08:51, 3 июля 2020 года

Алексей Сафонов: Мы все должны быть на дорогах в безопасности

Накануне профессионального праздника Госавтоинспекции на вопросы корреспондента «Ставропольской правды» отвечает главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ставропольского края полковник полиции Алексей Сафонов.

-Алексей Николаевич, с каким настроением вы и ваши коллеги встречаете 84-ю годовщину службы ГАИ-ГИБДД? Какие чувства испытываете?

- Настроение рабочее и хорошее. А основное чувство - удовлетворение от того, что уже шестой год подряд, включая и нынешний, нам удается сокращать в Ставропольском крае количество ДТП, погибших и раненных в них людей.

- Просто не верится в такой прогресс и такую стабильность…

- Убеждаю цифрами. Всю шестилетнюю статистику приводить не буду. Ограничусь прошлым и нынешним годами. С начала года у нас произошло на 273 ДТП меньше, чем за первое полугодие 2019-го, это снижение на 22 процента. На 13,5 процента снизилось количество погибших, а это 27 сохраненных жизней. На 430 человек меньше получили травмы в автоавариях.

- Это результат того, что автомобилисты стали аккуратнее ездить, или результат работы сотрудников Госавтоинспекции?

- Это результат системной и совместной нашей работы с водителями, правительством края, в том числе органами образования, здравоохранения, дорожной отрасли, МЧС и средствами массовой информации. Мы строим эту систему все восемь лет, что я работаю начальником УГИБДД Ставрополья. И здесь важны несколько факторов.

Первое и самое главное - меняется культура вождения автомобилистов. Может, не так быстро и не на том уровне, как нам всем хотелось бы, но она меняется. Да, остаются лихачи, пьяницы, бесправники, автонахалы, но их из года в год становится меньше. Вот, говорят, в странах Европы - в Германии, например, Швеции и в других - в ДТП погибает меньше людей, потому что там автобаны, машины получше. Представьте на минуту, что мы всех своих водителей туда переместим - по хорошим дорогам ездить на хороших машинах. И что получится?

- Российская ситуация получится, это же понятно.

- И нам понятно. Поэтому второй фактор - это воспитание соответствующей правовой культуры и у водителей, и у пешеходов. Проще сказать, это знание и выполнение правил дорожного движения. Наверное, и вы, и читатели «Ставропольской правды» были не раз свидетелями того, что в десяти метрах от перехода кто-то перебегает дорогу, кто-то в наушниках бежит наискосок. Восемь лет назад мы решили начать воспитывать эту культуру с детского сада. Над нами разве что не смеялись, но пальцами у висков некоторые «деятели» крутили. А вот в министерстве образования края нас поддержали. И мы сейчас воспитываем законопослушных участников дорожного движения начиная с детсадовцев. Для младшеклассников интегрирована в учебный процесс обязательная 20-часовая программа по изучению ПДД. В крае функционируют 24 автогородка. Четвертый год в каждой смене летнего лагеря (здесь нас очень поддерживает заместитель министра образования края Диана Рудьева) для ставропольских ребятишек работает «Академия безопасности дорожного движения». И это уже дает результаты.

- Какие?

- Дети-то уже выросли за восемь лет, ходят, ездят на велосипедах, машинах и мотоциклах. Так вот, статистика показывает, что количество ДТП с участием молодых людей от 18 до 23 лет в два раза меньше, чем с теми, кому 25 - 30 лет.

- Впечатляет. Очевидно, что сотрудники Госавтоинспекции уделяют много времени и внимания работе с детьми. Я имею в виду и такие мероприятия, как «Марафон ПДД 26» и открытие двух спеццент-ров по профилактике детского травматизма, и многое другое. А как развиваются другие ваши начинания - профилактика в роддомах, привлечение священно-служителей разных конфессий к пропаганде безопасного поведения на дорогах?

