11:31, 13 февраля 2020 года

Электричество от Ростовской атомной электростанции поступает на Ставрополье

Ставропольских журналистов пригласили на Ростовскую атомную электростанцию (РАЭС). Честно скажу, желающих нашлось мало - автор этих строк и коллега из одного интернет-СМИ. Журналисты же из самого Волгодонска, где и расположена РАЭС, Волгограда и Ростова были не в пример активнее. Впрочем, у каждого свой интерес.

Но, оказалось, что на атомной электростанции у ставропольчан есть самый прямой интерес. Две веточки из ее энергоблоков ведут к нам в край - в Буденновск, куда электронить тянется 433 километра, и в Невинномысск, до которого 411 километров. Об этом журналистам рассказали в центральном щите управления, это такая свое-образная диспетчерская. Казалось бы, зачем тянуть атомные нити в наш энергоизбыточный регион? Но пути энергетиков, как и Господни, для простых россиян неисповедимы.

Мне что-то пытались объяснить о связи генерирующих мощностей и путей передачи электроэнергии. Оказалось, что мой дилетантский мозг просто не в состоянии это усвоить. Но факт остается фактом. Мы получаем электричество с атомной энергостанции. И одно это - уже повод для ставропольского интереса.

А по большому счету, Ростовская АЭС является гарантом энергетической независимости и стабильности работы энергосистемы Юга России (в составе которой энергосистемы субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов). Доля АЭС в Объединенной энергосистеме (ОЭС) Юга составляет около 30 процентов. Каждая третья лампочка в регионе питается энергией самой южной из российских атомных станций. А объединенное диспетчерское управление энергосистемы Юга находится на Ставрополье, в Пятигорске.

Мирный атом

Я, к сожалению, не знала ни этого, ни многого другого. Побывав на Ростовской АЭС, я поняла, что наши знания об атомной энергетике, и мои в том числе, близки к нулю. Так что давайте вместе знакомиться с обстановкой. Ростовская атомная электростанция расположена в Ростовской области в тринадцати с половиной километрах от Волгодонска, на берегу Цимлянского водохранилища. Ростовская АЭС - филиал АО «Концерн Росэнергоатом» (входит в крупнейший дивизион Госкорпорации «Росатом» «Электроэнергетический»).

Мирный атом, надо отметить, весьма востребован в современном мире. Лидером по использованию энергии АЭС, что кажется необычным, является Франция. Россия - на четвертом месте. Но она безусловный лидер по строительству АЭС в других странах - Белоруссии, Бангладеш, Индии, Китае, Иране, Венгрии, Финляндии. Есть разные проекты, разные мощности, но то, что российские в числе лучших, - несомненно. Все это, вне сомнения, свидетельствует о том, что мир, а значит, и мы отошли от синдрома Чернобыльской АЭС и перестали бояться опасного излучения.

Оно, радиоактивное излучение, кстати, есть не только там, где используется атом, но и вокруг нас. Называется «природная радиоактивность». На территории России ее колебания очень незначительны. Особо стоит только Санкт-Петербург. Естественный радиационный фон здесь в три раза выше, чем в Москве. Это плата за прекрасные гранитные набережные города на Неве. Естественная радиоактивность - это отголосок радиоактивного прошлого нашей планеты. Почти не фонят дерево, песок, гравий… Да и гранит вполне безопасен для людей. Но в разных точках земного шара радиационный фон отличается сильно. Если фон Москвы принять за условную единицу, то в Индии (штат Керала) он будет в 37 раз больше. Рекордсмены природной радиоактивности - пляжи бразильского курорта Гуарапари, здесь показатели превышают московский в 160 раз.

Но вернемся на Ростовскую АЭС. Здесь действует автоматизированная система контроля радиационного обстановки 30-километровой зоны наблюдения - 21 пост работает в круглосуточном режиме. Даже дети не боятся. В информационном центре АЭС как раз во время нашего приезда экспонировалась выставка детских рисунков - победителей традиционного открытого конкурса «Рисуют дети Атомграда». Меня поразил позитивный взгляд всех юных художников. Мирный атом на их рисунках - обычная повседневность и только.

