На Ставрополье работают 13 собак-детекторов
С экрана телевизора мы привыкли видеть, как на место происшествия выезжают эксперты-криминалисты и изымают оставленные улики: кровь, отпечатки пальцев, следы обуви и другие предметы, которые помогут установить преступника. Но в ряде случаев ни одной из перечисленных улик может не оказаться. И в таких случаях специалисты изы-мают запаховые следы человека. А для выявления запаховых смесей применяется не высокочувствительная техника, а собаки-детекторы.
Судебная экспертиза запаховых следов человека – один из немногих видов исследований, способных установить преступника по оставленным следам биологического происхождения. Дело в том, что запах каждого человека уникален и сохраняется в течение всей жизни. Это обусловлено особыми жирными кислотами, которые находятся у нас в крови. По уникальности его можно сравнить только с отпечатками пальцев или кодом ДНК. Главная ценность запаховых следов для криминалистов в том, что преступник, касаясь предметов, не может не оставить свой запах на объекте. Более того, уничтожить запах без особых познаний практически невозможно.
Раньше экспертиза называлась одорологической (одорология – наука о запахах), позже определили более узкое понятие – судебная экспертиза запаховых следов человека. А история ее достаточно интересна. Еще в конце XIX столетия ученые начали изучать запахи, собирать их и использовать собак в распознавании. В XX веке экспертиза запаховых следов человека получила широкое развитие благодаря труду советских ученых и юристов. И уже в 1985 году было принято решение о включении экспертизы запаховых следов человека в перечень судебных экспертиз.
В системе МВД десять субъектов Российской Федерации имеют такие лаборатории. На Ставрополье лаборатория по исследованию запаховых следов человека открылась относительно недавно - в 2012 году. Группа по исследованию запаховых следов человека вошла в состав медико-биологического отдела. Первый год работы лаборатории был напряженным – необходимо было создать базу запаховых проб с различных модельных объектов, подготовить собак для работы по этому направлению. Оборудование для лаборатории найти тоже было непросто. Сборники запаховых проб делал только один человек в стране! На открытие лаборатории приехал научный сотрудник ЭКЦ МВД России, оказав существенную помощь в подготовке всего – и специалистов, и собак, и самого процесса исследования. Вскоре ставропольские эксперты получили право самостоятельно проводить судебные экспертизы запаховых следов человека. Постепенно их количество стало возрастать, появились и сложные идентификационные исследования, позволяющие выявить запаховые следы на изъятых с мест происшествий предметах.
В 2015 году произошли организационно-штатные изменения, и вот группа стала отделением. Лаборатория переехала в новое здание на территории центра кинологической службы Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. Сейчас лаборатория оснащена всем необходимым оборудованием для получения запаховых проб, а также системой видеонаблюдения, позволяющей наблюдать за ходом производства экспертиз в режиме онлайн и производить их запись. В арсенале имеется морозильная комната-камера для хранения запаховых проб, их здесь более 700.
Собаки-детекторы живут в вольерах с зимним и летним помещениями. Гуляют по расписанию, едят с аппетитом, за ними присматривают сотрудники ветеринарной службы. Зимой короткошерстных собак переводят в отапливаемое помещение.
- За каждым экспертом у нас закреплено две-три собаки. На подготовку одной собаки-детектора требуется около шести месяцев, - рассказывает начальник отделения экспертиз и исследований запаховых следов человека ЭКЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю подполковник полиции Артём Иванов. Дрессировка включает в себя несколько этапов, рассчитанных на определенное количество занятий. При этом подготовка и использование собак-детекторов в качестве инструмента ольфакторного экспертного исследования требует от эксперта не только наличия глубоких теоретических знаний, но и большой любви к животным.
После создания отделения месячную стажировку в ЭКЦ МВД России прошли все сотрудники, и сегодня коллектив обладает достаточным багажом знаний, чтобы обучить поступающих на службу новых сотрудников и успешно выполнять стоящие задачи.
Кстати, выдрессировать на установление запаха можно практически любую породу, говорят специалисты. Сегодня на Ставрополье по данному направлению работают 13 собак-детекторов разных пород: лабрадоры, таксы, спаниэль, ягд-терьер. Есть и очень редкая для экспертных лабораторий порода - австралийский келпи. Есть и свои ветераны – лабрадор Сабрина, которой исполнилось уже 14 лет, все эти годы она на службе в полиции и ничем не уступает своим молодым коллегам.
А как же, собственно, проходит исследование? В лабораторию поступает предмет, изъятый с места происшествия. Криогенно-вакуумным способом с него выпаривают запах. Затем с помощью собак-детекторов определяется, есть ли на этом предмете запах человека. Если да, пробе присваивается номер. Когда у следователя появляется подозреваемое лицо, берется образец его крови. И уже тогда с помощью собак-детекторов двумя экспертами проводится идентификационная экспертиза. В специальном помещении по кругу расставляются 10 банок с запаховыми пробами, полученными с объектов, изъятых на месте происшествия, и теми, что представлены для сравнения. Обнюхивая банки одну за другой, собака садится около той, в которой обнаруживает искомый запах. Да, кстати, эксперт, применяющий собаку-детектора, также не знает, куда помещена исследуемая проба, и не может подсказать собаке.
Точность и надежность идентификации субъекта по запаховым следам, проводимой с использованием российских методик, сопоставимы с точностью и надежностью самых современных инструментальных методов анализа.
На сегодняшний день в отделении по исследованию запаховых следов человека ЭКЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю трудятся пять специалистов. Только за прошлый год они провели 424 экспертизы, 88 из них - идентификационных.
Вот и пример из практики: группа молодых людей угнала автомобиль, припаркованный возле дома в Невинномысске. Немного покатавшись по улицам, злоумышленники бросили машину и скрылись с места преступления. При проведении экспертизы в машине были выявлены запаховые следы человека, которые впоследствии помогли установить личности угонщиков.
- Для большей достоверности результатов мы задействовали шесть служебных собак, - рассказывает главный эксперт отделения майор полиции Наталья Филатова. - Как правило, количество собак, участвующих в исследовании, определяется качеством и объемом изъятого материала, иногда достаточно и трех, а иногда необходимо «мнение» десяти животных.
Как, например, в следующем случае: уже в нынешнем году, зимой, в лесном массиве, расположенном в черте Зеленокумска, произошло нападение на женщину. Неизвестный нанес ей многочисленные ножевые ранения. При осмотре места происшествия были изъяты ножны, которые нападавший случайно обронил, а у него дома обнаружен и сам нож. Проведенная идентификационная экспертиза показала, что запах, изъятый с обоих предметов, идентичен и принадлежит одному и тому же мужчине - подозреваемому. А на изъятом ноже имеется и запаховый след потерпевшей.
- Как раз в этом случае в исследовании принимали участие десять собак, поэтому вероятность ошибки исключена, - уверена старший эксперт отделения майор полиции Анна Кошманова.
- Конечно, не всегда все легко и просто, есть свои нюансы, - отмечает Артём Иванов, - но эффективность работы говорит сама за себя – лишь за прошлый год благодаря проведенным экспертизам запаховых следов человека удалось установить личности более 40 преступников.
Для работы экспертом требуется высшее биологическое или ветеринарное образование, но, разумеется, как и в любой сфере, исход всегда зависит от опыта, профессионализма и любви к своему делу, уверены сотрудники.
Анна Анисимова.
Сотрудник пресс-службы ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
21 августа 2020 года