Заплати – и стань свободным
Президент России подписал закон, направленный на дальнейшую гуманизацию уголовной политики: обвиняемым в преступлениях, связанных с неуплатой налогов, теперь разрешается погасить свои долги в ходе судебного процесса и начать деловую жизнь с «чистого листа». Чтобы остаться свободным человеком, расплатиться с государством следует до того, как суд отправится в совещательную комнату. Комментирует этот нормативный документ наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое является победителем в ряде номинаций авторитетного среди юристов портала Право.ру.
- Закон, о котором идет речь, предусматривает внесение изменений в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК), регулирующую вопросы прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба, - отмечает Роман Савичев. – Поправки в Думу внес Верховный суд, которому, видимо, надоела «дискриминация», препятствующая Фемиде активно применять нормы закона, стимулирующие подсудимых добровольно загладить причиненный налоговым преступлением вред.
Дело в том, что ранее (до вступления нынешних поправок в законную силу) подсудимый освобождался от уголовного преследования лишь в том случае, если до назначения судебного заседания добровольно возместил ущерб, нанесенный бюджетной системе. Эта схема, на мой взгляд, завязана на интересах государственного обвинения и пополнении бюджета любой ценой. При этом совершенно не учитывается мнение гражданина, пусть даже и подозреваемого в совершении преступления.
Поясню это на примере. Допустим, бизнесмен – виноват, попался на неуплате налогов. С этим фактом он не спорит, но не согласен с величиной суммы, которую ему «вешает» следствие. А сумма эта инкриминируется по максимуму, без учета снижающих факторов и часто даже без расчета налоговой инспекции, в котором сумма бывает значительно меньше. В итоге предприниматель, чтобы закрыть уголовное дело – избавиться от кошмаров допросов и паралича деятельности своей фирмы – платит столько, сколько скажут: недоимку, пеню, штраф… При этом нужно расплатиться с государством, пока не поздно – до начала судебного заседания. Если позже – светят обвинительный приговор и судимость. То есть фактически человека вынуждают платить, хотя он не согласен с суммой. Однако все прекрасно понимают, что разобраться, сколько же на самом деле предприниматель должен уплатить в бюджет, можно только в ходе рассмотрения уголовного дела в суде, после исследования всех доказательств и проведения экспертиз.
Теперь же, после принятия поправок у бизнесмена, обвиняемого в неуплате налогов, появится дополнительное время - возможность оспорить величину суммы, инкриминируемой следствием, и возместить ущерб на стадии судебного разбирательства. То есть по новым правилам прекратить уголовное дело можно до того, как суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора. Тем самым устраняется явно несправедливый подход к подобного рода делам, ограничивающий право граждан на защиту. И без сомнения поправки снизят возможное давление на бизнес на стадии предварительного расследования.
В Верховном суде считают, что поправки, расширяющие временные рамки для уплаты долгов по налогам, существенно снизят число обвинительных приговоров по этим уголовным делам. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в прошлом году суды рассматривали уголовные дела за совершение налоговых преступлений в отношении 1012 человек. Из них были осуждены 576 граждан. В отношении остальных уголовные дела прекращены по различным основаниям, в том числе в связи с возмещением ущерба смогли избавиться от уголовного преследования всего 20 человек. Думаю, теперь таковых действительно станет больше.
И в заключение хочу предостеречь предпринимателей. Сегодня, чтобы возбудить уголовное дело за налоговое преступление, правоохранительным органам уже не требуется только лишь поступление материалов из налоговой инспекции. Поводом могут стать и заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а также постановление прокурора.