15:03, 10 сентября 2020 года

Более 60 процентов ставропольцев осознают риски заманчивых финансовых предложений

Стали известны итоги очередного социологического исследования, в рамках которого оценивался уровень финансовой грамотности ставропольцев. По большому счету, именно таким образом с определенной регулярностью измеряется эффективность мер, предпринимаемых в крае по финпросвещению населения. Подобные мониторинги, охватывающие разные группы населения, позволяют своевременно отследить необходимость корректировок и сменить точки приложения усилий.

Результаты масштабного опроса показали, что ключевые индикаторы не показали падения, а некоторые даже оказались в плюсе. В частности, респонденты традиционно отвечали на вопросы о своем понимании соотношения «риск – доходность» при выборе финансовых услуг и о важности наличия подушки безопасности. Также часть в фокусе внимания – отношение ставропольцев к необходимости сравнивать альтернативные предложения при выборе кредитных продуктов. И напоследок респондентов просили поделиться планом своих возможных действий на случай обмана со стороны финансовой организации.

Как выяснилось, жители края в основном научились соотносить потенциальные риски с доходностью, то есть могут понять, когда опасно принимать заманчивые финансовые предложения, будь то сверхприбыльный вклад или инвестиции. А именно – доля правильно понимающих соотношение рисков с доходностью в данном случае составила 67,2%. Затруднились ответить на вопрос 17,1% респондентов, тогда как допустили ошибку 15,7%.

Эта раскладка, подчеркивает заместитель министра финансов Ставропольского края Юрий Суслов, особо примечательна, если посмотреть на возрастной срез. Наибольшее количество ошибок в этой части опроса допустили респонденты в возрасте 21 - 25 лет – как оказалось, многие из них верят в формулу «чем выше доходность, тем ниже риск».

«При этом иная картина по молодежи возраста 16 - 20 лет. Опрашивались старшеклассники, учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений и студенты вузов, – говорит Ю. Суслов. – И это не случайно, все они в последние годы изучают темы рисков и доходности финансовых инструментов как в рамках традиционных учебных дисциплин, куда включены блоки по финграмотности, так и других тематических занятий, которыми изобилует краевая программа по повышению финграмотности ставропольцев. Это позволяет своевременно познакомить ребят с такими определениями, как «инвестор», «инвестиции», «финансовый риск» и «финансовое планирование».

Вместе с тем обратили на себя внимание ответы респондентов предпенсионного возраста и пенсионеров, для которых, как оказалось, является проблемой оптимальное распределение личных сбережений. В основном люди в возрасте понимают степень рисков при вложении денежных средств в разные финансовые инструменты, но это во многом и мешает им предпринимать какие-либо действия вообще. И дело не только в присущей возрасту осторожности при принятии решений, но и в предыдущем жизненном опыте накоплений, который по объективным причинам у многих может быть отрицательным.

Что касается понимания ставропольцами важности так называемого финансового буфера на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, то показатель сохраняется на прежнем высоком уровне. О том, что подушка безопасности нужна, заявили 81,1% респондентов. Из них половина – 41,4% – отметили, что всегда стараются располагать некой суммой сбережений на непредвиденные расходы. А 39,7% в полной мере обеспечили себя подушкой безопасности. И лишь 5% опрошенных сказали, что их не заботит наличие финансового резерва.

«Для населения Ставрополья необходимость делать сбережения продолжает оставаться очевидной, это хороший знак. Финансово грамотные люди подходят к вопросу формирования семейных сбережений более основательно. И это особо стало заметно в условиях пандемии, когда множеству семей реально пригодились их запасы», – говорит координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

Тем же, кто в течение последних пяти лет пользовался финансовыми услугами в виде каких-то кредитов, также нужно было ответить на вопрос «Перед тем как Вы оформили эту услугу, Вы сравнивали условия ее предоставления в различных организациях?». Как выяснилось, понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов имеется у 76,8% потребителей финуслуг.

За минувшие полгода этот показатель немного вырос – в опросе по итогам 2019 года он составил 75,5%. «И в перспективе нельзя исключить дальнейший рост этого показателя, – комментирует Юрий Суслов. – Одним из решающих факторов может стать цифровизация банковской сферы и экономики в целом: у населения при выборе кредитных продуктов значительно расшились возможности для сравнительного поиска вариантов. Хотя при этом вопрос повышения финансовой грамотности становится еще острее: современные технологии несут не только возможности, но и увеличение количества финансовых рисков, в том числе риск для граждан стать жертвами мошенников».

Интересно посмотреть и на раскладку мнений ставропольцев по поводу их возможного поведения при нарушении прав со стороны финансовой организации: 63,7% респондентов в таком случае намерены обратиться с жалобой в Центробанк или Роспотребнадзор, 9,2% - в общественную организацию. При этом 8,5% жителей Ставропольского края признались, что разместят негативные отзывы в социальных сетях и на интернет-сайтах, а 13,2% затруднились ответить. При возникновении споров с финансовой организацией ничего не будут предпринимать 5,4% респондентов , и это показательный низкий процент, подчеркивают в Региональном центре финансовой грамотности.

«В целом результаты исследования показывают стабильно хороший уровень знаний респондентов, необходимых для ведения личных финансов, – комментирует Ю. Суслов. – Вместе с тем мы видим, насколько важной остается разъяснительная работа. Период пандемии показал людям, как важно принимать взвешенные решения в отношении личных финансов, а также уметь распознавать мошеннические финансовые схемы и противостоять им. Не менее актуальными остаются вопросы оптимизации кредитной нагрузки, способов сохранения семейного бюджета, социально-экономических мер поддержки населения».

Добавим, что опрос проводился среди разных категорий пользователей финансовых услуг, в том числе с низким и средним уровнем доходов, жителей городов и сельской местности и т. д. Территориально удалось обеспечить охват всех муниципальных районов и городских округов Ставрополья.

Ставропольский край на постоянной основе входит в девятку пилотных регионов Российской Федерации и является активным участником проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В его рамках на Ставрополье с 2014 года реализуется уже вторая программа «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования».

Юлия ПЛАТОНОВА