Выставка «Привет из Средней Азии» развернулась в Ставропольском музее изобразительных искусств
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «Начало. Привет из Средней Азии», собранная из живописных работ художника Виктора Иванова. Выставка солнечная, светлая, наполненная радостным ощущением молодости, счастливой любви.
…Неспешным шагом по залу прогуливался мастер. О чем он думал? Наверняка, вспоминал свою юность, которая прошла в Средней Азии. В 1960 году Виктор Иванов с родителями из Ставрополя переехал в город Чимкент Южного Казахстана. Там увлекся фотографией, хорошо рисовал, посещал занятия художественной студии, вместе со взрослыми выезжал на пленэры. А в 1965 году поступил в художественное училище в Ташкенте, после окончания которого работал преподавателем, художником, отучился в Москве в Высшем художественно-промышленном училище на монументальном отделении.
На Ставрополье он вернулся в 1983-м уже сложившимся мастером, членом Союза художников Советского Союза. Здесь продолжал вдохновенно творить, радуя публику всё новыми интересными работами. Сегодня Виктор Иванов - один из известнейших художников Ставрополья, участник многих международных, республиканских, зональных, краевых, городских выставок. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Израиля, Казахстана, Узбекистана. Конечно, персональные выставки мастера событие нередкое, однако нынешняя имеет все шансы стать особенной.
Долгое время в личных запасниках Виктора Иванова хранились настоящие сокровища, скрытые от широкой публики. Многие полотна, украсившие сегодня стены музея, ранее никогда не выставлялись, хотя написаны они давно, в молодости - вскоре после окончания художественного училища, в период учебы в Москве и после возвращения в Чимкент из столицы.
Во время нашего разговора Виктор Иванович заметил, что ранее все как-то не было подходящего повода показать этот материал, а тут, как говорится, звезды сошлись. А точнее, музейщики, разбирая его запасы, сами предложили подготовить отдельную «среднеазиатскую» экспозицию. Он с улыбкой вспоминал о времени, прожитом в Казахстане, о том, как постигал азы изобразительного искусства. О картинах говорил немного, предлагая зрителям самим раскрыть их смысл.
- Эти работы мне дороги, потому что писал я их для души. Очень хотелось передать неповторимую красоту Востока и свои чувства к этой удивительной земле, - поделился Виктор Иванов.
Надо сказать, выставка, занимающая один музейный зал, получилась очень репрезентативной, отражающей разные грани художественного таланта мастера. Словно читая мысли всех нас, пришедших в музей, профессионально точно обозначил ее уровень искусствовед Александр Колбасников. Он отметил неповторимый стиль, индивидуальную выразительность пластики живописца.
- Видеть ритмы в природе, так работать с цветом, с самим материалом, способен только талантливый человек, - заключил он.
В картинах Виктора Иванова нет того, чем пестрит современный город, перенасыщенный витринами, баннерами. Здесь пейзаж - очищенный, в нём - лишь небо, земля, жилища, люди. Все в простоте традиционного уклада. И, конечно, трогает взгляд и душу древняя история. Архаика этих образов создает глубинное ощущение правды - правды формы, правды происходящего.
Этюды Виктора Иванова, как отметил Александр Колбасников, просты и, в то же время, сложны - по цвету, живописной пластике, переданы вкусно, по-настоящему художественно:
- Да, мы понимаем, как это написано, но, когда смотрим на картину обобщенно, краска преображается в образ, калорит, цвет, сюжет, и возникает этот магический кристалл искусства, когда все живет полнокровно. Подобные сюжеты писали десятки художников, но Иванов демонстрирует собственное понимание пластики, композиции, цвета… И, конечно, подкупает его умение организовать холст, насытить его эмоционально.
Экспозицию можно разделить на три части. В первой - этюды и работы, посвященные памятникам архитектуры Востока. Здесь представлены полные солнечного света пейзажи, на которых запечатлены среднеазиатский колорит с его древними, суматошными, многоликими городами: как здорово прогуляться по улочкам Самарканда, Чимкента, заглянуть в живописные узбекские дворики. Вторая часть, возможно, удивит, ведь она воспевает столь знакомую нам красоту тополей, которые можно встретить и на просторах нашего края. Однако тополя художника Иванова будто пропитаны солнечным светом. Красивое, завораживающее зрелище! В самом конце зала расположилась теплая уютная серия сюжетных работ, где автор знакомит с семейным укладом и бытом жителей Азии, со своим личным ощущением этого своеобразного мира.
Директор изомузея Зоя Белая, открывая экспозицию, справедливо заметила, что «азиатский период» в творчестве Виктора Иванова был несомненно плодотворным и… просто счастливым. Искусствовед Ольга Бендюк, в свою очередь, просила зрителей внимательнее вглядеться в картины, почувствовать их, окунуться в сказку Востока – сказку поразительно реальную, живую.
Экспозиция как будто спорит с погодой, установившейся за окном, поэтому, если в жизни не хватает ярких красок или душевного тепла, здесь их можно получить сполна. С течением времени картины мастера обрели свойство живой классичности. Ими любуешься, они гармоничны и пронизаны эмоциями. В них нет ничего деструктивного и порвавшего с человеческим сообществом.
Не узнаешь из книг и не преподашь студентам, изучающим теорию цвета, эту сияющую желтизну и прозрачность воздуха. Ее можно уловить лишь в состоянии озарения и счастья, чудесно длящегося мгновения полноты бытия. И становится близок сердцу художник, в какой-то момент поймавший «остановившееся» бесконечное время человеческих эмоций, не подвластное войнам, насилию и разрушению. Время, несущее оптимистическое восприятие жизни.
18 декабря 2020 года