17:25, 7 июля 2020 года

Кадры культуры Ставрополья регулярно повышают профессиональную квалификацию

Подробнее об этом сегодня рассказывает директор центра - почетный работник общего образования Российской Федерации Наталья Кошманова.

- Наталья Николаевна, центр представляет собой важный, необходимый элемент в единой системе оказания досуговых услуг населению Ставрополья, поскольку работает непосредственно с кадрами, эти услуги обеспечивающими. В чем ваши главные задачи?

- Центр обеспечивает непрерывное профессиональное образование работников культуры, искусства и кино всех уровней и категорий. Важная наша задача - методическая помощь детским школам искусств и учреждениям среднего профессионального образования. Фронт работ немалый - в крае сегодня насчитывается 92 школы искусств и 76 их филиалов. Стараемся популяризировать лучшие формы работы и новейшие достижения в отрасли. Согласно действующему законодательству каждые три-пять лет работники проходят аттестацию, которая обязательно подразумевает постоянный рост квалификации в соответствии с меняющимися требованиями времени. Пройти успешно очередную аттестацию позволяет документ, подтверждающий повышение квалификации. Не меньше востребованы и предлагаемые нами программы переподготовки. Например, в библиотеку пришел работать учитель русского языка и литературы, у него есть диплом о высшем образовании, но квалификация не подходит к специфике библиотечной работы. У нас такой специалист в результате переподготовки получает квалификацию, позволяющую освоить навыки библиотечного дела. Очень популярны программы переподготовки звукорежиссеров и художественных руководителей культурно-досуговых учреждений, многие из которых также нуждаются в специальном образовании.

Финансирование деятельности центра полностью обеспечивается средствами краевого бюджета: это и зарплата сотрудников, и содержание помещения, и организация образовательного процесса. За счет бюджета края мы обучаем специалистов и государственных, и муниципальных учреждений культуры абсолютно всех категорий - библиотечных, музейных, клубных, театральных работников. Зачем это нужно? Так ведь жизнь не стоит на месте, и в любой отрасли, если хочешь добиться успеха, следует идти в ногу со временем.

- Диапазон задач весьма широк, ведь надо и охватить весь спектр специальностей, и подобрать педагогические кадры.

- Стараемся быть на острие времени, для этого в конце каждого года собираем предложения от руководителей государственных и муниципальных учреждений, на основе чего формируем перспективный план-заказ с учетом запросов конкретных категорий. Этим заняты специалисты центра, организующие работу с привлеченными педагогами по всем образовательным программам, которые, замечу, регулярно обновляются: каждая новая группа - новая программа. Преподавателей мы находим в вузах и ссузах, опираемся на консультации специалистов министерства культуры края. А на местах в этом активно задействованы отделы культуры администраций районов и городских округов.

- Насколько муниципальные власти заинтересованы в таком контакте и сотрудничестве?

- Заинтересованы напрямую: зная кадровую обстановку в своей территории, они, как никто, понимают текущие конкретные запросы каждого учреждения культуры и, естественно, влияют на формирование наших образовательных программ. Не может каждый ДК, а их в крае около 800, без согласования с муниципалитетом решать, каких специалистов когда нужно готовить. Все формируется на основе общей реальной кадровой «картины». Например, для библиотекарей и специалистов культурно-досуговых учреждений курсы нужны чаще, потому что их просто количественно больше, чем работников других специальностей. Однако не забываем и редкие специальности. Так, настройщиков музыкальных инструментов очень мало, но обучать их тоже надо, и раз в несколько лет такая группа набирается. В 2019 году по учебным программам центра в рамках государственного задания на средства краевого бюджета прошли обучение 525 специалистов по различным направлениям: библиотечное и музейное дело, педагогика, исполнительское мастерство, руководство и контроль, режиссура культурно-досуговых мероприятий и др.

- Повышение квалификации - дело не только полезное, но и позитивное, мобилизующее.

- Конечно, оно настраивает человека на постоянное совершенствование, стимулирует профессиональный рост. Хорошим подспорьем в деле повышения квалификации служит федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура». Центр активно сотрудничает с отраслевыми вузами страны. В 2019 году по договору с Кубанским институтом культуры 220 человек прошли курсы по направлениям инструментальное исполнительство (по классу народных инструментов, по классу вокала), руководители народных хоров ДК и ДШИ, звукорежиссеры, режиссеры массовых мероприятий, джазовый вокал. Занятия проходили в городе Пятигорске на четырех площадках, которые подготовили специалисты центра. В 2020 году согласно нашей квоте, составившей 389 человек, мы организуем несколько курсов. Нынче к Кубанскому вузу добавились Саратовская консерватория и Санкт-Петербургский институт культуры. Саратовские специалисты до начала пандемии успели в феврале провести занятия для 170 педагогов детских музыкальных школ и средних специальных учреждений культуры со всего края: преподавателей струнных инструментов, фортепиано, вокала, народных инструментов, теории музыки.

В рамках проекта «Творческие люди» специалисты центра организуют обучение проектной деятельности, участию в грантах. В этом году с началом пандемии пришлось вводить дистанционную форму обучения. Первый наш опыт подобной работы дался, признаюсь, очень непросто. Тем не менее провели занятия и для дирижеров-хоровиков, и для актеров краевого Театра кукол. В сотрудничестве с Санкт-Петербурским институтом культуры 49 экскурсоводов прошли цикл занятий по теме инновационных подходов в экскурсионной деятельности.

- Дистанционка наверняка многому научила?

- Сначала, конечно, прибавила нам забот, например в плане отчетности. Сказалось отсутствие своей специальной платформы, позволяющей организовать правильно дистанционное обучение. Думаю, такая платформа еще появится, ибо значительно увеличивает наши возможности. Но все-таки в силу особой специфики отрасли культуры дистанционное обучение никогда не заменит очное образование! В нашей отрасли часто очень важна индивидуальная работа с каждым обучающимся, поэтому порой не все преподаватели соглашаются работать дистанционно. Согласитесь, например, режиссура просто требует непосредственного общения, живых постановок… Нам удалось, принимая квалификационные работы в форме видеозаписей, выполненных обучающимися дома, все-таки провести курсы и по итогам выдать дипломы режиссерам. Другие группы пока не набираются, многие просили перенести сроки, чтобы осенью пройти очное обучение. Это и понятно: как провести, например, заочно пленэр для художников-преподавателей? Пришлось срочно многое корректировать.

Но есть и положительный опыт дистанционки. Так, при содействии Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Екимцева провели занятия для 105 человек по проблемам библиотек, работающих с детской аудиторией. А конкурс хореографов провели заочно вместе с преподавателями детской хореографической школы Ставрополя: видеозаписи своих выступлений прислали 30 коллективов со всего края.

До конца года планируем переподготовку звукорежиссеров, художественных руководителей, преподавателей-хореографов. Дело очень ответственное, поскольку по итогам обучения центр выдает соответствующие документы государственного образца, призванные в дальнейшем защитить права работника.

«Свежие краски для кадровой «картины»»
Газета «Ставропольская правда»
15 июля 2020 года