Безопасность априори

Хотя к безопасности на Ростовской АЭС относятся очень и очень серьезно. Начнем с того, что фото- и радиоаппаратуру у журналистов проверяли трижды. Причем до самой поездки мы отправили списки с номерами всех (!) приборов и даже аккумуляторов. И каждый раз их сверяли. Такой уровень безопасности я, провинциальный журналист, что скрывать, видела только раз в жизни: когда с одним из российских министров летала в другую страну.

Но больше всего меня поразили подписанные и разноцветные каски. Это тоже для безопасности. Белые - у инженерно-технических работников, оранжевые - у рабочих. А у тех, кто работает в непосредственной близости от реакторов, они зеленые. Правда, за все время пребывания на станции мы таких даже не увидели.

Есть еще много других тонкостей. Например, инструктаж по технике безопасности для нас, туристов от СМИ, в том числе и о том тоже, что в одних помещениях нельзя находиться без каски, в других - нельзя в каске...

Кстати сказать, в безопасности на атомной электростанции кровно заинтересованы все. Не зря же за минувший год от оперативного персонала АЭС поступило 3390 предложений по совершенствованию эксплуатации атомной станции. Здесь это называют «культура безопасности», и она, как фундаментальный принцип, является приоритетной в деятельности. Есть даже совет по качеству и культуре безопасности, действует институт уполномоченных по культуре

безопасности, проводятся конкурсы по ней среди подразделений. На станции изучают и внедряют практики других АЭС, мониторят свою. В российских масштабах Ростовская атомная станция за последние десять лет пять раз признавалась лучшей по культуре безопасности.

- Безопасность - это главный приоритет в нашей работе, - с этих слов начал традиционное ежегодное общение с журналистами ведущих СМИ и информационных агентств Южного и Северо-Кавказского федеральных округов директор Ростовской АЭС Андрей Сальников на пресс-конференции.

Он не скрывал, что руководству АЭС важно, чтобы журналисты, которые все увидели своими глазами, убедились, что Ростовская АЭС работает в безопасном режиме, соответствующем мировым стандартам. Кстати, в прошлом году на атомной станции не было ни единого ЧП.

Главный итог деятельности Ростовской АЭС в 2019 году - что она работает надежно и безопасно, подчеркнул директор атомной станции. Ее радиационный фон и прилегающей территории находится на уровне, соответствующем нормальной эксплуатации энергоблоков, и не превышает естественных фоновых значений.

Сравнительная история

Всего энергоблоков на АЭС четыре. Крайний, четвертый, был введен в эксплуатацию в 2018 году. Тип реактора водо-водяной (какие еще бывают, я, честное слово, не усвоила) энергетический реактор (ВВЭР-1000), 1000 - это мощность в 1000 мегаватт. Кто забыл, один мегаватт - это миллион ватт, к небольшому количеству которых мы привыкли, скажем так, в домашних электроприборах. Четвертый энергоблок стал последним «тысячником», построенным в России. Потом строились более мощные с реакторами ВВЭР-1200. Ростовская АЭС единственная в современной России, которая за семь лет запустила три энергоблока - 2-й, 3-й и 4-й.

С первым все было гораздо сложнее. Его полномасштабное строительство началось в октябре 1979 года. А 26 апреля 1986 года взорвался реактор четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Вспомните, как все мы были напуганы: и на Украине, и в России (в то время – части СССР), и в других странах мира. Причины взрыва и сейчас не до конца ясны.

Тогда экологи резко активизировались и активно возражали против строительства АЭС в Ростовской области. Так что, почему в 1990 году ее строительство было приостановлено и станция переведена в режим консервации, было понятно. Но все равно обидно. В то время энергоблок № 1 был готов уже на 95 процентов, энергоблок № 2 - на 30 процентов. Была сооружена фундаментная плита энергоблока № 3, вырыт котлован для энергоблока № 4. Только в 2000 году Госатомнадзор России выдал лицензию на продолжение сооружения энергоблока № 1. Он был введен в промышленную эксплуатацию в 2001 году, № 2 - в 2010-м, № 3 - в 2015 году, № 4 - 2018-м.