- Все это работает. Три года подряд мы проводили акции в крупных родильных домах, учили мамочек, как пользоваться автолюлькой и другими детскими удерживающими устройствами. Недавно проверили: в комнатах, где выписывают маму и малыша, учебные стенды по-прежнему есть. А занятия с будущими мамами проводят сотрудники роддома, выделили штатные единицы. Что касается привлечения священнослужителей к дорожной пропаганде, тоже было много скептиков.

- И я в том числе…

- Но и здесь получилось. В каждом городе и районе с ними встретились начальники отделов ГИББД. Поговорили откровенно. Теперь священнослужители беседы проводят, убеждают людей вести себя так, чтобы живыми вернуться домой и никого не покалечить. Да и диаспоры и национальные объединения подключились к этой работе, что тоже хорошо.

- Алексей Николаевич, это вы все, скажем так, о пряниках. А кнут есть?

- К сожалению, без кнута пока не обойтись. На Ставрополье сейчас работают 132 камеры видеофиксации нарушений скоростного режима. Они стоят на всех федеральных и региональных дорогах, по которым к нам едут жители соседних регионов. И они там, где часто происходили ДТП. В этих ранее аварийных точках сейчас отмечаем 30-процентное снижение по количеству погибших. Камер скоро будет еще больше.

Камеры и сотрудники ГИБДД за шесть месяцев с начала года зафиксировали 700 тысяч нарушений скоростного режима. Это реально много. Но хоть платить стали вовремя, помогло новое правило: если оплачиваешь в течение 20 дней, то штраф снижается наполовину. Собираемость штрафов на Ставрополье сейчас 70 процентов.

Меня беспокоит неуменьшающееся количество правовых нигилистов на дорогах. Их все эти годы около 10 процентов.

- Что это за «звери» такие?

- Это те, кому, наплевав на ПДД, нетрудно (деньги-то есть) заплатить штраф, кто позволяет себе сесть за руль в нетрезвом состоянии или без прав. Это они виновники

90 процентов аварий со смертельным исходом. Мы боремся с ними. Ставропольский край входит в число десяти регионов, где сотрудники Госавтоинспекции применяют ручные радары. Они дают возможность сразу же пресечь действия нарушителей: один экипаж зафиксировал превышение скорости, передал второму, а тот «гонщика» сразу остановил. Используем и новую норму закона. Если превышение скорости на 60 километров в час, передаем дело в суд, он может лишить виновника специального права управления. В прошлом году 8 тысяч таких «торопыг» задержали и отправили в суды. А в нынешнем году уже задокументировали 6 тысяч «гонщиков». Хочу сказать, что суды сейчас стали занимать более жесткую позицию, судебные приставы тоже. При 10 нарушениях или сумме штрафов в 10 тысяч рублей арестовывают имущество, выписывают двойной штраф.

- А может, дело в том, что со штрафным документом нужно куда-то идти, тратить время? Говорят, что многие вопросы с инспекторами можно решить на месте?

- Уверен, что таких случаев очень немного. Скрывать не буду, очень редко, но и наши сотрудники «ведутся» на предложение расплатиться наличкой.

Сейчас расследуется четыре уголовных взяточных дела в отношении сотрудников дорожно-патрульной службы. Но в отношении 48 водителей, которые предлагали взятки инспекторам, а они их не взяли, тоже возбуждены уголовные дела. Как известно, латентность у этих преступлений большая. Да и кавказский менталитет «решить все на месте» играет плохую роль. Но сегодня, чтобы уберечь автоинспекторов от подобных преступлений, делается очень многое. Сотрудники получают достойную зарплату, у них хороший соцпакет, отличный служебный автотранспорт: только в прошлом году мы получили 200 современных автомобилей - «Шкода», «УАЗ Патриот» «Лада Веста», предоставляются отгулы за переработку и т. д.

- Вот мы говорим о нарушении скоростного режима, а пристегнутый ремень безопасности также важен?

