Ставропольский живописец Дмитрий Гущин представил выставку «Помни о войне»
Вся экспозиция составлена из работ одного автора - известного ставропольского живописца и педагога Дмитрия Гущина. Он представляет поколение послевоенных детей, которые не только знают о войне по рассказам своих отцов-фронтовиков, но и сами испытали на себе ее последствия - тяготы разрухи, голода, горя родных и близких, оплакивающих невернувшихся с войны.
- Дмитрию Сергеевичу всегда была близка тема войны и памяти о ней, и в его творчестве она нашла свое особое преломление, - рассказывает заведующий передвижными выставками музея Сергей Думкин. - Думаю, наши юные зрители в гимназии, с которой музей сотрудничает уже несколько лет, с интересом воспримут работы Гущина. Во-первых, потому что этих ребят можно назвать подготовленной, отзывчивой публикой, живущей буквально рядом с художественными полотнами. А во-вторых, мне кажется, никого не оставит равнодушным присущая палитре Дмитрия Гущина неповторимая лирическая проникновенность. Она очень выразительно присутствует и в этих работах, отражающих непростую для нашего народа тему войны.
В теме нынешней экспозиции соединились две важные даты - годовщина освобождения Ставрополя и приближающееся 75-летие Победы. Обе близки каждому ставропольцу. И художнику Гущину, конечно, тоже. Дмитрий Сергеевич, как человек и художник, воспринимает ее особенно остро и щемяще. На его полотнах нет героических атак и праздничных салютов. У него иные сюжеты, более приземленные что ли. Словно подсмотренная в реалиях неустроенность военного быта поражает своей страшной обыденностью, как и негромкая боль о невосполнимости человеческих утрат... Причем картины эти отличают камерность размеров, подчеркнуто неброские краски, нередко даже отсутствие конкретного главного героя. Но эта «простая» изнанка войны удивительным образом наполнена и высокой эпичностью, и философским многообразием смыслов, и подлинным патриотизмом, наконец.
- Посмотрите, в пейзаже «Земля-Матушка» сам воздух пропитан атмосферой войны, хотя война уже давно закончилась. А земля, истерзанная швами траншей, воронками от взрывов, хотя и находит в себе силы возрождаться вновь, в то же время молча и прочно хранит память. Дмитрий Сергеевич признавался мне, что картина давалась ему довольно тяжело, творчески мучительно. В конце концов из сюжета ушли ненужные детали, и смысл композиции сложился, - рассказывает Сергей Думкин.
А вот жанровое полотно «А где сыновья?» имеет прямое отношение к семье художника, к 1942 году, когда самого Дмитрия еще не было на свете, а в его родном селе Кугульта немцы с румынами устанавливали «новый порядок». На картине мы видим группу женщин с детьми, в центре - дед, у которого к тому времени два сына уже погибли на фронте. Оккупанты вывели из дома все семейство, проводили обыск - не скрывают ли тут военных… Отсюда название картины, поражающей все той же гущинской предельной «простотой» сюжета. И практически документальностью, ибо дом-то родной, даже номер «52» четко читается. И мы словно оказываемся там, в далеком грозном времени, и так хочется спрятаться за спину этого могучего деда, заслонившего собой домочадцев от незваных гостей… Между прочим, сегодня Дмитрий Гущин, сменив городскую суету на тишину природы, вновь живет в своем родовом кугультинском гнезде под номером 52.
Своя история у полотна «Забытая земля», создававшегося автором на территории Дома творчества «Академическая дача имени И.Е. Репина» в Тверской области. Художник бывал там очень часто, и буквально влюбился в природу Центральной России. Замысел картины родился, когда Дмитрий Сергеевич увидел поразивший его красивейший ковер цветущего разнотравья. Вполне мирный пейзаж, которому однако реально продолжали угрожать заброшенные минные поля. Художник сделал несколько этюдов, разрабатывая сюжет композиции… В конце концов остановился на фигуре солдата-сапера с миноискателем, идущего по этому сказочно красивому полю. О чем он думает, осторожно, шаг за шагом испытывая судьбу - свою и в целом всего притихшего вокруг прекрасного мира? И сколько еще смертоносного металла до сих пор остается на бывших полях сражений…
Войне, перепутавшей миллионы судеб, художник, по сути, обязан жизнью: его родители познакомились, когда отец после тяжелого ранения попал в госпиталь в Баку и там встретил будущую жену. За плечами у солдата уже были страшные бои в Белоруссии, под Сталинградом, на Украине. На фронт отца больше не взяли, зато много пришлось ему потрудиться на фронте мирном, на ставропольской земле. Не случайно, значит, образ земли-матушки так близок его сыну-художнику.
В «военных» работах Д. Гущина можно увидеть очень много: и трагизм, и тонкую печаль, и светлую грусть. Да, были огромные жертвы, были невиданные разрушения, было поистине всенародное горе. Но и Победа - тоже всенародная! Израненная, но непокоренная земля, отчий дом - это осталось нам в наследство. И, конечно, Память, хранимая в семейных фотоальбомах и старых письмах, запечатленная на полотнах художников, в обелисках и мемориалах. Замечательно, что новое поколение сегодня тоже прикоснется к этой Памяти через творчество талантливого земляка.
Думаю, впереди у нас еще немало таких творческих встреч, ведь ставропольские художники неоднократно обращались и продолжают обращаться к неисчерпаемо глубокой теме войны. Вместе с ними мы будем помнить о войне ради мира на земле. Скоро еще в ряде школ Ставрополя откроются экспозиции, посвященные войне и Победе. Например, в школе № 22 музейщики монтируют выставку репродукций «Летопись мужества и побед» из фондов изомузея. Намечена аналогичная передвижная выставка в музее села Левокумского.
Стоит добавить, что несколько произведений Дмитрия Гущина из экспозиции «Помни о войне» при содействии изомузея вошли в иллюстративный ряд недавно изданного краевой библиотекой для молодежи им. В.И. Слядневой красочного календаря 2020 года, посвященного начавшемуся Году памяти и славы в России. «Полевая почта», «Наступление», «Непокоренная земля» и другие полотна открывают нам незабываемые страницы истории самоотверженной борьбы, великих страданий и великого подвига.
21 января 2020 года