Но, конечно же, первый энергоблок давался сложнее всего. Волгодонская коллега рассказала мне историю директора стройки Эдуарда Николаевича Мустафинова (он родился в 1935-м, а умер в прошлом году). Того самого, под руководством которого построенные станционные объекты и смонтированное оборудование первого энергоблока удалось сохранить во времена консервации целое десятилетие. Так вот, нынешний директор АЭС Андрей Сальников пригласил его в гости на станцию. Пенсионер обомлел от всего увиденного и был растроган: он посмотрел, в какое великолепие превратилось дело, которое он начинал много лет назад.

В холле административно-бытового корпуса АЭС есть четверо электронных часов, которые показывают время работы каждого из реакторов. И на них, право слово, нужно взглянуть!

Конечный результат

И еще одна новость. На Ростовской АЭС больше не строят новых энергоблоков. 2019-й стал первым за многие последние годы, когда ничего не возводилось. И не будет. Во всяком случае, в ближайшем будущем.

- Жалко, что стройка закончилась, - говорит Андрей Сальников. - Мы жили в таком темпе, приобрели такой опыт, осваивали новые технологии. Удовольствие от этого получали… Четвертый энергоблок сдали на два месяца раньше срока и построили его на полтора миллиарда рублей дешевле планируемой стоимости.

Сейчас многие строители уезжают. В Волгодонске им больше нечего делать. Но их опыт и умения востребованы на АЭС под Курском, на Ленинградской АЭС, где строятся новые энергоблоки. Плюс к этому «Концерн Росэнергоатом» начал программу набора на строительство атомных электростанций за рубежом - в Турции, Бангладеш, Венгрии… А есть еще единственная в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов», которая вырабатывает электричество в энергосистему Чукотки.

Что же делать теперь атомщикам, когда ушло время, в котором они жили только стройкой? Андрей Сальников считает, что началось время переосмысления некоторых подходов к эксплуатации, есть возможность заняться тем, на что вчера не хватало возможностей.

К примеру, сегодня первый, второй и третий энергоблоки работают на 104 процента проектной мощности. Документы на разрешение такой же нагрузки четвертого блока АЭС уже готовы. И как только Рос-энергонадзор их одобрит, то и он заработает за стопроцентной отметкой. Журналисты задали вопрос: а разве так можно? По словам Андрея Сальникова, не только можно, но и нужно. Не стоит забывать, что проекты энергоблоков двадцатилетней давности (вспомните, на сколько было законсервировано строительство!). В них заложены необоснованные и избыточные, с точки зрения современной науки и техники, запасы прочности. Новые знания и новые технологии позволяют эти запасы использовать.

Ремонт по графику

В 2020 году АЭС и ее коллектив должны обеспечить выработку 30 млрд 900 млн киловатт-часов электроэнергии. Это немного меньше, чем в предыдущем году. Но показатель установлен, по словам А. Сальникова, «исходя из продолжительности плановых ремонтных кампаний года». В 2019-м успешно провели ремонт на энергоблоке № 4 и начали ремонт на третьем. В 2020-м закончили ремонт на третьем (на днях пресс-служба Ростовской АЭС сообщила: на энергоблоке № 3 с опережением графика завершен плановый ремонт. Блок выведен на разрешенный уровень мощности и уже вырабатывает миллионы киловатт-часов электроэнергии дополнительно). Начали ремонтировать второй энергоблок, и запланирован ремонт первого энергоблока.

Энергоблоки - это такие же механизмы, только сложнее, чем другие. У каждой запчасти есть определенные сроки службы, определенный механизм проверки, обслуживания и замены. Но строго в определенные сроки. Обо всех этих тонкостях нам толковал заместитель главного инженера по ремонту Иван Малахов. Поэтому график планово-предупредительного ремонта расписан не по часам, а по минутам. Тем более, что на третьем меняли и модуль одной из систем безопасности. В системе - три модуля или, можно сказать, три уровня. Каждый из них до недавнего времени мог работать в одной системе программирования. А единственный сбой мог привести к неполадкам во всех трех. Требование сегодняшнего дня для всех российских АЭС: как минимум две системы должны работать в разных системах программирования. Стоит эта модернизация около миллиарда рублей. Но экономить на безопасности - себе дороже.