- Еще как! Многие считают, что непристегнутый ремень - это мелкое нарушение, байки рассказывают: был, мол, ремень не пристегнут, из машины выкинуло, зато жив остался. Ремень работает в комплексе безопасности с подушками, шторками, замками. Уберешь один элемент - и вся система может не сработать. Отмечу, что понимают это все больше автомобилистов. В мае мы проверили 22 тысячи человек, 90 процентов были пристегнуты.

Есть и еще одна проблема - это небольшие села, станицы, хутора.

- А с ними-то что не так?

- С ними, наверное, все так. Не так с круговой порукой в них в вопросах соблюдения правил дорожного движения. Не секрет, что в селе кто-то позволяет себе поехать пьяным в магазин, никто тебе слова не скажет, купить ребенку 11 - 12 лет скутер или мотоцикл, а то и дедушкин образца 1980 года дать покататься. Недавно в селе Сотниковском Благодарненского городского округа папа 15-летнему сыну купил скутер, а тот лоб в лоб столкнулся с машиной. Трагедия. И никто не хочет о таких нарушениях говорить ни участковому, ни главе поселения. По сельским меркам это будет «стукачеством». С этим стереотипом надо бороться. Мы уже три года боремся. Пока результатов мало, часть глав контролируют своих жителей, многие - нет. Надо, чтобы односельчане сотрудничали с главами, полицейскими. Это многое изменит с аварийностью в сельской местности. Совсем недавно этот вопрос поднимался на совете безопасности края. Теперь глав будут информировать по нарушениям, которые привели к тяжким последствиям, им придется и отвечать за них. Не уголовно, не административно, а отвечать перед гражданами.

- Стратегия безопасности дорожного движения, национальный проект БКАД «Безопасные и качественные автомобильные дороги», принятый в 2018 году региональный проект «Безопасность дорожного движения» - мы плохо знаем, что это за проекты и каковы их цели. Расскажите о них.

- Вообще-то это тема для большого отдельного разговора. И уверяю вас, он будет интересным.

- Значит, планируем еще одну встречу...

- Успеем. Региональный проект рассчитан до 2024 года. Его конечная цель - снизить смертность на дорогах в 3,5 раза. Ставропольский результат к концу проекта должен составлять не более 128 погибших. Я для себя разработал и использую специальную таблицу по реализации регпроекта. Заполняю ее каждый день, все видно, удобно для анализа. Даже «черные дни» аварийности заметны.

- А я думала, что это гаишные байки…

- Никаких баек. Смотрите, вот проблемная зона с 14 по 17 июня, она была зафиксирована два года подряд, еще одна такая с 26 по 28 июня, тоже два года подряд. Так что мы в эти дни вводим усиленный вариант несения службы, инициируем профилактические мероприятия на дорогах, стараемся действовать на упреждение. И, знаете, помогает.

- А будут ли работать в свой профессиональный праздник дорожные полицейские?

- Еще как будут. На дорогах нести службу кроме нас некому. Еще вместе со специалистами министерства дорожного хозяйства края планируем проинспектировать объекты, на которых ведутся работы в рамках нацпроекта БКАД «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Нас, сотрудников ГИБДД, ведь не очень много: за последние 9 лет было сокращено 40 процентов личного состава, это 1078 человек. Но, может быть, это даже к лучшему: отсеялись непрофессионалы, а кто-то ушел на пенсию. А мы извлекли уроки, и эффективность работы осталась прежней.

- Ваши пожелания коллегам, ветеранам и просто участникам дорожного движения в канун профессионального праздника.

- Хочу пожелать всем крепости духа, чтобы свой профессиональный путь прошли достойно и чтобы мы все чувствовали себя на автодорогах в безопасности.

- И от имени всех журналистов «Ставропольской правды» всех вас с праздником!

«Алексей Сафонов: Мы все должны быть на дорогах в безопасности»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2020 года