Режиссёр Валентин Бирюков: Надо удивлять зрителя!
В феврале отмечает 70 лет со дня рождения заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков. Это имя хорошо известно в театральных кругах не только Ставрополья, но и России. Более тридцати лет Валентин Валентинович является режиссером Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Его знают и любят как талантливого мастера тонкой психологической драмы, умной и веселой комедии, яркого трагифарса. Он и сегодня активно работает над очередной постановкой, и скоро на ставропольской сцене будет представлена еще одна премьера - «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина.
Между прочим, солидная цифра 70 никак не вяжется с обликом Валентина Валентиновича, с молодым блеском его глаз, с неувядающим творческим азартом, с его огромным трудолюбием, наконец.
А может, в этом и состоит секрет молодости души - каждый день проживать в движении, в созидании, в работе мысли и сердца. Разумеется, прожитые десятилетия вобрали в себя много событий, фактов, встреч, свершений. Об этом сегодня есть повод повспоминать.
- Валентин Валентинович, каким был ваш путь в искусство?
- Детство прошло в украинском городе Ровно, где был «музычно-драматичный» театр, который мы, мальчишки, не любили. А вот кино любили. Но тогда в моем представлении это было все едино - искусство! Теперь даже трудно объяснить, почему пошел сразу после школы на актерский факультет ЛГИТМиКа в Питере. Судьба, наверное. Потом было 14 лет актерского стажа. Первый мой театр - молодежный в Кирове. Много играл молодых героев, поэтому был очень нужным актером, недаром давали отсрочку от армии. Но потом приехала мама и сказала: «Ты же мужчина…». И я пошел в армию. Из Кирова через всю страну десять суток ехал на Дальний Восток, попал в морскую пехоту на Тихий океан. Полтора года с автоматом в руках проходил горнило службы. А когда вернулся, наш режиссер как раз получил назначение в Липецк и забрал с собой несколько актеров. Так я оказался уже на липецкой сцене.
- За время актерства были роли, которые особенно запомнились?
- Было много интересных персонажей. Одного только Шекспира всего переиграл. Но не забывал того, что еще на третьем курсе актерского отделения мне сказал педагог: «Ты больше режиссер, чем актер, ты мыслишь образами, делаешь то, чего не должен делать актер». И я действительно к этому шел, регулярно предпринимал попытки делать какие-то небольшие постановки, пробовал себя в режиссуре. Видимо, эти опыты не остались без внимания, поскольку меня позвали художественным руководителем и главным режиссером в филармонию: ставил большие концертные программы, театрализованные представления, сейчас бы сказали - шоу. И понял, что надо получить режиссерский диплом. Так в 30 лет поступил в Щукинское училище, там шел экспериментальный набор, конкурс сумасшедший, брали только людей с опытом.
- Наверное, это правильно, если принимали состоявшихся, то есть тех, кто осознанно делает выбор. А режиссер - профессия думающих.
- У нас в группе были даже заслуженные артисты и лауреаты госпремии! Например, Валя Николаенко, уже известная по роли Марийки в «Свадьбе в Малиновке». В Липецке по окончании училища ждали режиссером, уже пошел оформляться в Министерство культуры, поскольку мы считались номенклатурой. И тут в коридорах министерства меня познакомили с директором Ставропольского театра драмы Евгением Луганским. Он предложил поставить спектакль в Ставрополе. В общем, ехал сюда на одну постановку, а через две недели получил официальное приглашение в штат, режиссером. Конечно, из Липецка не хотели отпускать, и все-таки выбрал Ставрополь.
- Первым вашим официальным спектаклем стала «Сестра моя Русалочка» - легенда и долгожитель ставропольской сцены.
- Да, спектаклю более тридцати лет. Уже сменился исполнительский состав, а сколько поколений зрителей… С тех пор поставлено 80 спектаклей. А в целом по России более 120, поскольку часто приглашают другие театры на постановки. Такие приглашения несут много профессионально полезного: это и новые для тебя актеры, и совершенно незнакомая публика, где ты представляешь свою марку, бренд, если хотите, по которому тоже судят о Ставрополье! В прошлом году, например, съездил в Липецк, на родину. Регулярно работаю в Краснодаре, Ростове, Смоленске, на Урале. Для режиссера это очень полезный опыт, дает много новых впечатлений. В Краснодаре я, видимо, пришелся ко двору, звали на постоянную работу, но не могу бросить своих.
- Здесь вас очень любят и актеры, и зрители. За эти годы на ваших глазах сменилось столько интересных актерских лиц.
- Без ложной скромности скажу, что удалось открыть немало новых хороших исполнителей. Одна из последних, как признали многие коллеги и публика, - Даша Симанкина в «Ночных забавах». Да, это было непросто, но мы старались. И, кажется, не зря!
- Помнится, когда-то вы мечтали поставить «Алые паруса» Грина. Эта мечта так и остается мечтой?
- Наверное, просто мечта изменилась… Нынче очень сложно с драматургией, идет постоянный поиск интересного материала. А просто за модой гнаться не хочется. Особенно в условиях изобилия так называемых мюзиклов, которых расплодилось столько… А ведь мюзикл - это серьезное и дорогое удовольствие. Требующее больших и финансовых, и творческих вложений. Наконец, это все-таки не наш жанр, не российский. Это даже и не совсем театр, скорее представление, ими сегодня забиты отечественные сцены, но я убежден, что это не наше! Другое дело музыкальный спектакль. Два года назад я в Пятигорской оперетте поставил «Труффальдино из Бергамо», получилось, говорят, удачно.
