Зэкам-мошенникам «отрубят» сотовую связь
Президент России Владимир Путин подписал закон, который позволит значительно уменьшить вал преступлений в сфере мошенничества, совершаемых из тюрем с помощью мобильной связи. Новый нормативный акт даст руководителям учреждений Уголовно-исполнительной системы (УИС) право требовать от операторов сотовой связи прекращения обслуживания «левых» номеров, обнаруженных на территориях колоний, следственных изоляторов и т. д. Пока что ежегодно в местах лишения свободы изымаются десятки тысяч гаджетов, и Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) надеется, что принятый закон больно ударит по криминальным интересам сидельцев. Комментирует нововведение известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».
- Федеральный закон № 44, о котором идет речь, вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, - отмечает Роман Савичев. - Разумеется, речь не идёт о том, чтобы на территории всех колоний «обрубить» связь, хотя ранее всерьёз обсуждалась идея повсеместного применения так называемых «глушилок» - но это, как выяснилось, палка о двух концах: вместе с зэками от связи были бы отрезаны и сотрудники УИС, а также приходящие адвокаты и следователи. В конечном итоге решили, что достаточно того, чтобы по письменному заявлению уполномоченных лиц пенитенциарных учреждений операторы сотовой связи отключат обслуживание нелегальных телефонных номеров. Такие заявления будут обязательны к исполнению.
В пояснительной записке к документу фигурируют впечатляющие цифры: в 2018 году в местах лишения свободы изъято 56200 гаджетов, за попытку передачи телефона на режимный объект задержано 5064 гражданина. К слову, наказание за «мобильную» посылку подпадает под Кодекс об административных наказаниях и относительно невелико: предусмотрен штраф от 1500 до 5000 рублей, но премия от зэков в случае удачи значительно покрывает риски.
По оценкам экспертов, ежегодно мошенники, как правило, представляющиеся сотрудниками банков, воруют у своих жертв несколько миллиардов рублей. Однако, точная цифра нигде не называется. Свет на эту тему могли бы пролить банки, но такими фактами, понятно, хвалиться не принято. Пресс-служба Сбербанка обнародовала другую цифру: с начала 2020 года здесь зарегистрировано более 2,6 млн жалоб от граждан на телефонное мошенничество ( в среднем ежемесячно банк отрабатывает 350 тысяч таких жалоб ). Это только в одном банке! Однако возбужденных уголовных дел, как ни странно, на порядки меньше. Может быть, потому, что многие правоохранители убеждают граждан не писать заявление, мол, это их халатность. Но, скорее всего, часть жертв, попав на удочку мошенников, вообще не обращаются в полицию.
По итогам только первого квартала 2020 года МВД РФ зарегистрировало чуть больше 100 тысяч преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, что почти на 85% больше, чем за аналогичный период предшествующего года. На долю именно телефонных мошенничеств приходится более трети таких преступлений. Причем из тюрем, как считают эксперты банковского сообщества, совершается большая часть мошеннических звонков. Эта криминальная «опухоль» разрослась до невероятных размеров : из пенитенциарных учреждений «работаю» в основном уже не кустари-одиночки ( хотя и таковых хватает), а тюремные кол-центры. Напомню, об одной из операций силовиков в прошлом году в московском следственном изоляторе «Матросская Тишина», которые накрыли тюремный кол-центр, где в поте лица трудились граждане, находящиеся под стражей. Тогда обнаружили сотни мобильных телефонов, устройство для выхода в интернет, наушники и микрофоны — всё по-взрослому, как у настоящих банковских операторов службы поддержки. Разумеется, все это добро без помощи сотрудников изолятора не смогло бы попасть в СИЗО, и некоторые из них понесли наказание. Но в целом по России ситуация, думаю, похожая: значительная часть гаджетов попадает сидельцам «благодаря» работникам пенитенциарной системы, и лишь часть изымается, замаскированная в посылках (ФСИН признает, что сотрудники службы обнаруживают до одной тысячи устройств еженедельно).
И все же, как ни крути, работу системы УИС в этом направлении вряд ли можно признать удовлетворительной. Особенно, если учесть, что с помощью нелегальных мобильников осуществляется не только отлаженный «бизнес» телефонных мошенников. Мобильную связь зэки используют также для оказания давления на свидетелей, координацию членов преступных группировок, оставшихся на воле, поставки наркотиков, подкуп сотрудников колоний и тюрем. Неспособность решить проблему ФСИН объясняет нехваткой штатов и технической подкованностью тех, кто переправляет на зону запрещенный груз. Цитирую выдержку из пояснительной записки к закону: «...Следует отметить, что способы доставки на территорию исправительных учреждений средств мобильной связи становятся все более ухищренными, вплоть до применения беспилотных летательных аппаратов и арбалетных устройств. Кроме того, проведение обыскных мероприятий в ряде исправительных учреждений осложнено особенностями их территориального расположения, наличием обширных промышленных зон…, что исключает возможность привлечения к проведению полномасштабных обысков дополнительных сил и средств».
Как говорится, без комментариев. Беспилотники и арбалетчики одолели, понимаешь, ли! Впрочем, что касается беспилотников, то Минюст своим приказом № 282 еще в ноябре прошлого года разрешил их уничтожать работникам службы исполнения наказаний разными способами, вплоть до применения огнестрельного оружия. Но будем реалистами — это все-таки скорее экзотические варианты доставки на зону мобильников. Основной канал совершенно другой… Будем надеяться, что подписанный Президентом Владимиром Путиным закон о блокировке сотовой связи в тюрьмах кардинально повлияет на ситуацию.
Напоследок напомню о наиболее часто встречающихся схемах телефонного мошенничества, тиражируемых тюремными кол-центрами. Первая: зэк представляется сотрудником банка, пугает жертву несуществующими подозрительными операциями, а потом уговаривает перевести деньги на «резервный безопасный» счет. Вторая: мошенники делают СМС-рассылку, стилизуя ее под формат банковских уведомлений. Как правило, это сообщение о неожиданном списании денег с просьбой перезвонить по озвученному номеру для отмены операций. Жертва перезванивает, а там уже перепуганного клиента обрабатывает специалист «банка». Третья схема, под удар которой в основном попадают пожилые люди: «банкир» под разными предлогами убеждает стариков пройти регистрацию в онлайн-банке, те выполняют операцию под диктовку, а мошенник получает доступ к их личному кабинету. Ну и по-прежнему жива классика «жанра»: жертва получает СМС или звонок с просьбой вроде: «Мама/папа , попал в больницу/сбил человека, срочно нужны деньги, переведи их по этому номеру».
В общем, будьте бдительны, не идите на поводу у мошенников, потому что в дальнейшем вернуть свои деньги будет трудно, а в большинстве случаев — невозможно.