Финалистка конкурса «Учитель будущего» рассказала, каким должен быть педагог
Елена Васильева, учитель школы №17 города Пятигорска, прошла в составе команды полуфинал конкурса «Учитель будущего». Педагогические состязания - один из ключевых проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». К тому же соревнования реализуются в рамках национального проекта «Образование». Наша героиня рассказала корреспонденту «Ставропольской правды» о том, как конкурс способствует профессиональному совершенствованию.
- Вы одержали победу в полуфинале конкурса «Учитель будущего». В двух словах: как попали на конкурс, и зачем вам это было нужно?
- В декабре директор Евгения Валентиновна Останкович предложила собрать хорошую команду для участия во всероссийском конкурсе. И вы знаете, она собралась очень быстро. Инициативу поддержали Татьяна Николаевна Тихонова и Кристина Владимировна Порохова. Мы с коллегами абсолютно разные, но объединяет нас одно – мы очень любим детей, свою профессию. И самое главное – открыты всему новому. Захотелось попробовать свои силы.
- Конкурс задумывался как драйвер для профессионального роста. Что изменилось у вас в этой плоскости за время участия в педагогических состязаниях?
- Во время участия в конкурсе я пришла к очень важному выводу: учителю важно владеть не только профессиональными качествами, компетенциями, но и обладать неспециализированными надпрофессиональными навыками - гибкостью мышления, умением работать в стрессовой ситуации, решать неожиданные задачи, на первый взгляд даже не связанные на прямую с нашей профессиональной деятельностью.
- Какое испытание конкурса запомнилось?
- Все были очень интересными и запоминающимися, потому что одним из условий конкурса было объединение команд из разных регионов для выполнения тех или иных заданий. Нам посчастливилось поработать с коллегами из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана. Но все же выделить хочется конкурс «Методический конструктор». Нам с нуля пришлось создавать онлайн-продукт. Для нас это новое, мы многому научились у коллег, которые уже давно работают с детьми, применяя дистанционные технологии.
- Так ли вы видели работу учителя, когда мечтали об этой профессии в детстве? Сошлись ожидания и реальность?
- Сказать, что все сбылось именно так, как мечтала – не могу. Когда я была совсем маленькой, хотелось давать уроки, стоять возле доски с мелом, что-то объяснять... Во дворе с ребятами, да и с плюшевыми игрушками часто играла в школу. У меня даже был журнал, где я ставила отметки, чаще пятерки… Но когда ты маленький, не понимаешь, что сложность профессии учителя в ответственности за самых дорогих и самых важных. Но есть и бесценный бонус в нашей профессии - смотреть в бездонные глаза детей и понимать, что ты нужен им, важен, передаешь опыт. Поэтому, наверное, я и стала учителем начальных классов. Именно малыши покорили меня своей непосредственностью, открытостью, искренностью.
- Насколько я информирована, вы заместитель директора по воспитательной работе. Как воспитываете?
- Обучения без воспитания быть не может. В нашей школе воспитание на первом месте. Одно из самых важных направлений, в котором мы работаем — гражданско-патриотическое воспитание. Мы очень тесно сотрудничаем с Центром военно-патриотического воспитания молодежи – «Пост №1». Ребята регулярно посещают уроки мужества. А в 2016 году именно наша школа стала инициатором и организатором первой городской военно-спортивной игры для младших школьников «Орленок». Игра прижилась, и теперь это добрая традиция Пятигорска.
Также занимаемся и духовно-нравственным воспитанием, организуем совместные мероприятия со Спасским кафедральным собором: проводим экскурсии, беседы, священнослужители приходят к нам в школу и рассказывают о праздниках, отвечают на многочисленные вопросы ребят.
Ну и правовое просвещение стоит у нас на высоком уровне. Есть специальная авторская программа для младших школьников «Маленьким детям — большие права». Написала ее педагог-психолог нашей школы.
Вообще долго можно перечислять методы воспитания. У нас прекрасная театральная студия, дети в нашей школе – артисты! Ну а я, как завуч по воспитательной работе, конечно, им помогаю в этом. И тоже очень часто бываю в роли актрисы.
- За парты, несмотря на вызов времени, сели школьники. Как вам принятые меры безопасности в учебном заведении? Взгляд профессионала: не пострадает ли эффективность обучения с вводом новых правил и не страдала ли она во время дистанционного обучения?
- Я считаю, что все меры, которые приняты сейчас, в нашей школе в частности, необходимы, и конечно же, своевременны. Это, конечно, создает дополнительную нагрузку на классных руководителей: проведение утреннего «фильтра», обеззараживание воздуха, разрозненное расписание звонков. Но это важно для здоровья детей, а значит и для нас. Весь наш коллектив готов соблюдать все меры, чтобы учебный процесс не прерывался. Ну, а за период дистанционного обучения, мы с педагогами собрали большую методическую «копилку», наработки и готовы их использовать в случае необходимости.
- Вернемся к конкурсу. Чем собираетесь удивлять коллег на федеральном этапе «Учителя будущего»?
- Пока еще не знаем. Все будет зависеть от поставленных перед нами задач. Одно я знаю точно – будет непросто, трудно, но очень интересно, необычно и познавательно!
- Какой он, учитель будущего? Опишите несколькими фразами.
- Учитель будущего должен уметь работать в команде, быть мобильным, гибким в принятии решений, умеющим обосновать свое мнение, открытым ко всему новому, готовым к поиску и самосовершенствованию.