- Замечено, вы всегда придумываете что-нибудь удивительное по оформлению. Мне запомнились эффектные постановки «Чума на оба ваши дома», «Полет над гнездом кукушки», «Укрощение строптивой»…
- Считаю, что режиссер должен мыслить образно. Вот взять хотя бы нашу премьеру «Звезды на утреннем небе»: да, автором обозначено, что действие происходит в бараке. И что? Как сделать это интересным зрителю? Поэтому родилась символическая «горка» на сцене, как некий путь героев из жизненной ямы наверх. Метафора, выполняющая свою роль наряду с актерскими.
- Ставропольский театр драмы и ваши постановки в особенности традиционно отличаются своеобразными выразительными декорациями.
- Всегда стараюсь мыслить образно, и пока не придумаю для себя «картинку», не отработаю идею с художником, не начинаю репетиции. Так было и в прошлогоднем спектакле «Ночные забавы»: написано, что на сцене - квартира. Просто квартира… Но у нас придумались эти качели, раскачивающие кажущееся благополучие дома. И по ходу действия это гнездышко уюта, которое строил долго и упорно главный герой, разваливается. Ложь развалила его. Ложь, опутавшая и характеры, и судьбы. А в «Энергичных людях» своя метафора, там мысль заложена такая: люди настолько зарвались в воровстве, решили, что все им подвластно и дозволено. Но в итоге все это наглое, беспардонное счастье рушится.
- В ваших спектаклях много было всяких необычных внешних решений, и шары воздушные летали, и прочие эффекты…
- Надо удивлять зрителя! Поэтому так много зависит от умения режиссера разговаривать языком театра. Я люблю повторять актерам: жизнь - это театр, но театр - это не жизнь, здесь другой язык, другие формы выражения. Когда в театре стараются сделать «как в жизни», все это «бытовое» не работает на идею. В театре нельзя просто красиво говорить, здесь свой язык.
- Современный зритель изрядно испорчен телевидением, там такая, извините, мусорная свалка, что театр на этом фоне просто обязан оставаться эталоном - мысли, эстетики…
- Мы стараемся обязательно дать зрителю надежду. Да, он на комедии посмеется, отдохнет, но он все равно надеется на нечто большее, лучшее. В этой непростой, порой страшной жизни надо оставаться человеком. Поэтому театр должен приподниматься над бытом и суетой, давать человеку возможность в комедии - посмеяться, в драме - взгрустнуть. Но всегда должны побеждать светлые чувства. Чтобы зритель, придя домой после спектакля, призадумался: да ведь у меня тоже так, и над кем же я смеялся два часа - над собой? Это же все про меня!.. А если не находить такие параллели, зритель в зале будет всего лишь созерцателем. Задача - сделать его соучастником.
- Даже если спектакль не «про меня», то хотя бы человек мог почувствовать, что ему этих людей на сцене жалко, что он их понимает.
- Конечно, он должен либо сочувствовать, либо осуждать, но только не оставаться равнодушным. А для этого надо создать такую атмосферу, установить контакт. Вот постоянно твердят об энергетике театра, уже само слово затаскали. А что такое энергетика? Это то, что происходит здесь и сейчас и заставляет удивляться, поражаться, задумываться. Казалось бы, по пьесе складывается безвыходная ситуация, как же герой из нее выйдет? Зритель живет этим интересом к происходящему на сцене.
- Валентин Валентинович, что-то еще хочется поставить этакое?
- Не первый год мечтаю о «Поминальной молитве» Григория Горина. Ее блистательно ставили замечательные отечественные режиссеры. Пьеса из таких, вечных, к которым надо обращаться. Только пока с подходящими исполнителями не получается. Нужны серьезные актрисы определенного возраста.
- Ставропольский театрал пока просто-напросто радуется тому, что театр наконец открылся после долгого перерыва. Даже при неполном зале.
- Ну, что такое 150 человек вместо 700? Поверьте, в этой атмосфере очень трудно играть! Актеры настроены на реакцию зала, а какая теперь реакция: в одном конце зала кто-то засмеется и на него все обернутся… А ведь как было в прошлом сезоне, например с «Нелетной погодой…»: там такие волны эмоций перекатывались!
- Чего бы вы хотели пожелать своему театру - ведь это уже давно ваш родной театр?
- Прежде всего, благополучия и радости от своей работы, от того, что зритель нас не забывает. А для этого надо быть и самим счастливыми, тогда и театр будет успешен. Что такое для актера счастье? Хорошая работа! Больше хороших ролей и хороших спектаклей, но для этого важно быть на должном уровне. Труппа у нас, конечно, сильная, хотя и не по всем поколениям. Молодежи, слава богу, много, причем талантливой, способной сыграть и возрастные роли. Например, наша Полина Полковникова замечательно играет героинь, которые ее самой намного старше. Кстати, в Ростове на фестивале русской комедии мы получили первое место за актерский ансамбль этого спектакля. Ансамбль на сцене - важное условия успеха.
- А вы и сказку свою любимую не забываете…
- Помню, поначалу меня даже называли великим сказочником. Долгие годы этот жанр был на мне. Наверное, когда-то что-то очень важное в этом смысле вложила в меня бабушка, которая читала мне и Андерсена, и братьев Гримм…
- Вот они где, корни-то…
- И «Русалочка» появилась первой, потому что Андерсен для меня что-то особенное! Потом были «Снежная королева», «Конек-Горбунок», на которых несколько поколений выросло. Недавно возобновил «Стойкого оловянного солдатика» и поставил «Чудеса тридевятого царства». Мой сын когда-то в первом составе «Русалочки» играл, а теперь уже внуку Олегу 15, вырос из сказки, теперь для четырехлетней внучки Богданы надо ставить!
12 февраля 2021 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
