пособия и т. д. и т. п. Разобраться, правда, нелегко. К концу четвертого месяца Ольга это осилила. А вот что делать тем людям старшего поколения, кто еще не освоил интернетовские премудрости?..

А что делать, если деньги не пришли

Идти к работодателю, то есть в бухгалтерию, и выяснять, кто там и что накосячил. В Ольгином случае так и было. Все зависло из-за ошибок сотрудников бухгалтерии и кадровой службы. Надеяться на то, что они сами их исправят, по меньшей мере наивно. Я попросила Марину Димиденко и сотрудников ее центра составить список бухгалтерских ошибок. Мне добросовестно прислали список на две машинописные страницы. Попробую его сократить до газетных размеров. Особенно много ошибок, которые приводят к невозможности выплатить пособия, связано с самыми простыми вещами. Женщина поменяла фамилию, а в фонд с работы направили прежнюю, неправильно указали банковские реквизиты или неточный индекс, или адрес доставки почтового перевода застрахованному, номер паспорта и дату его выдачи, прислали сведения о реквизитах платежной карты, срок действия которой истек (или карта заблокирована). Есть путаница с датой рождения застрахованного, с возрастом ребенка, пропущен код причины нетрудоспособности с номерами предыдущего или следующего листка нетрудоспособности. И так далее и тому подобное… Да, больше всего как раз ошибаются сотрудники небольших организаций.

Есть и еще один путь выяснения причин задержки денег: можно направить запрос в ФСС.

Сложности с НДФЛ и алиментами

С НДФЛ теперь сложно. Раньше с сумм пособий по временной нетрудоспособности только работодатель удерживал НДФЛ. Сегодня ФСС из своей части начисленного пособия по временной нетрудоспособности также удерживает НДФЛ. Поэтому теперь и будет два платежа, которые приводят к еще одной закавыке. И чтобы оформить стандартные вычеты по НДФЛ, нужно идти не только к работодателю, но и в ФСС, чтобы получить у каждого по справке 2-НДФЛ.

– Для получения такой справки, – объясняет Марина Димиденко, – нужно написать в фонд соответствующее заявление в произвольной форме. И указать в нем ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. Заявление можно передать в фонд лично, направить по почте или сформировать в личном кабинете застрахованного лица. После 1 марта справки можно увидеть и распечатать по окончании года (после 1 марта) в личном кабинете налогоплательщика.

Еще один такой вопрос – об удержании алиментов с начисленных пособий.

– Да, – говорит Марина Димиденко, – их удержать можно. Если в фонд поступил соответствующий исполнительный лист. При этом удержание алиментов производится только с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности. Сами понимаете, что супруги, которых после развода зачастую связывают только алименты, могут и не знать, что экс-половинка заболела. Не придет вовремя в ФСС и деньги получит с опозданием.

Причем в центре не скрывают, что видят все сложности работы по-новому. Например, данные для оплаты тех же больничных листов вносят вручную работодатели с численностью работников не более 25 человек. Сотрудники Ставропольского отделения ФСС очень благодарны своим белгородским коллегам, которые работают по этой системе уже пять лет: несколько раз приезжали, обучали, до сих пор помогают. Выход видят в том, чтобы открыто обсуждать проблемы и на Ставрополье, и в других регионах и сообща находить решение.

А пока свою точку зрения высказал управляющий Ставропольским региональным отделением ФСС Александр Писаренко:

– Согласен, на начальном этапе реализации пилотного проекта мы столкнулись с рядом проблем, которые, кстати, неоднократно обсуждали с вашими коллегами на страницах «Ставрополки». Жителям края было известно, что в связи с переходом на новую систему выплат социальных пособий по больничным листам и в связи с материнством нас ждут большие перемены. И что этот процесс не будет простым. Любое новшество не обходится без определенных сложностей и ошибок. Так произошло и у нас при обеспечении предусмотренных российским законодательством сроков перечисления социальных выплат. Сегодня, спустя 9 месяцев напряженной, почти без выходных, работы центра, можем утверждать, что достигли взаимопонимания со страхователями. Большинство работодателей уверенно встроились в новую цифровую систему, тесно взаимодействуя с нашим региональным отделением. Стало ясно, что у новой системы несколько существенных плюсов по сравнению с прежним порядком начисления социальных выплат. Повышается социальная защищенность работников, создается прозрачный механизм назначения и выплаты пособий, работодатели теперь не выполняют роль промежуточного звена между фондом и работниками, они уже не изымают из своего оборота средства на выплату социальных пособий. Надо помнить, что речь идет об огромном количестве наших граждан, которым положены различные виды пособий. Задача перед нами стоит глобальная – абсолютная цифровизация всей системы социального обеспечения населения края. И все же трудности переходного периода мы прошли, преимущества электронного документооборота налицо, сегодня все чаще используются возможности личных кабинетов на нашем сайте. Это вселяет оптимизм и убеждает, что мы на пути к главной цели – обеспечить бесперебойную, отлаженную систему прямых социальных выплат на Ставрополье.

Но еще хочу довести до читателей вашей газеты информацию о том, что будущее за беззаявительной, проактивной системой выплат социальных пособий. Это означает, что работнику вообще не придется никуда обращаться и писать заявление, а выплаты будут назначены автоматически при наступлении страхового случая.

При содействии сотрудников ООО НПП ГАРАНТ.

Валентина ЛЕЗВИНА

Прямой больничный и не только / Газета «Ставропольская правда» / 3 апреля 2021 г.