17:36, 6 февраля 2020 года

Пятеро ставропольских школьников разработали мобильную канатную дорогу

Их можно будет развернуть и начать движение гораздо быстрее, чем обычно - всего за несколько часов. Это изобретение пригодится для спасательных или строительных работ.

Команда из детского технопарка «Кванториум» Ставрополь»: семиклассник Дмитрий Окс и девятиклассники Алексей Валюшко, Инна Гвоздикова, Владислав Переверза и Артём Фесенко - заняли первое место в VI Всероссийской научно-технической конференции «Строим IT-будущее вместе». Этот приз им присудили за разработку прототипа мобильной канатной дороги.

В чем уникальность этого ноу-хау? Экономическая выгода, оперативность монтажа и простота эксплуатации. Пустить фуникулер можно будет над рекой или обрывом на любом прочно зафиксированном тросе, не требующем специальных опор. Проект, созданный ребятами, не включает мощных узлов с двигателями (как это обычно бывает), которые вынуждены тянуть не только груз, но и канат. В новой версии транспортного средства предусмотрена трата энергии только на перемещение «вагончика», трос остается неподвижным. Фуникулер у школьников стал самоходным. Это позволяет пустить подряд несколько подобных тележек.

Руководитель группы юных изобретателей, педагог дополнительного образования Михайловского филиала центра «Поиск» (куда входит детский технопарк «Кванториум») Дмитрий Степанов пояснил, что при проведении широкомасштабных строительных работ в труднодоступных районах со сложным рельефом местности всегда есть необходимость перемещения грузов или техники на высокие крутые склоны или на противоположные берега глубоких каньонов. Строительство временных технологических дорог или использование авиации в таких случаях неоправданно дорого, длительно по времени, опасно для персонала и наносит непоправимый ущерб окружающей среде, а вот изобретение ребят может решить проблему:

- Традиционные канатки имеют несколько значительных недостатков: дорога однопутная, в каждом направлении без ответвлений. При возникновении аварии на линии останавливается движение на всем протяжении дороги - объехать этот участок невозможно, нельзя перейти ни на запасной путь, ни сократить его по более короткому маршруту. В нашем проекте конструкция опор и подвеса каната выполнены особым образом. Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение тележки, найден способ хода по канатным дорогам с неподвижным канатом, позволяющий преодолевать узлы промежуточной подвески троса, аналогичные узлам подвеса высоковольтных проводов линий электропередачи.

Процесс разработки проекта потребовал немало усилий. Чтобы собрать конструкцию, движущуюся по тросу с помощью четырех колес, школьники применили навыки конструирования, знания механики, электроники, программирования, энергетики и материаловедения. Сами колеса фуникулера ребята спроектировали и распечатали отдельно на 3D-принтере. Здесь тоже все не так просто.

К двум колесам с помощью цепи подводится энергия для вращения. Для надежности и функциональности устройство имеет два отдельных привода, каждый из них работает от собственного двигателя. Чтобы исключить возможность проскальзывания колес по тросам, разработан прижимной механизм, помогающий тележке подниматься по наклонному канату. Он работает от третьего двигателя устройства. Тележка получает питание от литиевых аккумуляторов из конструктора для сбора робототехники. Причем блоки управления аккумуляторами и управления движением фуникулера разведены по разным контроллерам. Это сделано для безопасности. В случае поломки одного из них или выхода из строя их легче отремонтировать или заменить блок целиком. Управлять тележкой сможет даже ребенок. Это делается при помощи мобильного телефона, через блютус. Ребята сами написали и установили программу.

Предложенный вариант канатки имеет перспективы инженерного совершенствования: можно увеличить грузоподъемность и интервал автономной работы без подзарядки. Ну а пока, по словам одного из разработчиков Артёма Фесенко, изобретение хранится в качестве музейного экспоната «Кванториума»:

- Сейчас проект служит примером усидчивости, ибо попыток для его создания было немало. Он вдохновил некоторых людей на создание чего-то своего. На данный момент наша команда работает над системой безопасности для «умного дома». Она будет распознавать лица, иметь возможности голосового ассистента и предупреждения сообщениями с фото. Ну и куда без мониторинга состояния дверей и сигнализации? Тоже будет.

Это уже не первая разработка, над которой трудятся дети из технопарка «Кванториум» Ставрополь». Окончить это учебное заведение невозможно без создания собственного проекта. Этот процесс помогает ребятам получать именно практические знания. Прикладные навыки поспособствуют не только легкому поступлению в вуз, но и востребованности при приеме на работу. Здесь нужно сказать и о том, что весомую поддержку в наукоемком современном образовании детей оказывает правительство и министерство образования Ставропольского края. Благодаря этому реализуется региональный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». В 2020 году на него потратят более 130 миллионов рублей. Вот как раз изобретения подростков и есть маркеры результативности работы по реализации регпроекта.

«Канатки станут мобильными»
Газета «Ставропольская правда»
7 февраля 2020 года