19:56, 14 декабря 2020 года

Держи криптовалютный кошелёк шире!

Государство намерено заглянуть в криптовалютный кошелек граждан и организаций, дабы обязать их платить налог на этот вид дохода. Соответствующий законопроект, одобренный Правительством РФ, поступил в Госдуму. Поправки, предусмотренные этим документом, признают цифровую валюту имуществом, из чего проистекает не только обязанность платить соответствующий налог, но и ответственность за нарушения в предоставлении отчетности об операциях с криптовалютой. Кроме того, Федеральная налоговая служба получит право требовать у банков выписки по счетам физических лиц, использованных в связи с проведением операций с цифровой валютой. Комментирует этот законопроект, уже вызвавший широкий общественный резонанс, наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое является победителем в ряде номинаций авторитетного среди юристов портала Право.ру.

- Этот законопроект вносит ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, - отмечает Роман Савичев. - И есть большая вероятность, что он будет принят в форсированном режиме до конца нынешнего года. Если это произойдет, то владельцам цифровых валют придется впервые отчитаться перед налоговой инспекцией до 30 апреля 2022 года.

Для большинства граждан России эта тема сегодня малоактуальна, и купля-продажа криптовалюты (в основном все наслышаны о биткоинах, но аналогичных ему — более десятка) интересна пока только спекулянтам, биржевым игрокам и просто богатым людям. Однако завтра ситуация может измениться, и власти России хотят встретить перемены во всеоружии — отсюда и создание нормативной базы, регулирующей оборот цифровой валюты. Но следует признать, что в этом вопросе наша страна далеко не в числе первопроходцев. Десятки государств уже легализовали цифровую валюту, и Россия после долгих колебаний также решила признать ее имуществом.

«Лед тронулся» после того, как нынешним летом Президент Владимир Путин подписал закон «О цифровых финансовых активах», который вступит в силу с 1 января 2021 года. В соответствии с этим законом цифровая валюта определяется как совокупность электронных данных, которые могут быть приняты как средство платежа, но не являются валютой России или других государств. А к цифровым финансовым активам относятся цифровые аналоги долговых расписок, акций, облигаций и прав участия в капитале, которые выпущены на блокчейне (технология распределенного реестра). Цифровой валютой — к ней относятся все действующие криптовалюты — запрещено расплачиваться за услуги и товары в нашей стране, но ее можно покупать, продавать, выпускать и совершать другие сделки. Интересно, что «пораженными в правах» оказались чиновники: им с начала 2021 года будет запрещено иметь цифровые активы и криптовалюту, выпущенные в иностранных информационных системах. А другие граждане смогут их приобретать, правда, только на зарубежных площадках.

Закон «О цифровых финансовых активах», признавший за криптовалютой право на существование и давший многим новым для нас понятиям правовое определение, стал первой ласточкой, вслед за которой будет принят еще ряд законов. В частности, речь о том, чтобы прописать механизм взыскания налога на имущество (криптовалюту) и наказания за нарушение правил игры. То есть потребуются поправки в Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, «антиотмывочное» законодательство и КоАП. Но сегодня мы обсуждаем поправки в Налоговый кодекс, признающих цифровую валюту имуществом. Этот законопроект занимает особое место в думской повестке, поскольку казна остро нуждается в новых налоговых поступлениях. Какова будет их величина? Пока трудно сказать. В Пояснительной записке к законопроекту откровенно признаётся, цитирую: «В настоящее время у налоговых органов отсутствует информация об открытых российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации криптовалютных кошельках и осуществляемых операциях по ним». Однако власти признают, что технология «блокчейн» распространяется семимильными шагами, стремительно растет число экономических субъектов, использующих криптовалюту с целью получения доходов. И сегодня важно получить не только налоги с этих доходов, но и контролировать операции с «цифрой». Это вторая суперактуальная задача, стоящая перед государством: поставить заслон преступности и, в первую очередь, террористическим группировкам, активно использующим криптовалюту для легализации средств и финансирования противоправной деятельности.

Итак, какие рычаги для выявления владельцев криптовалюты намерены задействовать власти? При установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, Федеральная налоговая служба получит право истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой. Лично меня смущает расплывчатая формулировка, фигурирующая в законопроекте, — о «признаках, указывающих на правонарушения». Что за признаки? Расшифровки нет, а значит, в применении этой нормы будет возможен субъективизм.

Законопроектом вводится обязанность для граждан или иностранцев, постоянно проживающих в нашей стране (а также для российских организаций, филиалов и представительств) сообщать в налоговую инспекцию о праве распоряжаться криптовалютой, обороте средств и остатке, в случае, если сумма списаний цифровой валюты за год превышает в эквиваленте 600 тысяч рублей. Расчет суммы будет производиться, исходя из рыночной стоимости на день совершения операции. Но опять же возникает вопрос: как определять эту рыночную стоимость и кто это будет делать? В случае с криптовалютой это весьма проблематично, поскольку цены порой значительно колеблются на различных биржах.

И, наконец, о наказании. Что будет тем, кто не захочет делиться с государством информацией и доходами? Тут, как говорится, есть варианты. Например, Минфин РФ предлагает самую жесткую версию, вплоть до уголовной ответственности за непредоставление сведений в ФНС или утаивание денежек: если не показал в отчетности сумму в 15 млн рублей, получи полгода за решеткой, а свыше 45 млн — три года. Но скорее всего минфиновская версия не пройдет. Пока обсуждается вариант «без уголовщины». За предоставление в налоговую инспекцию недостоверных сведений рассматривается штраф в размере 10 процентов от суммы поступления или списания цифровой валюты. А неуплата налога с дохода от операций с цифровой валютой может обернуться штрафом в размере 40 процентов от суммы неуплаты. Впрочем, и этот вариант мягким назвать нельзя. Хочется надеяться, что по мере прохождения законопроекта в Госдуме, эти цифры претерпят изменения — станут более либеральными.