…Видеть в турбинном отделении третьего энергоблока атомной станции разобранной махину - саму турбину - зрелище не для слабонервных. Особенно, если учесть, что температура в блоке, где уже несколько дней она не работает, уверенно держится на

+ 30. (Отвлекаясь от темы ремонта, замечу, рабочие в один голос сказали, что это рай. Когда энергоблок работает, бывает и около 50).

Что именно ремонтируют, я перечислять не буду, названия узлов, агрегатов и процессов понятны лишь специалистам. Ну что такое, например, очистка конденсаторов турбопитательного насоса? Но словечек интересных я там нахваталась. Увидела надпись «телескоп», спрашиваю, что это? Оказалось, что это какая-то особая дырочка в кожухе турбины. Да, там еще есть полярный кран (он находится в реакторном отделении)…

Что такое градирни

Что такое градирня и для чего она служит, я, конечно, тоже не знала. Даже слова такого не слышала. Вот что значит специфика атомной отрасли. Оказалось, это такой большой-большой «вентилятор» в виде башни (высота 170 метров) для охлаждения горячей воды, которая питает турбину. Вещь на самой южной АЭС крайне необходимая. Особенно когда температура воздуха зашкаливает за 40 градусов! Испарительная градирня работает так: разбрызгивает горячую воду и смешивает ее с более холодным наружным воздухом. При этом часть воды превращается в пар и вместе с нагревшимся наружным воздухом выбрасывается в атмосферу, оставшаяся же вода охлаждается до нужной температуры. В помощь башенным испарительным градирням решили строить вентиляторные градирни, они меньше размером, но помогут в пиковые месяцы высоких природных температур охлаждать воду в башенной испарительной градирне.

Визит на стройплощадку вентиляторных испарительных градирен был последним. Мы увидели, как в железобетоне обретает контуры уникальное инженерное решение, повышающее безопасность атомной станции.

На Ростовской АЭС строить вентиляторные градирни начали в сентябре прошлого года. Будет четыре блока таких градирен: по три секции в каждом блоке. Все работы планируется завершить и ввести все градирни в строй уже в нынешнем году. АЭС вложила в новые инженерные сооружения около миллиарда рублей

Слышать людей

Атомщики много чего делают для развития Волгодонска.

900 миллионов рублей вложили в строительство 13 километров дороги от города до АЭС, одна полоса уже готова, мы по ней ехали. Волгодонск с их помощью внедряет «бережливые» технологии в рамках проекта «Эффективный муниципалитет». Обратите внимание только на названия: «совершенствование питания школьников в лицее № 24» (это чтобы как можно большее количество детей получало горячее питание) или «повышение эффективности работы пассажирского транспорта» (для всех городов актуально, между прочим). А еще пополам с городской властью атомщики будут строить Дворец единоборств. АЭС соинвестор «бережливых» поликлиник в селе Дубовка, Цимлянске и Волгодонске. Андрей Сальников не считает такое сотрудничество с городом и горожанами чем-то особенным. «Это наша обязанность и наша ответственность», - говорит он.

А еще на АЭС очень внимательны к людям. Да и социальные позиции станции очень сильны. В Ростовской области коллективный договор предприятия много лет подряд признается лучшим. По последнему слову медицины оснащен санаторий-профилакторий «Белая вежа». Около двухсот атомщиков ежегодно отдыхают в одном из санаториев Кисловодска (вот и еще один ставропольский интерес). И еще один факт, который сразил и меня, и коллег-журналистов. В Волгодонске стоит незаселенным жилой дом: желающих нет, нет тех, кто нуждается в жилье. Но пять квартир атомщики подарили медикам - тем, кто их сейчас врачует, и тем, кто еще придет на работу.

…Виталий Власов, охранник из «Щита-2», обеспечивающего безо-пасность на одном из объектов АЭС, рассказал мне, что есть специальные ящики для вопросов руководству станции. И на них всегда(!) отвечают. Он, например, задал вполне конкретный вопрос об экологической безопасности Цимлянского моря и остался вполне удовлетворен ответом. А меня удивило, что в переходах между энергоблоками (в них, кстати, очень холодно) просто стены и окна, а живых цветов нет. По мне, так очень кстати были бы. Александр Илюшин пообещал от моего имени опустить в такой «вопросный» ящик от моего имени записку с цветочным предложением. Приеду еще раз на АЭС, проверю. Обещали пригласить…