На Ставрополье рассказали историю жизни Лидии Домашневой
Родилась она 6 января 1934 года в селе Кондоль Пензенской области. Детство маленькой Лиды было безоблачным: она росла в любви и заботе. Родители, Александр Иванович и Мария Кузьминична, дочку просто обожали. Работали они портными в престижном ателье. Люди всегда любят хорошо и красиво одеваться, так что в этом плане маленькой девочке сильно повезло.
Семейную идиллию, как и счастье миллионов других советских семей, нарушило вероломное нападение в июне 1941 года фашистской Германии на Советский Союз. Мама Лиды погибла почти сразу, в том же 41-м, она работала на строительстве заградительных сооружений, ее убило во время бомбежки. Отец погиб в 1942 году во время боев на московском направлении. После смерти мамы Лида почти год попеременно жила у соседей, друзей семьи, а после гибели отца, девочке было всего восемь лет, она попала в Пензенский детский дом, где жила до 13 лет. Годы, проведенные в казенном доме, Лидия Домашнева вспоминать не любит.
Счастье улыбнулось ей в 1947 году. В детский дом пришел бравый полковник военно-воздушных сил с супругой - майором войск связи. Они прошли всю войну, а вот с детьми как-то не получилось. Супружеской паре сразу понравилась шустрая, симпатичная и улыбчивая девочка. Они удочерили Лиду, и она обрела новую семью. Практически сразу все вместе отправились к новому месту службы - в Полтаву. Вот жизнь началась! Все новое, необычное. Даже учиться Лиде пришлось в женской школе на украинском языке.
Но непредсказуема жизнь военных людей. Через два года ее нового папу направили в Узбекистан укреплять южные рубежи нашей Родины. Через три года жизни в республике Лида свободно говорила на узбекском. В 1952 году семью ждал Дальний Восток. Официально СССР в конфликте между КНДР и республикой Корея не участвовал, однако (это особо и не скрывалось) военные советники и специалисты помогали северокорейским товарищам. В конце мая 1952 года погибли вторые родители Лиды Домашневой. Однополчане мамы и папы долго это от нее скрывали, зачастили в гости, приносили продукты, предложили сшить платье на выпускной. Однако Лида отказалась, так как ждала из командировки родителей. На выпускном в школьной форме оказалась она одна. В тот же вечер девушка узнала о гибели родителей.
Отгоревала, отплакала… Перед молодой девушкой встал вопрос: как жить дальше? Почему-то вспомнилось услышанное еще в детском доме и засевшее в голове: «Ташкент - город хлебный». И Лида засобиралась в дорогу. Воинская часть купила билет, друзья родителей собрали деньги, одежду и продукты в дорогу. Ехала поездом из Владивостока до Ташкента 14 суток. Мчащиеся вдаль поезда, мелькающие в окне красоты, новые люди, новые встречи… Лида поняла, это воплощение ее мечты - связать свою жизнь с железной дорогой. Но на вступительные экзамены в железнодорожный она опоздала. От института пошла куда глаза глядят, увидела помпезное здание с идущими вверх ступеньками, села на них и горько заплакала. Вышедший из здания представительный мужчина подошел, поинтересовался причиной слез. Выслушав историю несостоявшейся студентки, сказал: «А давай к нам!» Оказывается, Лида сидела на ступеньках авиационного института.
Через пять лет она уже работала на заводе самолетостроения, где и встретила своего будущего мужа. Он тоже оказался воспитанником детского дома и покорил девушку своей добротой, вниманием, умом и эрудированностью. В 1958 году сыграли свадьбу, на ней и получили ключи от квартиры. В 1959 году родилась дочь Ирочка. Но жизнь Лидии не ограничивалась домом и работой. Общественные нагрузки у нее были не только на заводе, но и в городе: завком, местком, народная дружина и многое-многое другое. Супруг в это время строил самолеты, входил в комиссию по их государственной приемке. Жарким летом 1970 года на полигоне произошла трагедия: муж Лиды и еще два представителя военно-воздушных сил погибли во время взрыва. И вновь молодая женщина осталась одна. Одиночество скрашивала 11-летняя дочка. Замуж Лидия Александровна больше не вышла.
Дочь выросла, окончила педагогический институт, вышла замуж тоже за воспитанника детского дома. У Лидии с зятем сложились прекрасные отношения, она была счастлива, ждала рождения внуков.
Но злой рок опять возник в ее судьбе. В 1987 году в 28 лет от двухсторонней крупозной пневмонии с молниеносным течением скоропостижно скончалась ее любимая Ирочка. От горя Лидия полностью ослепла. Потребовалось более полугода поездок по ведущим клиникам страны, консультация в Чебоксарах у самого Святослава Фёдорова, чтобы зрение частично восстановилось. Но инвалидности избежать не удалось. До пенсии Лидия Домашнева не доработала всего год. Жила на пенсии по инвалидности - ровно и спокойно: общение с подругами, посещение поликлиники. В 2000-м поняла: одна больше не может - и переехала с подругой к ее племяннице в село Красногвардейское.
Но не этого требовала мятежная душа Лидии Домашневой!Поэтому в 2010 году, после смерти подруги, уже баба Лида решила круто изменить свою жизнь и пойти жить в Ставропольский краевой геронтологический центр. Здесь она нашла себя: активно участвует в жизни центра, посещает все мероприятия. Она член общественного совета учреждения, председатель клуба здорового образа жизни, серебряный волонтер в отряде «Не стареет душа».
Кроме этого баба Лида - меценат. Почти все картины, которые украшают ее любимое «оздоровительное» отделение геронтологического центра, она купила на свои деньги.
- Но, самое главное, - говорит директор Ставропольского краевого геронтологического центра Константин Больбат, - что несмотря на свою многострадальную судьбу, Лидия Домашнева остается милой, очаровательной и очень доброй бабулькой с «бесенком в глазах». Именно за это ее очень любят и ценят и сотрудники, и проживающие. Сейчас бабе Лиде 86 лет, и пусть этот лучик света как можно дольше остается в нашем царстве!
12 сентября 2020 года