Спектакль Ставропольского театра кукол «Морозко»: экскурс в прошлое
В предновогодние дни многие кукольные театры показывают русскую народную сказку «Морозко». Уж очень нравится зрителям, независимо от возраста, эта поучительная история. Казалось бы, сюжет прост, да и всем знаком, но именно за этим кроется великий секрет профессионального кукольно-драматического творчества - найти новое в простом, обыденном. И такие мастера, способные завораживать и очаровывать, сами достойны того, чтобы о них рассказали.
Почему весной мы вдруг заговорили о зимней сказке? В этом году Ставропольский краевой театр кукол отметит свое 85-летие. Осенью пройдет череда мероприятий, посвященных юбилею. Не раз будут вспоминать историю этого замечательного места: ее, в афишах, фотографиях, рукописных заметках, долгие годы хранит заведующая литературной частью театра кукол Ирина Михайловна Темниханова. В очередной раз, просматривая накопленный материал, она нашла редкую фотографию 1966 года. На ней запечатлены худенькая куколка Даша и белый Зайчик из сказки «Морозко». С этого исторического снимка и начался наш экскурс.
Театр кукол вообще вещь поэтичная и не выносящая занудства, а его репертуар - это внутренний мир, философия, если хотите, мировоззрение коллектива. За 85 лет здесь менялось многое: подходы к повествованию, форма подачи материала, куклы, но неизменной оставалась любовь к признанным произведениям мировой классики, в том числе русской сказке. Темы, заложенные в ней, не подвластны времени.
Вот и спектакль «Морозко» ставропольским театром был поставлен на сцене три раза (!), причем в абсолютно разные исторические периоды. Как мы уже упомянули, впервые юные зрители увидели его в 1966 году. Он был поставлен по пьесе М. Шуриновой режиссером С. Ураловым. Сейчас уже не узнать, какова была идея, что подтолкнуло выбрать именно это произведение, но, к счастью, нашлись фотографии, по которым можно оценивать труд творческой команды. Черно-белые снимки демонстрируют великолепную работу художника Игоря Вавилина, создавшего для спектакля петрушечных кукол, кукол-перчаток.
Вновь вернуться к сюжету известной сказки решили лишь через два десятилетия! В этот раз автором инсценировки выступила заслуженная актриса РСФСР Людмила Дросман, режиссером спектакля стал Рудольф Свиридов, а художником - Сергей Жуков. Так, их общими усилиями в 1987 году новое поколение театралов увидело другую сказку, обильно сдобренную поговорками. Вся сценография была приближена к русскому фольклору, вспоминает Ирина Михайловна, сыгравшая в спектакле вместе с куклой-петрушкой роль мачехи.
Однажды в Ставрополе в качестве эксперта побывал театральный критик, драматург, сценарист, доктор искусствоведения Борис Голдовский. Он посмотрел «Морозко», и дал высокую оценку работе актеров, отметив «органичную игру мачехи». Об этой кукле Ирина Михайловна вспоминала с особым трепетом:
«Мачеха - характерная кукла-петрушка, с особой механикой, которая позволяла ей широко открывать рот. По сцена она двигалась вальяжно, размахивая юбкой. В спектакле ярко была подчеркнута двуличность героини: как все помнят, она безумно любила дочь, но ненавидела падчерицу», - вспоминает Ирина Темниханова.
Новое поколение сегодня смотрит третий вариант сказки, которая с 2008 года традиционно играется в новогодние праздники. Она также называется «Морозко», но теперь режиссер Наталья Ледовских отдала предпочтение пьесе Ирины Токмаковой. Спектакль выполнен в классическом стиле: есть традиционная ширма, поднимающиеся декорации, петрушечные куклы, как всегда наделенные весьма выразительной внешностью. И говорится здесь тоже о Добре.
«Этот спектакль удивительный, красивый, талантливый, волшебный, глубокий. Он рассказывает о том, как слепая родительская любовь может испортить судьбу ребенка», - замечает Ирина Темниханова.
В этом прочтении на первый план выходит не привычный нам персонаж – положительная и работящая падчерица Даша, а ее не слишком симпатичная сестра. И она представлена несколько иначе, несчастной затюканной девицей. По контрасту Даша – яркая, подвижная и вовсе не тот символ смирения, этакая русская версия Золушки, которую мачеха всячески гнобит. Здесь она наделена характером человека, принимающего все невзгоды жизни с улыбкой оптимиста, но не того, которому на все наплевать, а настоящего, здорового духом.
…Русская классика всегда строилась на муках совести, поисках истины, нравственном выборе. То, что составляет суть традиционного театра, не перестает волновать и современников. А значит можно смело сказать, что к спектаклю «Морозко» кукольники будут обращаться ещё не раз. Здорово, что он проживает такую счастливую долгую жизнь...

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
